Татьяна
Практико-ориентированный проект «Путешествие маршрутика»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1»
Практико-ориентированный проект
«Путешествие маршрутика»
Т. А. Лукашова,
Руководитель МО, воспитатель
КЕМЕРОВО
2022
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…. 3
Актуальность…. ….4
Цели и задачи проекта….…5
Партнёры, участники и место реализации….…. 6
Используемые ресурсы…. 7
Сроки реализации проекта ….…8
Формы и методы работы….9
Финансирование проекта …. 9
Основные ожидаемые результаты …. 10
Список литературы …11
Публикация «Практико-ориентированный проект „Путешествие маршрутика“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2022
Годовой план проекта (приложение 1…. 12
«…Но неизменно я тобою дорожу,
Родной мой город, вдоль Томи и Искитимки…»
Введение
«Край родной, на век любимый, где найдёшь еще такой…» Эти слова словно запали в душу с самого рождения. Вроде бы ничего такого, но стоит произнести начало и в голове уже звучит продолжение.
Действительно, место, где мы родились, где прошло наше детство, юность, где живут родители, является по-настоящему родным. Нам, жителям Кузбасса, повезло намного больше. Наш удивительный таёжно-угольный край самый богатый, и богатство это не деньги и драгоценности, а леса, поля, реки, горы и равнины… А сколько у нас самых разных достопримечательностей! Как же успеть изведать это всё? А очень просто! Не надо откладывать в долгий ящик, надо начинать сразу же как стал дошколёнком. Ведь каждый из нас с самого детства должен знать свой край, свою Родину, любить её, беречь. Не смотря на свои небольшие размеры, Кемерово имеет достаточное количество особенных, значимых мест. И столь необычный подход к изучению БДД влечет за собой воспитание не только грамотных участников дорожного движения, но и маленьких патриотов нашего славного города Кемерово с столетней историей.
Мы воспитываем новое поколение, и совсем ещё маленькие кемеровчане вскоре будут творить свою историю, но мы просто обязаны передать им всё то, что у нас есть. В их руках будущее не только нашего города, но и всей страны в целом.
«А куда мы сегодня пойдём?» - пытливый звонкий детский голос задаёт вопрос.
«В музей», - отвечает педагог. И вот уже на всю группу разносится радостный крик, ребята начинают активно собираться, ведь совсем скоро они отправятся в увлекательное путешествие по улочкам города, где конечной целью будет музей, театр, филармония, библиотека, кукольный театр. Это будет совсем другое восприятие, ведь дошколята вживую увидят его, смогут всё потрогать. Но сначала, в стенах дошкольной ступени вместе с героем Маршрутиком, они будут изучать схемы - маршрута к тому или иному объекту. В интерактивной игре воспитанники миллион раз успеют повторить все сигналы светофора, слово «зебра» так и будет доноситься с разных сторон, и каждый маленький пешеход вновь ощутит себя полноценным участником дорожного движения.
Актуальность
В современном городе количество автомобилей на дорогах и улицах возрастает с каждым годом. Неграмотность водителей и пешеходов может повлечь за собой очень серьёзные последствия. В связи с чем, обеспечение безопасности детей на улицах и дороге становится одной из самых важных задач.
Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка. Обучение самых маленьких пешеходов, заключающееся в изучении правил и основ безопасности дорожного движения, осуществляется в процессе пеших экскурсий, прогулок к культурным объектам областного центра.
Дошкольная ступень МБОУ «Гимназия№1» сегодня – доступная площадка для организации и успешного проведения проектной деятельности с воспитанниками. Это образовательное учреждение, обеспечивающее познавательно-речевое, художественно-эстетическое, физкультурно-оздоровительное, социально-личностное развитие ребёнка.
Патриотическое воспитание и воспитание дорожной безопасности в дошкольной ступени можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на воспитание, формирующее современную образованную личность.
Новизна данного проекта заключается в привлечении нестандартного, интерактивного подхода к изучению БДД и вопросов краеведения. Воспитанники узнают правила дорожного движения посредством ознакомления с достопримечательностями города Кемерово, совершая пешие прогулки, экскурсии, приключенческие туры.
Практико-ориентированный проект «Путешествие Маршрутика» направлен на краеведение, патриотическое воспитание детей с включением изучения правил безопасного движения в интересной и доступной для детского восприятия форме - интерактивной игре, которая состоит из схем-маршрутов, стихов, творческих заданий. Такой интерактивный прием в работе с детьми предлагает осмысленный подход воспитанника к материалу, более глубокую его проработку и запоминание, что особенно актуально в современном образовании.
Цель проекта
Создание условий для технологии интерактивного игрового обучения воспитанников дошкольной ступени.
Формирование духовно-нравственного отношения к родному городу; воспитание гуманной личности, достойных граждан России.
Формирование основ безопасного поведения на дороге и улице.
Задачи
• Познакомить с достопримечательностями города Кемерово; прививать бережное отношение к достояниям города;
• Формировать любовь к родному краю через познание окружающего мира;
• Повысить ответственность родителей за воспитание у детей культуры безопасного поведения на дороге и улице. Формировать у детей представление об организации движения пешеходов и транспорта на дорогах и улицах;
• Учить соблюдать правила безопасного дорожного движения.
Практико-ориентированная деятельность органично вписывается в Основную образовательную программу дошкольного образования дошкольной ступени МБОУ «Гимназия № 1» в свете ФГОС ДО. Она активно вплетается во все виды деятельности и составляет с ними единое целое.
Партнёры проекта
• Социальные партнёры дошкольной ступени гимназии (ВУЗы Кемеровской области, учреждения дополнительного образования, музеи, театры, библиотеки).
Участники
Дошкольная ступень МБОУ «Гимназия №1» г. Кемерово (воспитанники, педагоги, родители).
Место реализации проекта
Дошкольная ступень МБОУ «Гимназия №1»
Курсы, используемые в проекте
Научно-методические:
• Функционирование творческой группы по реализации проекта в дошкольной ступени гимназии;
• Разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности проекта;
• Внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
• Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию информационных компьютерных технологий в работе с детьми.
Кадровые:
• Создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки педагогов, участвующих в реализации проекта;
• Привлечение необходимых специалистов извне;
• Создание творческих групп.
Информационные:
• Формирование банка данных по реализации проекта;
• Мониторинговые мероприятия;
• Организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта.
Материально-технические:
• Приобретение технических и дидактических средств обучения;
• Оснащение дошкольной ступени гимназии организационно-техническими средствами.
Финансовые:
• Смета расходов дошкольной ступени гимназии;
• Спонсорская и благотворительная помощь.
Сроки реализации проекта
Реализация проекта осуществляется в течение 2 лет, в период с 01.09.2022 по 01.09.2024 гг. и включает в себя три основных этапа.
1 этап – организационный
• Разработка нормативно-правовой базы;
• Создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
• Разработка структуры работы в воспитательно-образовательном процессе дошкольной ступени.
2 этап – внедренческий
• Апробирование и внедрение новых образовательных технологий в воспитательно-образовательный процесс дошкольной ступени гимназии;
• Подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;
• Выстраивание сотрудничества с родителями и городскими образовательными и социальными структурами;
• Обновление и обогащение предметно-развивающей среды дошкольной ступени гимназии;
• Совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
• Обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы дошкольной ступени перед родителями и общественностью.
3 этап – результативный
• Анализ результатов реализации проекта в дошкольной ступени гимназии, корректировка содержания, подведение итогов;
• Обобщение опыта работы педагогов;
• Трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях.
Формы и методы работы
1. Учебная деятельность:
• Непосредственно образовательная деятельность со всем коллективом детей, в ходе которой решаются намеченные задачи;
• Экскурсии и походы (интересное и полезное педагогическое мероприятие, при котором решаются оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические задачи);
2. Игровая деятельность:
• Настольно-печатные игры;
• Предметные игры;
• Словесные игры;
• Подвижные игры;
• Творческие игры;
• Сюжетно-ролевые игры.
Финансирование проекта
Предлагаемый проект не требует больших финансовых затрат. Все ресурсы имеются в распоряжении образовательного учреждения (инструменты, материалы и т. д.). Однако, некоторое привлечение средств всё же необходимо. Мы предполагаем получить их в виде спонсорской помощи от заинтересованных в реализации проекта партнёров.
Основные ожидаемые результаты
1. Повышение познавательной активности детей через патриотическое воспитание;
2. Сформированные навыки у воспитанников спокойного, уверенного, культурного, безопасного поведения в дорожно-транспортной среде;
3. Сформированные представления детей о достопримечательностях города Кемерово, об устройстве города, улиц, дорог.
4. Развитие коммуникативных способностей, познавательной активности, инициативности, самостоятельности дошкольников;
5. Вовлечение родителей в единое образовательное пространство в процессе сотворчества.
6. Умение детей работать по правилам и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Список литературы
1. Авдеева, Н. Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Авдеева, Н. Н. Князева О. Л., Стеркина Р. Б., Просвещение, 2007
2. Воронова, Е. А. Воспитать патриота : программы, мероприятия, игры / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону : Феникс, 2008.
3. Зиновьева, М. В. Влияние стиля родительского воспитания на развитие предпосылок мировоззрения у детей дошкольного возраста: диссертация на соиск. учен. степ. канд. психологических наук: (19.00.13) /М. В. Зиновьева. — Москва, 2001.
Приложение 1
ГОДОВОЙ ПЛАН ПРОЕКТА
«ПУТЕШЕСТВИЕ МАРШРУТИКА»
Особенностью организации воспитательно-образовательного процесса дошкольников через практико-ориентированную деятельность является создание туристической экспедиции «Путешествие Маршрутика».
В туристическую экспедицию входят воспитанники дошкольной ступени и педагоги.
Деятельность туристической экспедиции построена по единому алгоритму:
1. построение маршрута экспедиции, интерактивное знакомство с объектом изучения;
2. приключенческий тур к объекту изучения;
3. «находки» (обсуждение тура, полученной информации);
4. «журнал экспедиции» (создание отчёта в творческой форме – рисование, лепка, аппликация, фотоотчёт и т. д.)
Каждый ребёнок, входящий в состав туристической экспедиции, является неотъемлемой частью всего образовательного процесса. План проектной деятельности построен с учётом способностей и интересов каждого члена туристической экспедиции.
Итогом каждого приключенческого тура является создание отчёта, где дошкольники в творческой форме раскрывают всю суть тура.
Такой необычный подход к изучению достопримечательностей города Кемерово и безопасности дорожного движения позволяет не только хорошо освоить, изучить, узнать родной край, но и в то же время позволяет познать правила дорожного движения.
Месяц Тема Виды деятельности Задачи
Сентябрь «Первооткрыватель каменного угля Михайло Волков»
1. Построение интерактивного
маршрута Создать интерактивный маршрут до памятника М. Волкову. Дать понятие о ПДД.
2. Приключенческий тур Посетить памятник М. Волкову. Расширить знания детей о знаках дорожного движения.
3. «Находки» Закрепить полученные знания о М. Волкове. Закрепить знания о понятии ПДД.
4. «Журнал экспедиции» Создать отчёт о туре Пополнить папку интерактивной доски.
Октябрь «Кемеровский областной краеведческий музей»
1. Построение интерактивного маршрута Создать маршрут до краеведческого музея. Расширить знания детей о светофоре.
2. Приключенческий тур Посетить краеведческий музей. Повторить правила пользования светофором.
3. «Находки» Обсудить и закрепить полученные знания о краеведческом музее. Закрепить знания детей о светофоре.
4. «Журнал экспедиции» Создать творческий отчёт о туре.
Ноябрь «Кемеровская областная библиотека для детей и юношества»
1. Построение интерактивного маршрута
Создать маршрут до библиотеки для детей и юношества. Познакомить с видами перекрестков
2. Приключенческий тур Посетить библиотеку для детей и юношества. Расширить знания детей о видах перекрестка
3. «Находки» Выявить значение библиотеки для участников экспедиции. Закрепить знания о видах перекрестка.
4. «Журнал экспедиции» Создать отчёт о туре.
Декабрь Музей КемГУ
«Археология и этнография Сибири»
1. Построение интерактивного маршрута Создать маршрут до музея КемГУ «Археология и этнография Сибири». Познакомить со знаком дорожного движения – пешеходный переход.
2. Приключенческий тур Посетить музей КемГУ «Археология и этнография Сибири». Расширить знания о дорожном знаке «Пешеходный переход» на практике.
3. «Находки»
Обсудить и закрепить полученные знания о музее КемГУ «Археология и этнография Сибири». Закрепить знания детей дорожном знаке «Пешеходный переход».
4. «Журнал экспедиции» Создать творческий отчёт о туре.
Январь Планетарий
КемГУ
1. Построение интерактивного маршрута. Создать маршрут до планетария КемГУ. Познакомить с дорожным знаком «Осторожно, дети!»
2. Приключенческий тур Посетить планетарий КемГУ. Расширить знания о дорожном знаке «Осторожно, дети»
3. «Находки» Обсудить и закрепить полученные знания о планетарии. Закрепить знания о дорожном знаке «Осторожно,дети!»
4. «Журнал экспедиции» Создать отчёт о туре.
Февраль Кемеровский областной театр кукол имени А. Гайдара
1. Построение интерактивного маршрута. Создать маршрут до театра кукол. Познакомить детей с дорожным знаком «Главная дорога»
2. Приключенческий тур Посетить театр кукол. Формировать у детей ориентиры в городе. Расширить знания о дорожном знаке «Главная дорога».
3. «Находки» Обсудить значимость театра кукол. Закрепить знания о дорожном знаке «Главная дорога»
4. «Журнал экспедиции» Создать отчёт о туре
Март «Парк Победы им. Жукова»
1. Построение интерактивного маршрута Создать маршрут до парка. Познакомить детей с дорожным знаком «Пешеходная дорожка»
2. Приключенческий тур Посетить «Парк Победы». Расширить наглядно знания о дорожном знаке «Пешеходная дорожка».
3. «Находки» Закрепить полученные знания о «Парке Победы». Закрепить знания о дорожном знаке «Пешеходная дорожка».
4. «Журнал экспедиции» Создать творческий отчёт о туре.
Апрель
«Мемориал Славы воинам-кузбассовцам, погибшим в годы Вов»,
«Музей боевой Славы Кузбасса»
1. Построение интерактивного маршрута.
Создать маршрут до Мемориала Славы, музей. Познакомить с дорожным знаком «Движение пешеходов запрещено»
2. Приключенческий тур Посетить Мемориал Славы, музей. Расширить знания о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено»
3. «Находки» Обсудить тур, закрепить полученные знания. Закрепить знания о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено».
4. «Журнал экспедиции» Создать отчёт о туре.
Май Монументальная композиция «Сила шахтерских традиций», филармония 1. Построение интерактивного маршрута Создать маршрут следования до филармонии, монументальной композиции. Расширить знания о БДД для пешеходов.
2. Приключенческий тур Посетить филармонию, монументальную композицию. Повторить правила пользования пешеходным переходом, светофором и др. знаками дорожного движения.
3. «Находки» Закрепить полученные знания о достопримечательностях города Кемерово. Закрепить полученные знания о ПДД, а так же безопасности участников дорожного движения.
4. «Журнал экспедиции» Создать творческий отчёт с привлечением фоторепортажа достопримечательностей города Кемерово.