Елена Полуказакова
Причины пунктуационных затруднений в предложениях с обособленными оборотами
▼ Скачать + Заказать документы
Трудности в применении правил выделения обособленных второстепенных членов предложения связаны с недостаточным развитием логического мышления (неумением провести грамматический анализ, выделить семантические отрезки, определить стилистические и функциональные особенности структурных единиц предложения). Ученики старших классов не всегда владеют такими грамматическими понятиями, как причастие и деепричастие, определяемое слово, уточняемые и уточняющие члены, приложение, согласованное и несогласованное определение. А если учащийся не может распознать деепричастие, то, следовательно, не может выделить и деепричастный оборот; если не различает приложение, распространенные и нераспространенные члены предложения, то не определяет условия действия пунктуационной нормы.
Публикация «Причины пунктуационных затруднений в предложениях с обособленными оборотами» размещена в разделах
Пунктуационные ошибки вызваны разными причинами. Среди основных факторов, влияющих на уровень владения правилами обособления, можно выделить следующие:
1. Репродуктивное обучение недостаточно полно обеспечивает усвоение школьниками правил обособления, не создает оптимальных условий для стимулирования мыслительной деятельности.
2. Методика работы над обособлением должна опираться на методические принципы, в частности на принцип структурно – семантического анализа предложения, наблюдения над интонацией, сопоставления синтаксических структур, развития речевого слуха. Особое внимание следует уделять формированию осознанных действий по правилу.
3. Существенное влияние на уровень пунктуационной грамотности школьников оказывает качественны отбор дидактического материала. Практический дидактический материал представляет собой многообразие синтаксических построений и отражает варианты пунктограмм, в том числе варианты трудностей в применении правил обособления. Чтобы избежать смешения грамматических факторов в сознании ученика, следует варьировать дидактический материал, сравнивать и сопоставлять сходные синтаксические конструкции, учить школьников выделять опознавательные признаки пунктограммы.
4. Слабое владение учащимися базовыми грамматическими знаниями и опорно- языковыми умениями влечет за собой пробелы в пунктуационных знаниях.
О сформированности пунктуационного навыка школьников можно судить по правильному применению правил в условиях совмещения пунктуационных полей в предложении. Ученики часто ошибаются, к примеру, в таком предложении : Все гремело, вздрагивая, и отталкивало звуки. Причина ошибки – привычка не ставить запятую перед одиночным союзом И, соединяющим однородные члены предложения. Чтобы правильно расставить знаки препинания, ученик должен определить смысловые отрезки, грамматические отношения между ними, отношения обособленных членов ко всему предложению и значение синтаксической единицы.
Умело проведенная работа по характеристике интонационного рисунка может предупредить ряд пунктуационных нарушений, особенно в конструкциях, осложненных определениями с обстоятельственным значением, приложениями, уточняющими членами. Но следует помнить, что интонация провоцирует ученика на интонационное нарушение. Например, в предложении : В молчанье, рукой опершись на седло, с коня он слезает - первая запятая почти не выделяется, и учащийся ошибочно включает в состав деепричастного оборота слово, с которого начинается предложение.
Школьники порой не владеют навыками пунктуационного анализа, не могут установить последовательность и зависимость друг о друга действий по применению правила.
Приведем примеры типичных затруднений школьников. По теме «Обособление определений» ученики чаще всего делают ошибки при выделении определений с обстоятельственным значением (по количеству допущенных ошибок это правило занимает первое место); определений, оторванных от определяемого слова; нераспространенных определений. Из-за того что школьники не могут выяснить, имеет ли определение добавочное обстоятельственное значение, они допускают ошибки в предложениях типа : Замкнутый, осторожный и трусливый, волк в минуту решающей схватки делается яростным и дерзким. Причина ошибки заключается в том, что, обнаружив определение по отношению к определяемому слову, учащиеся прекращают дальнейший анализ, не устанавливают связи между определением и сказуемым, по которому определяется значение уступки или причины.
Немало пунктуационных ошибок допускают ученики в предложениях с обособленным нераспространенным определением. Эти построения учащиеся квалифицируют как необособленные однородные определения. Поэтому возникает пунктуационное нарушение - запятые не ставятся на границах обособленной конструкции. Трудно усваивается учениками и правило расстановки знаков препинания в предложении с нераспространенным приложением, относящимся к нарицательному существительному, а также выделение приложений с союзом КАК.
Несмотря на то что правило обособления обстоятельств, выраженных деепричастиями и деепричастными оборотами, легко воспринимаются и запоминается учениками, его применение тем не менее вызывает трудности. Пропуск запятых при одиночных деепричастиях наблюдается чаще, чем при деепричастных оборотах. В письменной и разговорной речи нераспространенные деепричастия используются реже деепричастных оборотов, поэтому у школьников нет прочного навыка их распознавания. Особенно много ошибок допускается в тех случаях, где одиночное деепричастие находится в начале или в конце предложения. Так ка школьники затрудняются провести структурно – семантический анализ предложения, они не могут определить функцию деепричастия и пропускают знак препинания. Причиной пунктуационных нарушений при выделении деепричастий в середине предложения может быть смешение деепричастий с другими формами глагола и наречия. Например в конструкции: От неба, качаясь, движется завеса, и, будто в зеленой пыли, стоит за ней опушка леса – учащиеся неверно выделяют обособленное обстоятельство, присоединяя к одиночному деепричастию необособленное обстоятельство. Аналогичное нарушение наблюдается и в следующей синтаксической модели: Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседней зале, темной и пустой.
Среди предложений с обособленными уточняющими членами наиболее сложными являются конструкции типа: В небе, на востоке, краснеет одинокая звезда. Слабо владея логико-грамматическими категориями, учащиеся не различают уточняемый и уточняющие члены предложения, квалифицируют их как однородные и поэтому пропускают вторую запятую парного знака.
Модели заданий и упражнений, предусматривающих работу по трансформации и конструированию языкового материала.
№1. Подберите отрывки из произведений любимого писателя (150-180 слов) и подготовьтесь к лингвистическому анализу текста. Определите тему и основную мысль повествования, тип и стиль речи, подберите материал для доказательного ответа. Проведите исследовательскую работу: выясните, сколько всего предложений в тексте и сколько в них осложненных обособленными оборотами. Постарайтесь подобрать к ним синонимичные конструкции, если то возможно. Сравните варианты по выразительности. Сделайте вывод о роди обособленных оборотов речи.
№2. Из данных форм слов сконструируйте предложения с обособленными определениями и приложениями.
1)Разбудило, по-летнему, природу, яркое, весеннее, окружающую, солнце, нежное. 2) Лодка, волнами, подгоняемая, по реке, неслась, быстро. 3) Архитектор, как, он, надежды, подавал, большие. 4) Взрослому, было, немного, мне, стыдно. 5)Страстного, как, книголюба, была, у него, библиотека, прекрасная.
№ 3. Подготовьтесь к графическому диктанту. Определите, какие члены предложения соединяет союз И. (Знаки препинания не расставлены).
1)Море у его ног лежало безмолвное и белое от облачного неба. 2)Брат вернулся из поездки усталый и встревоженный. 3) Уже старый и больной он неожиданно изучил якутский язык и перевел с него обширную поэму. 4)Снежок выпавший ночью и тающий у нас на глазах делает склон еще долее скользким. 5)Зло подул ветер, и, сырой, по-весеннему рыхлый, повалили снег.
№ 4. Прочитайте известные шутки А. П. Чехова. Объясните характер грамматических ошибок. Исправьте данные предложения.
1)Когда у вас в гостях сидят, так вы в его впившись глазами, словно в ангела какого-нибудь. 2) Добрые люди уже чаю напившись, а вы все никак глаз не продерете. 3)Церковь была заперши, и колокольню всю как есть полымем обхватило. 4)Будучи болен, некому мне даже воды подать.
№5. Вставьте на месте пропусков уточняющие члены предложения, подходящие по смыслу.
1)За рекой, …., лес зеленый стоит. 2)Все здесь, …., казалось мирным. 3)Над лугом…., поднялся густой туман. 4)Внизу,, уже темно и глухо. 5)Тихо, …., она говорила что-то странное.