Оксана Валерьевна
Консультация «Агрессивность ребенка: причины и профилактика»
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии (действию)
Агрессия – намеренные действия, направленные на причинение ущерба другому человеку, группе людей, животному.
Повышенная агрессивность детей является одной наиболее острой проблемой нашего времени. Она волнует и врачей, и педагогов, и психологов, и родителей. Актуальность темы несомненна, так как число детей с агрессивным поведением постоянно растет.
Публикация «Консультация „Агрессивность ребенка: причины и профилактика“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для родителей
- Темочки
Природа агрессивности.
1. Агрессивность – врожденное, инстинктивное свойство человека. Наиболее цивильная форма разрядки агрессии это конкуренция, различного рода состязания, занятия физкультурой, участие в спортивных соревнованиях.
2. Агрессия как поведенческая реакция на фрустрацию, т. е. травмирующую ситуацию.
3. Агрессивность как характеристика поведения, формирующаяся в результате научения, т. е. поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий (стиль общения в семье)
Причины агрессивности:
• Ухудшение социальных условий жизни части детей
• Кризис воспитания в ряде семей
• Невнимание к нервно-психическому состоянию ребенка (как дома, так и в учреждениях)
• Увеличение доли патологических родов, оставляющих последствия в виде нарушений головного мозга
• Социокультурные факторы –средства массовой информации, кино, СМИ, которые пропагандируют культ насилия.
Формирование детской агрессивности.
Первый вариант воспитания агрессивности – чрезмерно предупредительные родители. Добиваясь нужного результата постоянно с помощью агрессии, ребенок вырабатывает стереотип агрессивного поведения (крик, топот, физические действия)
Второй вариант воспитания агрессивности – родители эмоционально отвергают ребенка, относятся к нему пренебрежительно или негативно (на мальчика особенно влияет отсутствие матери). Такое отношение порождает страх, ведущий за собой агрессию.
• Заболевание центральной нервной системы
• Агрессивность как средство психологической защиты
• Агрессивность как следствие нарушения семейного воспитания:
- неприятие детей родителями
-безразличие или враждебность со стороны родителей
-разрушение эмоциональных связей в семье
-неуважение к личности ребенка
-чрезмерный контроль или полное отсутствие его
-избыток ли недостаток внимания со стороны родителей
-запрет на физическую активность
Отказ в праве на личную свободу
• Нарушенная исследовательская активность ребенка
• За агрессивность принимают что-то другое (упрямство, сопротивление)
Особенности проявления детской агрессии:
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии (двойственность натуры: решительность, смелость или мягкость, уступчивость)
4. Дети, склонные к проявлению негативизма (основная черта характера – эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение)
Как работать с агрессивными детьми.
Работая с ребенком параллельно необходима работа со взрослыми.
В зависимости от причин агрессии взрослым необходимо:
• Изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную
• Изменить стиль взаимодействия с детьми;
• Расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.
• Воспитание на принципах сотрудничества
• Научиться владеть собой
Рецепты избавления от гнева
Содержание и пути выполнения:
1. Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно
-Слушайте своего ребенка
-Проводите с ним вместе как можно больше времени
-Делитесь с ним своим опытом
-Рассказывайте ребенку о своем детстве, победах и неудачах
-Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности
2. Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия
-Отложите совместные дела с ребенком
-Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения
3. Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии
-Говорите детям прямо о своих чувствах, желаниях, потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате»
4. В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
-Примите теплый душ, ванну
-Выпейте чаю
-Послушайте любимую музыку
5. Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.
-Не давайте играть ребенку вещами, которыми дорожите
-Не позволяйте выводить себя из равновесия, научитесь предчувствовать наступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой и ситуацией
6. К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее
-Изучайте силы и возможности своего ребенка
-Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад, школу, отрепетируйте все заранее.
Рекомендации «Как правильно вести себя с детьми, проявляющими агрессию в отношении взрослых и детей»
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии (когда она неопасна и объяснима)
- полное игнорирование реакций ребенка (мощный способ прекращения нежелательного поведения);
- выражение понимания чувств ребенка («Тебе обидно, но…»);
- переключение внимания, предложение какого-либо занятия, задания (помоги, мне, ведь ты можешь)
-позитивное обозначение поведения («Ты злишься потому, что ты голоден»)
2. Акцентирование внимание на поступках (поведение, а не на личности
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
4. Снижение напряжения ситуации.
5. Обсуждение проступка (после ситуации напряжения)
6. Сохранение положительно репутации ребенка
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения
Типы агрессии у детей и способы построения отношений
Название типа агрессии и рекомендации:
Гиперактивно-агрессивный ребенок.
Такие дети, воспитываясь в семье по типу «кумира» или в атмосфере вседозволенности, попадая в коллектив сверстников, могут становиться агрессивными
Необходимо грамотно выстраивать систему ограничений, используя в том числе и игровые ситуации с правилами.
Стимулируйте детей признавать собственные ошибки. Учите их не сваливать свою вину на других. Развивайте чувство эмпатии, сочувствия ко всему живому.
Агрессивно –обидчивый и истощаемый ребенок
Помогите ребенку разрядить психическое напряжение, поиграйте вместе с ним в шумной игре. И стремитесь избегать ситуаций перенапряжения, если ребенок почти всегда агрессивен.
Агрессивный ребенок с позиционно-вызывающим поведением
Решаем проблемы вместе, в сотрудничестве с ребенком, а не за него.
Агрессивно-боязливый ребенок
Работайте со страхами. Создавайте опасные ситуации и вместе с ребенком преодолевайте их.
Агрессивно-бесчувственный ребенок
Стимулировать гуманные чувства у ребенка: жалейте, гладьте кошек и собак, ухаживайте за животными, обращайте внимание на грустное подавленное состояние другого человека и стимулируйте желание помочь. Приучайте ребенка нести ответственность за свое агрессивное поведение (иди извинись, погладь по голове, предложи игрушку, обиженному тобой ребенку и др.)