Олеся Хабарова
Публикация «Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы
Уже с первых дней жизни ребёнок является существом социальным, так как любая его потребность не может быть удовлетворена без помощи и участия другого человека. Социализация, или усвоение ребёнком опыта, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребёнок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Публикация «Публикация „Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Адаптация к дошкольному учреждению - сложный период. Наблюдения показывают, что значительная часть детей с ОВЗ испытывают трудности, связанные с привыканием к режиму, новым системам требований, новым социальным контактам, стилю общения. Возможны неадекватные поведенческие реакции. Как правило, таким детям не хватает самостоятельности, уверенности в собственных силах. Важен правильный подбор методов и приёмов в адаптации детей, ранняя диагностика, наблюдение за ребенком и подбор индивидуальных стратегий развития, трансформация среды, как для детей, так и для взрослых: родителей, педагогов.
Под понятием социализации детей с ограниченными возможностями здоровья понимается – развитие и самоизменение ребенка в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии детей со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. В процессе социализации ребенок становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни в обществе.
Основная проблема социализации - это отклонение от нормального становления личности детей с ограниченными возможностями здоровья. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушения социального взаимодействия неуверенности в себе, снижении работоспособности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению контактирования с обществом.
Одна из главных задач, которую мы ставим перед собой это включение детей с ОВЗ в систему социальных отношений по средствам детских видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения, а также в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с семьями воспитанников. Широкое использование разнообразных форм коррекционной работы с детьми и опыт работы по обеспечению социализации детей с ОВЗ показал эффективность при реализации:
-использования проектного метода в организации непосредственно образовательной деятельности детей : «Семейный альбом», «Ласковая ромашка», «Мой ребёнок самый лучший».
-вовлечения детей с ОВЗ в массовые мероприятия (праздники, развлечения и т. д.) проводимые в образовательном учреждении. Участие воспитанников с ОВЗ в совместных мероприятиях, в театрализованной деятельности, в проведении совместных спортивных и традиционных праздников в ДОУ при обязательной предварительной работе воспитателей и всех специалистов детского сада, родителей, их взаимодействии, что даёт положительную динамику развития детей. Активное участие воспитанников и их родителей в жизни ДОУ и социума дают право говорить об эффективности нашей работы. Мы все понимаем, что первые, основные навыки социального поведения дети получают в семье. И ни для кого не секрет, что родители детей с ограниченными возможностями здоровья – одна из самых сложных категорий родителей, что, несомненно, накладывает отпечаток на формирование личностных качеств детей.
Дети со структурой дефекта нуждаются в систематической квалифицированной профессиональной помощи педагогов, чем и обусловлено их нахождение в специализированных группах. Но рамки группы ограничивают социальные контакты детей и затрудняют возможность их ранней адаптации. Перед нами, педагогами, работающими с данной категорией детей, встала задача устранить данное противоречие, т. е. создать условия для успешной социализации дошкольников с ОВЗ. Таким образом, в детском саду на протяжении нескольких лет проводится целенаправленная работа по социальной адаптации и интеграции детей с сочетанными нарушениями развития.
Постоянная работа с родителями, привлечение специалистов, вовлечение их в проектную деятельность, позволяет родителям иначе взглянуть на своего ребенка, наладить взаимодействие, выработать пути совместной работы, направленной на социализацию и коррекцию детей с ограниченными возможностями в развитии. Родители воспитанников в большинстве своем понимают проблемы своих детей и признают необходимость дальнейшего взаимодействия с педагогами, специалистами. Детский сад становится социальным центром помощи семье в воспитании ребенка дошкольного возраста с ОВЗ. Дети в дальнейшем успешно адаптируются при поступлении в образовательные учреждения, о чем свидетельствуют данные мониторинга педагогов-психологов школы.
Таким образом, проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья связана с социально-психологическими и психолого-педагогическими факторами. Несомненно, социально-педагогическая сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.