Татьяна Нестерова
Опытно-исследовательская деятельность «Потенциал и его реализация»
▼ Скачать + Заказать документы
«В познавательно-экспериментальной деятельности ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения»
Н. Н. Подьяков.
Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Публикация «Опытно-исследовательская деятельность „Потенциал и его реализация“» размещена в разделах
В процессе экспериментирования идет познавательное развитие, обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, т. к. постоянно возникает необходимость анализировать, сравнивать, обобщать. Ребенок получает возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем.
Стимулируется развитие речи так как имеется необходимость формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
Главной целью работы в реализации опытно-исследовательской деятельности является повышение качества познавательного развития дошкольников.
Мы строим учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы ребенок стремился познавать окружающий его мир, умел устанавливать взаимосвязи (как человек зависит от природы и влияет на нее, как растения связаны с воздухом и водой и т. д.) и что самое главное, мог применить полученные знания в своей практической деятельности. В большей степени этому способствуют специально созданные проблемные ситуации и обучающие игры. Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответов на интересующие вопросы.
Например праздники и развлечения «Где можно найти свое отражение», «Солнышко смеется, а сосульки плачут», «Огород на окне», «Праздник мыльных пузырей».
Опытно – исследовательская деятельность у нас присутствует на занятиях, в дидактических играх, беседах, наблюдениях,трудовой деятельности, так же плановые эксперименты. Организация детей проходит в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной (со всей группой) форме. Для проведения экспериментов предпочтение отдается подгрупповой форме организации работы.
Мы даем детям представления:
-о материалах
(песок, глина, бумага, ткань, дерево).
-о природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с
ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды)
-о мире растений (способы выращивания растений из семян, листа,
луковицы; проращивание растений - гороха, бобов,лука,микрозелени, семян цветов).
-о предметном мире (одежда и обувь, их сезонность ; транспорт, игрушки, краски для рисования и их смешивание и прочее).
Так же, мы проводим различные эксперименты с кинетическим песком, лепим различные фигуры, изучаем свойства песка; создаем и пускаем бумажные кораблики по воде. Исследуем различные свойства воды, температурные показатели, лед, соединяем лед и горячую воду создавая «облака», соединяем воду и краску, показываем что в воде тонет, а что плавает. Используем различные виды круп, камушки, бумага разных видов,ткань, специальные приборы в виде зеркала и лупы. Исследуем изменения в природе и рост растений.
Известно, что ни одну воспитательно-образовательную задачу нельзя успешно решить без взаимодействия и взаимопонимания между родителями и педагогами. Родителям интересны предлагаемые опыты с детьми в домашних условиях, связанные с изучаемым в детском саду материалом и соответствующие возрастной категории воспитанников.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Ванная комната: во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: Что быстрее растворится: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. п.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого
больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь
Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа.
Ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.
Давайте – же сделаем ребёнку жизнь интереснее и краше, будем стараться, чтобы у детей создавалось представление о себе как об умеющем, сообразительном, терпеливом. Всё это будет способствовать формированию у ребёнка любознательности самого высокого для дошкольника уровня. А в этом – залог его будущих учебных успехов и творческого отношения к любому делу, с которым он соприкоснётся.