Получи документы

Игры по звуковой культуре речи

Коробова Светлана
Игры по звуковой культуре речи
▼ Скачать + Заказать документы

Игры по звуковой культуре речи «Замени звук. Третий лишний. Кто больше?»

Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Публикация «Игры по звуковой культуре речи» размещена в разделах

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

«Какого звука не хватает

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Материал: Предметные картинки на каждое слово.

Ход игры:

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж] :

друг — дружок, пирог — пирожок,

сапог — сапожок, снег — снежок, рог — рожок,

луг — лужок, творог — творожок, флаг — флажок.

«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш] :

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

«Чудесный художник»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры:

Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель» (или «Где звук).

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры:

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры : По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Материал: Карты с нарисованными картинками.

Ход игры:

У детей – карты с нарисованными картинками.

Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

«Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».

Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши.

Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

«Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Материал: Мяч, значки и т. д.

Ход игры:

В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное, например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т. д.

Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

«Эхо»

Вариант 1

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний, а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:

[А], [У]. [У],[А],[ Ы].

[И], [О] - УА, ЫИ.

[И], [О], [Э]. ЭИ, АО

Вариант 2

Цель: Автоматизировать звук (например звук [С], развивать слуховое внимание, память.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд слогов (слов, а дети повторяют их в той же последовательности.

СА—СО—СУ—. СУ—СА—СЫ—.

АС—ИС—УС —. СЫ—СА—СО—СУ —.

СУ—СО—СЫ—СА —. ЭС—АС—УС—ИС —.

СА—ИС—СО —. ОС—УС—СЫ —. СО—АС—СУ—.

САД—САНИ—САМОЛЕТ —.

СОМ—НОС—УСЫ —.

ОСА—КОСА—ВЕСЫ —.

СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …

Вариант 3

Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р], закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).

Ход игры:

ЛА—РА —. АЛ—АР—АЛ —.

РЫ—ЛЫ —. ИЛ—УР—ОЛ —.

РА—ЛА—РА —. ИЛ—АР—ЛУ —.

ЛЫ—РЫ—ЛО —. РА—ИЛ—РЫ —.

АЛ—АР — …ОР—УЛ —.

РЫБА—ЛУЖА —. ЛОДКА—РАМА —.

РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ —. ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА —.

КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО —. АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА —.

РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК —. РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК —.

Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.

«Загадки «поющих» звуков

Цель: Закрепление знания артикуляции гласных звуков. Угадав загадку, дорисуй отгадку.

Ход игры:

Воспитатель загадывает загадку о звуке, а дети должны назвать звук и показать модель этого звука. За правильный ответ ребенок получает фишку. Побеждает тот, у кого больше фишек.

Пример загадок о звуках :

Шире всех открывает рот - звук.

Губы трубочкой вытягивает - звук.

На вытянутый кружок губы похожи у звука.

Самая широкая улыбка у звука.

Приоткрывает рот и приподнимает язык - звук.

Приоткрывает рот и оттягивает язык назад - звук.

«Какой звук чаще звучит

Цель: Упражнять детей в определении звука, который чаще звучит; развивать мыслительные операции, фонематический слух.

Ход игры:

Ведущий даё т детям задание: «Я буду читать стихотворение, вы внимательно слушайте и определите, какой звук чаще всего звучит».

Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.

Зазудел комарик тонко: З-з-з — поёт он звонко-звонко,

Повторяет много раз Резвым мошкам свой рассказ.

«Громко-шепотом»

Цель: Учить детей подбирать сходные по звучанию фразы, произносить их громко или шепотом.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что в гости к котенку прилетела оса. Сначала можно произнести фразу вместе: «Са-са-са — прилетела к нам оса». Затем эта рифмовка повторяется громко — тихо — шепотом (вместе со взрослым и индивидуально).

— Су-су-су — кот прогнал осу. (Текст проговаривается быстро и медленно.)

Можно предложить детям закончить фразу самостоятельно: «Са-са-са — (там летит оса, су-су-су (как прогнать осу, (я боюсь осу) и т. п.

Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи, детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Для выработки хорошей дикции, четкого и правильного произнесения как отдельных слов, так и фраз широко используется специальный материал (чистоговорки, потешки, считалки, небольшие стихотворения, который произносится детьми с разной силой голоса и в различном темпе. При отгадывании загадок дети могут определить, есть ли заданный звук в отгадке.

«Лодочка и пароход»

Цель: Развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на две группы: одна группа — лодочки, другая — пароходы.

Воспитатель: Когда плывет лодочка по реке, то слышно: «Шух, шух, шух»; когда корабль, то слышно «Тшух, тпш, тшух» (дети повторяют звукосочетание) .

По сигналу «Плывут лодочки» первая группа детей идет по группе и произносит звукосочетания : «Шух, шух, шух» по сигналу «Плывут пароходы» упражнения выполняет вторая группа.

Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

.

Презентация дидактической игры «Третий лишний»

Средняя группа (от 4-5 лет). Кожанова Надежда студентка 3 курса, группы ДО-15. Дидактическая задача: Цель. Закреплять знания о многообразии.

Игры по звуковой культуре речи

"Угадай, чей голос" Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать.

Публикации по теме:

Дидактические игры по обучению грамоте и звуковой культуре речиДидактические игры по обучению грамоте и звуковой культуре речи Игра "Ромашка" Эта игра предназначена для дифференциации звуков. Ребёнок должен собрать две ромашки по определённым звукам. После того,.

Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд»Дидактическое пособие по звуковой культуре речи «Поезд» Цель: 1. Закреплять умение определять указанный звук в словах. 2. Развивать умение определять количество звуков в словах. 3. Развивать.

Игры по звуковой культуре речи "Угадай, чей голос" Цель: Развивать у детей слуховое внимание, учить их отчетливо произносить многосложные слова громко и шепотом, различать.

Игры по звуковой культуре речи «Замени звук. Третий лишний. Кто больше?» Игра «Замени звук» Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Игры по звуковой культуре речи и обучению грамоте Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими.

НОД по развитию речи и звуковой культуре речи «Приходи к нам в гости Зимушка-зима» НОД по развитию речи и звуковой культуре речи в подготовительной группе «Приходи к нам в гости Зимушка - зима» Цели: учить детей отвечать.

Роль дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Игры по звуковой культуре речи» Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук С» Занятие. Звуковая культура речи: звук С. Цель: Отработать четкое произношение звука С. Отчетливое произношение звука в словах и фразовой.

Игры по звуковой культуре речи «Найди место звука в слове» Цель: упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце). Ход игры: Воспитатель.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [Ш]» Тема: Звуковая культура речи: звук [ш] Цели: 1) Познакомить с новым звуком [ш]. 2) Показать артикуляцию звука. 3) Упражнять в произношении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по звуковой культуре речи
Опубликовано: 3 января 2019 в 20:03
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по звуковой культуре речи» (включая файлы) размещена пользователем Коробова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД