Айсель Джафарова
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста «Толерантность в современном мире»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование толерантности у детей дошкольного возраста
«Толерантность в современном мире»
Подготовила: Джафарова Айсель Джафар кызы,
воспитатель ГБДОУ НАО
«Детский сад «Семицветик»
В мире миллионы людей. Они разные. У них разный пол, разный возраст, разный социальный статус, разная внешность, разные национальности. Мы разные, но мы все живем на одной планете - Земля. Мы каждый день сталкиваемся с большим количеством людей, которые не такие как мы, они не похожи на нас, они другие. Мы должны принимать их индивидуальность, уважать их права, выслушать их мнение. Мужчина должен уважать женщину, а женщина мужчину, взрослый - ребенка, а ребенок - взрослого, физически и психически здоровый человек должен уважать больного человека, представитель одной национальности должен уважать представителя другой национальности.
Публикация «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста „Толерантность в современном мире“» размещена в разделах
В настоящее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, мире без насилия и жестокости, толерантность является неотъемлемым элементом современного общества. Понятийное содержание толерантности раскрыто в «Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО». Воспитание толерантности является общим делом многих государственных и общественных институтов. Среди них на первом месте - семья, которая должна быть ориентиром, живым примером семейных приоритетов: отношений, мнений, суждений, поступков – она создает разноплановый и противоречивый жизненный опыт детей, прямо или опосредованно формирующим и питающим толерантность дошкольника.
Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность, взаимная нетерпимость и культурный эгоизм.
Как показывает ежегодная диагностика личностных качеств детей старшего дошкольного возраста, указывает на то, что дети замечают у себя больше достоинств, чем недостатков; способность к эмпатии у них практически не выражена; во всех проблемах чаще обвиняют окружающих, отмечается повышенная обидчивость, агрессивность. Низкий уровень познавательного интереса к своей стране, миру, к жизни, культуре народов разных стран. Причин этому много - средства массовой информации, социальное окружение детей, также непонимание друг друга возникают в связи с разными ценностями, культурой, языком. Практический опыт по формированию у детей навыков социальной ответственности, уважительного отношения между детьми, независимо от физических возможностей, национальности, - еще недостаточен. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений, продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования. Поэтому, воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь основ толерантной культуры (Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп). По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни.
Под толерантностью исследователи понимают: - ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур; - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.
Детский сад сегодня — это модель будущего общества. В современном детском саду могут быть представители разных религий и культур, с разным цветом кожи, одетые в традиционную или современную одежду, ребенок привыкает к тому, что разнообразие мира — норма. Детям, начинающим узнавать свой город, свою страну с дружбы со сверстниками и взрослыми, говорящими дома на ином, чем русский, языке, легко познакомиться с разными сказками, легендами, видами искусств и ремесел, привычками питания, свойственными калейдоскопу культур, проходящему у них перед глазами. Для них естественно и непреложно видеть в другом человеке товарища, с которым можно делать что-то интересное вместе. Новые обычаи рождаются на глазах, трансформируются вековые стереотипы, начавшие мешать новому витку отношений между современными диаспорами.
Также, хотелось отметить, что в нашем регионе и конкретно в нашем дошкольном учреждении воспитываются дети разных национальностей и дети с ограниченными возможностями здоровья. Обучение таких детей русскому языку сегодня — одна из наиболее актуальных проблем. Наиболее перспективен интегративный (комплексный) подход к развитию детей нерусской национальности, направленный на взаимодействие, уважение личностных особенностей, предполагающий овладение детьми русским языком как вторым (а не иностранным) и приобщение их к русской культуре при сохранении родного языка и родной культуры.
Надо стараться сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами. Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Достижением первых семи лет становится развитие самосознания: ребенок начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем его социальном мире, вычленять его ценности.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Для того, чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников. Роль педагога – удовлетворить детское любопытство и дать детям элементарные знания о традициях, быте, культуре народов родного края.
Итак, толерантность – это общение и свобода мысли, совести и убеждений, гармония в многообразии, добродетель, которая делает возможными достижения взаимопонимания между людьми, родителями и детьми мирным бесконфликтным путем. Конечно же, отмечая и восхваляя отличия других, не значит, что стоит отказаться от собственного наследия и культуры. Ваша семья может иметь свои давние культурные и религиозные традиции, которые являются поводом для гордости. Уважать и ценить традиции других нужно продолжая уважать и ценить свои собственные.
Таким образом, детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, может и должен уделять особое внимание проблеме толерантности, так как именно в детском возрасте закладываются основы поведения человека в обществе. Следовательно, вопрос обучения толерантности становятся актуальным, является неотъемлемой составляющей прав человека.