Мельникова Любовь Валерьевна
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
(Слайд 1)Добрый день, уважаемые коллеги! Моя профессия-воспитатель! Уже 5 лет я работаю воспитателем вЧерлакском детском саду. И этим я очень горжусь!
С целью распространения и обогащения педагогического опыта, общения с педагогами принимаю участие в конкурсе профессионального мастерства «Воспитатель года».
Публикация «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста (из опыта работы)» размещена в разделах
В рамках конкурсного испытания предлагаю вашему вниманию свое публичное выступление на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
Вопрос развития мелкой моторики рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
(Слайд 2)Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной деятельности ребенка. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Развитие мелкой моторики в дошкольном возрасте важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, писать и рисовать да и просто выполнять множество различных действий. Предстоящая учебная деятельность потребует от ребёнка определённого уровня готовности тонких движений рук к выполнению мелких и точных действий. Мускулатура должна быть хорошо развитой, движения точны.
Развитие мелкой моторики один из важных показателей готовности ребенка к школе он играет важную роль в овладении учебными навыками. Ребенок имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, хорошо развиты память, внимание и связная речь. Ведь умение ребенка производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.
(Слайд 3)Следует отметить, что мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
(Слайд 4)При формировании у детей определенной системы знаний и умений по развитию мелкой моторики придерживаюсь в своей практике и рекомендую использование следующих принципов:
Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития. Считаю своей главной задачей - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы индивидуальной работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.
Принципы последовательности и систематичности. К. Д. Ушинский писал: «Только система, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями.». Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность. Наличие системы придает воспитанию организованность, последовательность от простого к сложному. Начиная с раннего детства, усвоение знаний наравне с формированием умений, должно происходить систематически, а не от случая к случаю.
(Слайд 5)Недостаточное развитие общей и мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению задержки развития ребёнка, проблем в контакте со взрослыми и сверстниками и в конце концов может привести к негативному отношению к детскому саду, а потом и к учебе в школе. Даже самые незначительные нарушения мелкой моторики могут оказывать неблагоприятное влияние на развитие ребенка дошкольника в целом.
(Слайд 6)Анализируя проблемы детей дошкольной группы с которыми мне пришлось столкнуться и опыт педагогов наставников три года назад, был определен выбор темы самообразования - «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников». Изучены и внедрены в активную практику работы инновационные технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии с целью создания условий для формирования у воспитанников представления о здоровом образе жизни.
2. Технологии проектной деятельности. Совместно с детьми реализуем проекты по данной теме. Знания, полученные ребёнком в ходе работы над проектом, становятся его личным достоянием и прочно закрепляются в системе знаний об окружающем мире.
3. Игровая технология, которая является фундаментом всего дошкольного образования.
4. Информационно-коммуникационные технологии. Компьютерная техника, интерактивная доска позволяют мне вызвать активный познавательный интерес у детей
5. Технология исследовательской деятельности. Моя цель – познакомить детей с исследовательской и опытно-экспериментальной деятельностью. Непосредственное участие ребёнка в ходе эксперимента позволяет ему увидеть процесс и результаты.
6. Личностно-ориентированные технологии. В ходе игр личность ребёнка ставится во главу обучения, что позволяет мне обеспечить условия для развития личности воспитанников.
(Слайд 7) За время работы над темой самообразования «Развитие мелкой моторики у дошкольников» мной разработаныметодические и дидактические материалы:
- перспективные планы работы вгруппе;
- картотека игр и упражнений;
- конспекты непосредственно-образовательной деятельности;
- консультация для педагогов;
- консультация и беседы, в том числе и индивидуальные, для родителей;
- родительские собрания.
Активно распространяю педагогический опыт и наработки посредством публикации в электронных средствах массовой информации, в муниципальных конкурсах и педагогических чтениях.
В 2019 году награждена Почётной грамотой комитета по образованию Администрации Черлакского муниципального района за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста.
(Слайд 8) Комплексный подход и систематизация изученного и внедренного в практику работы опыта позволил с учетом возрастных и психологических особенностей детей разработать циклограмму работы педагога по развитию мелкой моторики
у дошкольников, способствующих развитию психических процессов развития ребенка : речи, мышления, воображения, памяти и внимания.
(Слайд 9) Эффективность внедряемой практики работы с детьми подтверждает мониторингопределения уровня развития мелкой моторики. Результаты мониторинга отражают стабильную положительную динамику в развитии мелкой моторики у детей
(Слайд 10) Важную роль по развитию мелкой моторики играют-родители. В ходе совместной работы с семьями воспитанников использую разнообразные как традиционные, так и не традиционные формы. Среди традиционных - родительские собрания, консультации, анкетирование, утренники, дни открытых дверей, оформление информационных стендов, участие в создании предметно- развивающей среды.
Также применяю нетрадиционные формы. Так, например, информационные материалы из жизни группы с наглядным сопровождением размещаю на сайте в интернете. Успешно привлекаю родителей к участию в спортивных праздниках, творческих конкурсах, тематических досугах, оформлению стенгазет и буклетов. Организую мастер – классы, круглые столы, видео-презентации, фотовыставки.
(Слайд 11) Считаю, что главное в моей работе – это успехи воспитанников, развитие их способностей, а также теплые искренние слова от родителей за заботу, ласку и любовь к детям. С полной уверенностью мог утверждать, что готоварасти профессионально, постигать новое и не останавливаться на достигнутом!
(Слайд 12) Спасибо за внимание!