Приложение МААМ

Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения дошкольников к культуре (из опыта работы)

Клара Ноговицына
Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения дошкольников к культуре (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Ноговицыной Клары Андреевны, воспитателя МБДОУ Детский сад N20

Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения дошкольников к культуре

Аннотация: В «Концепции дошкольного образования Республики Саха (Якутия)» предметно-пространственная развивающая среда рассматривается как условие для организации деятельности общения, игры и продуктивных видов деятельности.

Публикация «Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения дошкольников к культуре (из опыта работы)» размещена в разделах

Ключевые слова: Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно и долговременно на жизнь ребенка. Предметно-развивающая среда — организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

В «Концепции развивающей среды ДОУ» доктора психологических наук С. Л. Новоселовой написано, что развивающая предметная среда- это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Предметно-пространственная развивающая среда является условием для организации деятельности: общения, игр и продуктивных видов деятельности.

Так, предметно-пространственная организация помещений ДОУ и участков служит интересам и потребностям ребенка, а ее элементы – развитию ребенка.

Проблема введения детей в художественную культуру актуальна в современной «педагогике искусства», поскольку культура служит важным и доступным детям дошкольного возраста источником информации о мире, жизненных ситуациях.

предметно-развивающая среда — организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

Психологические основы построения развивающей предметной среды детства опираются на деятельностно - возрастном системном подходе и современных представлениях о предметном характере деятельности, ее развитии и значении для психического и личностного развития ребенка.

Таким образом, построение предметно-развивающей среды предполагает опору на личностно-ориентированную модель взаимодействия между взрослыми и детьми. Предметно-развивающая среда должна быть системой, т. е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, целям воспитания и обучения детей, а также основным принципам проектно-дизайнерской культуры.

Анализ развивающей среды показал, что все базовые компоненты очень хорошо оснащены, оборудованы, кроме двора-участка детского сада.

Данное анкетирование было выбрано, так как именно родители являются первыми педагогами и именно, они организуя развивающую среду дома, родители также создают опыт общения ребенка с окружающим миром, столь необходимый для художественной творческой деятельности. И соответственно для выявления положительного опыта создания развивающей среды в семье мы выбрали анкетирование по методике Дубровой В. П.

Родителям задавался ряд вопросов, касающихся улучшение среды в ДОУ и в семье. Таким образом, по результатам анкетирования выявлено:

1. Большинство родителей довольны качеством ухода за ребенком.

2. Есть семьи в которых не созданы условия для интеллектуального развития

3. Не у всех имеются полное условие для всестороннего развития ребенка.

У большинства родителей трудностями в развитии ребенка является недостаток свободного времени, недостаток знания о развитии ребенка. Только 2 родителей указывают на отсутствие нормальных жилищных условий, 2- не хватает денег на приобретение чего- либо.

Изучив и проанализировав пришли к такому выводу:

1. В МДОУ детский сад 20 «Куорэгэй» создана комплексная среда, содержащая элементы нескольких культур. И в такой специально созданной среде усваиваются в различных видах деятельности обычаи, традиции, праздники, игры, танцы, песни, которые характеризуют художественную культуру. И наконец, в такой среде развиваются социальные отношения, определенные взаимосвязи, общение, без которых не может состояться приобщение детей к культуре.

2. Развивающая среда средней группы ориентирована на зону «ближайшего развития», так как:

- в группе находятся предметы и материалы, известные детям;

- также находятся те, предметы и материалы, которыми дети будут овладевать с помощью взрослого;

- помимо выше перечисленных предметов, находятся совсем незнакомые предметы и материалы.

3. В построении развивающей среды ДОУ и группы учитываются все принципы построения развивающей среды.

4. Родители, социальные партнеры ДОУ, считают, что в саду создана хорошая сменяемая, разнообразная, вариативная, динамичная среда.

5. Опираясь на работы таких педагогов : нами разработаны следующие модели развивающей среды : монокультурная среда, комплексная предметно- пространственная среда, поликультурная среда.

6. Сделаны рекомендации по созданию художественно-развивающей предметно-пространственной среды.

Новизной нашей работы, является разработка модели развивающей предметной среды.

Нами разработаны 3 модели развивающей предметной среды на основе работы В. Н. Лукьяненко, Н. В. Подашуль и др., также создавая, модели мы опирались на опыт МДОУ № 2398 г. Москвы.

1 модель: Модель монокультурной среды строится на основе русской народной культуры и такого феномена, как сказки животных. Символические образы русских народных сказок доносят доступную детям этнокультурную информацию о своем народе, его быте, обычаях содержат народные знания, побуждают детей к познанию.

Модель 2: Модель комплексной предметно- пространственной монокультурной среды. Представлена в виде художественно – творческого комплекса, выступающего как пространство жизнедеятельности друзей, обеспечивающее максимальные возможности развития детского творчества, интеллектуальной и художественной культуры. В художественнотворческий комплекс входят следующие компоненты: комната сказок, комната русского быта, музыкальный зал, детская библиотека «Почитай-ка», художественная мини галерея, постоянно действующая выставка детского творчества, художественная студия. Каждый из компонентов художественно-творческого комплекса выполняет свою специфическую миссию, и в то же время все они связаны единой целью, направлениями и формами работы, творческим взаимодействием детей и педагогов.

Модель 3: Модель поликультурной среды развития и воспитания детей. Строится с учетом социально-культурной специфики донского края. В связи с тем что Юг России представляет сложное многонациональное сообщество людей, актуализирует проблема воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении в духе познания и принятия различных национальных культур.

Таким образом, исследование проблемы создания художественно-эстетической пространственно-предметной среды как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре, а также результаты исследования по созданию развивающей среды МДОУ детский сад №20 «Куорэгэй», позволяют сделать следующие выводы:

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка.

Непременным условием построения развивающей среды является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

Психологические требования к построению развивающей среды :

- среда должна быть современной, отвечающей основным положениям эргономики, удобной для детской деятельности;

- должна обеспечивать достижение нового, перспективного уровня в развитии детской деятельности;

- базисные компоненты среды должны быть сомасштабны и соотносимы с макро- и микропространством деятельности детей и взрослых;

- должна удовлетворять потребностям актуального, ближайшего и перспективного развития ребенка, развития творческих способностей на основе амплификации предметной основы конкретных видов деятельности;

- должна учитывать возрастные особенности детей детского сада

Педагогические характеристики построения предметно-развивающей среды :

- комфортность и безопасность обстановки, выполнение санитарно-гигиенических норм;

- соответствие развивающей среды той образовательной программе, по которой работает детский сад;

- учет всех направлений развития ребенка;

- разнообразие сред, их рациональное расположение;

- обеспечение богатства сенсорных впечатлений;

- обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности;

-обеспечение возможности для исследования, поисковой деятельности, экспериментирования;

- доступное расположение предметов и пособий в соответствии с возрастом детей;

- создание условий для изменения, дизайна окружающей среды.

Ведущими принципами создания развивающей среды являются : принцип дистанции, позиции при взаимодействии; принцип активности; принцип стабильности-динамичности; принцип комплексирования и гибкого зонирования; принцип эмоциогенности среды (индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого); принцип сочетания привычных и неожиданных элементов; принцип открытости — закрытости; принцип учета половых и возрастных различий детей.

Проанализирована развивающая среда МДОУ №20 «Куорэгэй». В данном детском саду создана комплексная среда, содержащая элементы нескольких культур. И в такой специально созданной среде усваиваются в различных видах деятельности обычаи, традиции, праздники, игры, танцы, песни, которые характеризуют художественную культуру. И наконец, в такой среде развиваются социальные отношения, определенные взаимосвязи, общение, без которых не может состояться приобщение детей к культуре.

Список литературы:

1. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное образование в России. -М., 1993.- С. 8-33.

2. Концепция дошкольного образования республики Саха Якутия // Нормативно – методические документы в области дошкольного образования Республики Саха (Якутия);[сост. Е. Н Колосова]- Якутск – Компания «Дани Алмас», 2008- С. 136.

3. Аттестация и государственная аккредитация дошкольных образовательных учреждений. - М. ,1997

4. Научно-методический журнал для педагогов и родителей. - Детский сад от А до Я. -№4(16)-2005., С. 6.

5. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. -М., Центр инноваций в педагогике,1995

6. Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда : Рекомендации по проектированию вариативных дизайн – проектов – М., 1991. – С. 192

7. Полякова М. Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении // Готовимся к аттестации; Метод. Пособие для педагогов ДОУ. С. П. Б., 2000.-С. 267

8. Проблемы формирования ключевых компетентностей в дошкольном возрасте / Министерство образования Республики Саха (Якутия); сост. Саввинов В. М, Ситникова Н. В, Колосова Е. Н. – Якутск 2002- С. 112

9. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. -М. ,2003.- С. 192.

10. Честнова Н. Ю. Как обустроить детский сад? -2007. – С. 252.

Публикации по теме:

Конспект «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда для обучения дошкольников ПДД» «Лучшая развивающая предметно-пространственная среда для обучения дошкольников ПДД» Знакомить: с правилами поведения пешеходов.

Предметно-развивающая среда как условие самостоятельной художественной деятельности дошкольников ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования: Развитие самостоятельности – одна из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста. В педагогике.

Развивающая предметно-пространственная среда для организации профориентационной работы с дошкольникамиРазвивающая предметно-пространственная среда для организации профориентационной работы с дошкольниками «Развивающая предметно-пространственная среда для организации профориентационной работы с дошкольниками» Ознакомление детей старшего дошкольного.

Презентация «Развивающая предметно-пространственная среда старших дошкольников» «Нет такой стороны воспитания, на которую Обстановка не оказывала бы влияния, Нет способности, которая не находилась бы В прямой зависимости.

Развивающая среда как условие формирования активно-действенного интереса у старших дошкольников к региональной культуре .

Предметно-пространственная среда как условие поддержки инициативы и творчества детей Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников 2 слайд. В требованиях Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, развивающая предметно-пространственная.

Развивающая предметно-пространственная среда как эффективное средство по ПДД у дошкольников РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК, ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ДОРОГЕ.

Опыт работы «Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию» Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию Выступление на педагогическом совете Воспитатель Борзенкова.

Экокультурная развивающая предметно-пространственная среда — основа опыта общения ребенка с природой Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое «поле» ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения дошкольников к культуре (из опыта работы)
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 14:48
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения дошкольников к культуре (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Клара Ноговицына (УИ 2072314) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД