Наталия Баранцева
Экокультурная развивающая предметно-пространственная среда — основа опыта общения ребенка с природой
▼ Скачать + Заказать документы
Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое «поле» ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия формирования личности.
Развивающая предметно-пространственная среда – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Такое определение дает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Именно он регламентирует требования развивающей среды, устанавливает принципы, по которым она строится и ставит задачи перед педагогом для полноценного развития ребенка в такой среде.
Публикация «Экокультурная развивающая предметно-пространственная среда — основа опыта общения ребенка с природой» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2019
Исследуя среду, ученые по-разному определяли ее воспитательный потенциал. Отечественный философ и культуролог, В. С. Библер, писал о силе и действии, заключенной в развивающей среде. Влияние среды на формирование отношения к базовым ценностям человечества и усвоения социального опыта, исследовали Л. П. Буева и Н. В. Гусева. Такие ученые, как Ю. Г. Волков, В. С. Поликарпов, отмечали, что развивающая среда стимулирует групповые интересы и усиливает взаимоотношения. Но несмотря на различные мнения ученых о воспитательном потенциале среды, все они определяли развивающую предметно-пространственную среду как необходимое условие развития личности ребенка [4;58].
С учетом угроз глобального экологического кризиса ответственное отношение человека к окружающей среде и природным ресурсам приобретает все большее значение. В связи с этим во всем мире разрабатываются и реализуются программы экологического образования и воспитания ребенка на всех уровнях образования, в том числе и на уровне дошкольного образования.
Согласно ФГОС ДО, познавательное развитие ребенка дошкольного возраста предполагает знакомство с миром природы и формирование экологического сознания. Данная образовательная область обеспечивает формирование представлений о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее, а также приобретение навыков культуры поведения в природе. Таким образом, одной из тенденций в современном образовательном кластере является создание экокультурной развивающей предметно-пространственной среды, которая будет знакомить ребенка с проблемами экологии уже с дошкольного возраста.
Экокультурная развивающая предметно-пространственная среда предполагает создание условий для развития экологических представлений ребенка на основе знаков и символов культуры, приобретения опыта охранительного, созидательного и гармоничного отношения с людьми и миром природы.
В дошкольном детстве ребенок учится познавать окружающую среду с помощью всех органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, понимать ее самоценность, осознавать ее уязвимость. У ребенка развивается чувство ответственности за окружающий мир и природу, формируется понимание важности сохранения окружающей среды для следующих поколений. Экокультурная развивающая предметно-пространственная среда нацелена на то, чтобы помочь ребенку сформировать свое собственное понимание окружающей среды как ценности, которую нужно беречь.
Ознакомление с миром природы включает экологическое воспитание. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления. Процесс экологического воспитания помогает ребенку найти собственные ответы на такие вопросы, как: «Что такое окружающая среда?», «Какую роль я играю в ней?», «Какое значение я придаю окружающей среде?». Знакомство с природой на основе чувственного опыта, наблюдение за объектами и явлениями живой и неживой природы является отправной точкой для развития экологических представлений ребенка, а использование элементарных технических средств для ухода за растениями и животными позволяет реализовать задачи экокультурной развивающей предметно-пространственной среды.
Ознакомление детей с миром природы нужно начинать с ближайшего окружения. Для этого следует создать необходимые условия в групповой комнате и на участке детского сада.
Содержательная насыщенность экокультурной развивающей среды включает в себя : картины-пейзажи, игротеку развивающих экологических игр, библиотеку познавательной природоведческой литературы, комнатные растения, реалистические игрушки-животные, календарь природы, коллекции природного материала, материалы для развития трудовых навыков (лейки с длинным носиком, ведёрки, тряпочки, деревянные лопатки, иллюстрации растений (деревьев, кустарников, цветов, зверей, птиц, аквариумных рыбок, насекомых, картинки с изображением трудовых действий взрослых по уходу за животными и растениями, а также дидактические игры природоведческой тематики.
В помещении группы должно быть оборудовано место для осуществления самостоятельно выбранных или инициированных взрослыми действий природоведческой направленности (познавательной, экспериментальной, природоохранной). Это может быть специально созданный уголок природы (живой уголок) или «Центр науки». Для уголка природы, «Центра науки» должны быть определены правила, которые вырабатываются в ходе обсуждения ситуаций. По возможности эти правила фиксируются в виде текста, модели или знака самими детьми и вывешиваются на уровне глаз детей. Это необходимо для того, чтобы избежать опасных ситуаций и обеспечить безопасность каждого ребенка в отдельности.
В живом уголке растительный и животный мир должны находиться в соответствии с природосообразными условиями. Главное, чтобы они являлись частью учебно-воспитательного процесса и были абсолютно безопасны для жизни и здоровья детей. Следует отдавать предпочтение растениям, очищающим воздух от пыли и бактерий, поглощающим вредные вещества. В уголке природы также рекомендуется иметь природный и бросовый материал для изготовления различных поделок. Он должен храниться в эстетично оформленных коробках и выкладываться по мере необходимости.
Экокультурная среда также присутствует и на территории детского сада. В данной зоне необходимо предоставить ребенку место для экспериментирования с песком, водой, различными природными материалами, а также территория для посадки и выращивания растений различного характера.
Одной из наиболее современных технологий экокультурного образования детей дошкольного возраста является «Экологическая тропа». Экологическая тропа – это демонстрационный маршрут, проходящий через различные природные объекты и использующийся для целей экологического образования. Целесообразно организовать экологическую тропу таким образом, чтобы можно было познакомить детей с различными природными явлениями, с живыми и неживыми объектами; провести наблюдения, организовать игру. Экологическая тропа может проходить в здании ДОО и на его территории, а также в природных или приближенных к ним условиях (парк, сквер, лес). Маршрут экологической тропинки (в естественных условиях, на воздухе) для детей дошкольного возраста может состоять из следующих стоянок: цветник, лиственные деревья, хвойные деревья, кустарники, водоем, скворечник, пень, дерево, растущее на крыше здания, муравейник.
Оснащенная таким образом экокультурная среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств детей.
Особое значение следует уделять совместной работе родителей и детей. С участием родителей можно организовать мероприятия, посвященные экологическим праздникам: 22 марта – Всемирный день воды, 1 апреля – Международный день птиц, 22 апреля – Международный день Земли, 22 мая – Международный день био-разнообразия, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, 4 октября – Всемирный день животных.
Таким образом, можно смело сказать, что экокультурная развивающая предметно-пространственная среда на данном этапе развития общества является основой опыта общения ребенка с природой. И как говорят все экологи нашего мира: «Мыслить глобально, действовать локально».
Список литературы:
1. Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный инсти- тут развития образования, 2014. – 96 с.
2. Основы педагогической экологии/ В. В. Лисниченко, Н. Б. Лисниченко; Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова. Институт судостроения и морской арктической техники (ИСМАРТ). - Северодвинск: ОАО «Северодвинская городская типография», 2015. – 95 с.
3. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. И. Е. Федосовой. — М. : Издательство «Национальное образование», 2015. — 368 с. — (Серия «Вдохновение»).
4. Ребенок в мире культуры / под ред. д. п. н., профессора Р. М. Чумичевой. – Ставрополь: Ставропольскисервисшкола, 1998. – 558 с.
5. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. – М. : Мозаика-Синтез, 2005. – 104 с.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Центр педагогического образование, 2014. – 32 с.