Лариса Борзенкова
Опыт работы «Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию
Выступление на педагогическом совете
Воспитатель Борзенкова Лариса Викторовна
Проблема патриотического воспитания детей одна из наиболее актуальных. Большую роль в ее решении могут сыграть образовательные учреждения, детские организации, в рамках деятельности которых обеспечивается духовно-нравственное становление подрастающего поколения.
Публикация «Опыт работы „Развивающая предметно-пространственная среда по патриотическому воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
У ребенка дошкольного возраста патриотизм выражается в его потребности участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличии у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
С целью воспитания патриотизма реализуется воспитательная система, которая предусматривает решение комплекса задач:
-воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, населенному пункту, в котором живет;
-формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-воспитание уважения к труду;
-развитие интереса к народным традициям и промыслам;
-усвоение элементарных знаний о правах человека;
-расширение представлений о своей стране;
-знакомство детей с символами России (гербом, флагом, гимном);
-развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей Родины;
-формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются в процессе осуществления всех видов детской деятельности: в ходе непосредственно образовательной деятельности, режимных моментов, игр, труда. Каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников. Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания. Так, одним из них в ДОУ должна быть работа по созданию предметно-развивающей среды.
В процессе создания предметно-развивающей среды учитываются следующие принципы:
- принципы интеграции – среда должна учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, в частности, "Социализация";
- принципы деятельности и интерактивности – среда должна предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности;
- принципы природосообразности – среда должна быть создана с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка;
- принципы гуманизации и партнерства - должна условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе "взрослый - ребенок", "ребенок - ребенок";
- принципы культуросообразности – среда ДОУ должна быть ориентирована на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в той или иной развивающей среде;
-принципы регионального компонента – среда должна предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.
В детском саду педагоги должны создать все условия для патриотического воспитания детей. Так в ДОУ необходимо выработать систему целостного образовательного пространства на основе организации предметно-развивающей среды по формированию у детей с малых лет гражданско-патриотических чувств. Перспективное планирование по патриотическому воспитанию, конспекты занятий и развлечений, подборка стихов о родном крае, природе, познавательная детская литература о природе родного края, подборка народных игрушек для демонстрации, альбомы с образцами народного художественного творчества и промыслов, материалы о быте и жизни коренного населения. Педагогами совместно с родителями можно создать фольклорный уголок «Бабушкина шкатулка». В музыкальном зале можно представить народные инструменты. Для проведения праздников, развлечений и тематических занятий в достаточном количестве надо иметь народные костюмы и атрибуты. На занятиях по физической культуре широко нужно использовать народные считалки, загадки, подвижные игры, в достаточном количестве надо иметь атрибуты для организации народных игр. Работа должна проводится с учетом календарных праздников. Необходимо создать картотека подвижных игр, направленных на формирование гражданско-патриотических чувств. В группах уголок по патриотическому воспитанию, где дети могут самостоятельно рассмотреть книги, иллюстрации по теме, найти на глобусе или карте свою страну, населенный пункт, ознакомиться с символикой родного микрорайона, города, республики, страны. Так же можно создать уголки правового воспитания «Мои права», где будут представлены буклеты, книги, альбомы по правовому воспитанию детей.
Любовь к родной природе – одна из основ патриотического воспитания. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края – одно из средств воспитания патриота. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Оно формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастает из любви к близким, родным местам.
Должное внимание надо уделить организации работы на участках детского сада. Педагоги вместе с детьми могут проводить наблюдения за растениями и изменениями в природе на тематических прогулках. Каждый год работники детского сада, родители и дети могут проводить работы по озеленению участка детского сада. Работа по воспитанию патриотизма более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей. Родители могут активно участвовать во всех мероприятиях, проводимых в детском саду: в экологических акциях, проектах, экскурсиях, развлечениях, викторинах. Родители совместно с детьми изготавливают кормушки и скворечники.
Таким образом, предметно-развивающая среда, созданные руками педагогов, воспитанников и их родителей, становятся интерактивными, а значит близкими и понятными каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и Родину.