Валентина Денисова
Публичная лекция «Что раньше: воспитание или образование?»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый день, уважаемые коллеги! (слайд 1)
Меня зовут Валентина Александровна Денисова. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 «Ручеёк». 16 лет педагогического стажа, высшая квалификационная категория.
(Слайд-2)
Я воспитатель и счастливый человек, потому что я приняла правильное решение, когда наступил момент моего профессионального самоопределения. Этот выбор был неслучайным, так как в нашей семье сложилась педагогическая династия и на сегодняшний день я педагог в седьмом поколении. С детьми я не работаю, я живу с ними и провожая их в школу каждый раз задаю себе вопросы: - Смогут ли они стать успешными учениками?
Публикация «Публичная лекция „Что раньше: воспитание или образование?“» размещена в разделах
(Слайд-3)
Что с начала воспитание или образование? И есть ли грань которая разделяет эти процессы?
Предлагаю рассмотреть этот вопрос с разных сторон.
(Слайд-4)
С одной стороны рассмотрим определения понятий.
образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
(Слайд -5)
Исходя из определений понятий можно сделать вывод, что воспитание это неотъемлемая часть образования и в связи с этим мы не можем однозначно ответить на данный вопрос.
(Слайд-6)
Рассмотрим со стороны законодательства. Согласно Федерального закона № 273-ФЗ устанавливаются следующие уровни общего образования :
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование; СЛАЙД
3) основное общее образование;
4) среднее общее образование. :
Первой ступенью общего образования является дошкольное образование. Получение дошкольного образования может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. (ч. 1 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ)
ФГОС ДО направлен на решение различных задач одна из них звучит следующим образом :
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
(Слайд-7)
Это говорит о том, что мы также не можем однозначно ответить на вопрос что раньше воспитание или образование. Зато мы можем утверждать, что воспитание является не только частью образования, а что эти процессы идут параллельно. ПРИМЕР: воспитывая бережное отношение к природе, прививая нормы этикета параллельно мы даем дошкольникам первоначальные знания. И опровергнуть это не возможно
(Слайд-8)
Следующий аспект данного вопроса. Если рассматривать образование как обучение как получения обязательного общего образования (обучение в школе, чего нет в детском саду, Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. (слайд) то изучив ФГОС НОО приходим к выводу, что и в этом случае нельзя ответить на этот вопрос однозначно, т. к. стандарт Начального О ориентирован также как и ФГОС ДОУ на личностные результаты, освоении Универсальные учебные действия (УУД) и параллельно изучение учебного предмета.
(Слайд-9)
Рассуждая над темой педагогической лекции я прочла разнообразные документы и мнения по этому вопросу. Ольга Васильева министр образования сообщила на заседании коллегии Минобрнауки «Важнейшим элементом образования станет не учеба, а воспитание». Экс директор ЮНЕСКО Ирина Бокова (Одри Азуле) на первой Всемирной конференции по воспитанию и образованию детей подчеркнула, что воспитание детей является «наилучшей гарантией от нищеты». «Нет лучшего момента для ориентации развития в нужном направлении, чем в первые годы жизни ребенка».
(Слайд-10)
Тогда: воспитание=развитие
Образование=обучение
А значит воспитание первично и важнее чем образование.
Позволю себе не согласиться с мнениями наших всемирно известных коллег.
(Слайд-11)
Важна преемственность и системность.
А значит последовательный переход от одной ступени к другой, сохраненяя и постепенно изменяя содержание, форму, методы, технологии обучения и воспитания.
Все вышесказанное снова позволяет сделать однозначный по моему мнению вывод (Слайд-12)
Вывод: Воспитание и образование – непрерывные и бесконечные процессы.
(Слайд-13)
Основной целью моей работы является принцип преемственности и непрерывности в развитии и воспитании детей. Мы тесно сотрудничаем с школой п. Васильково, в прошлом году выпустила детей в школу. На основании результатов исследования готовности выпускников к школе, пришла к выводу, что работу по формированию предпосылок учебной деятельности необходимо начинать с младшего возраста через использование традиционных и инновационных технологий как интерактивное обучение (дети выступают полноправными участниками образовательного процесса и, учатся распределять роли работать в парах, учитывая пожелания друг друга) и технологию проблемного обучения, в ходе которого дети учатся мыслить творчески усваивать знания.
(Слайд-14)
Таким образом целостный процесс воспитания и образования сможет сформировать предпосылки учебной деятельности.