Наталия Гусева
Публичная лекция «Ни дня без проверки, или «Как закалялась сталь»
▼ Скачать + Заказать документы
Публичная лекция "Ни дня без проверки, или "Как закалялась сталь".
[/b]
«Самое дорогое у человека – жизнь.
Она дается ему один раз, и прожить
её надо так, чтобы не было мучительно
стыдно за бесцельно прожитые годы…»
Николай Алексеевич Островский (1904 – 1936 гг) из романа (ч. 2, гл. 3) «Как закалялась сталь» (1932-1934 гг)
Публикация «Публичная лекция „Ни дня без проверки, или „Как закалялась сталь“» размещена в разделах
- Закаливание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Я принадлежу к тому странному поколению, которое формировалось на рубеже колоссальных перемен в жизни нашей страны. Меня воспитывали и учили педагоги старой школы, пионерская огранизация шлифовала в нас высокие моральные качества личности. Даже в ряды комсомольской организации мне довелось вступить. Правда, уже на тот момент она рушилась, разваливалась прямо на глазах. Было ли сожаление по этому поводу? Нет. Так как не было уже соответствия между философией комсомола, партии и реальной (весьма циничной) жизненной позицией их так называемых «членов».
Для меня символом этого времени является слово «проверка». Проверка готовности к уроку, проверка домашнего задания, проверка готовности (а точнее, достойна ли ты) вступления в почетные ряды пионеров, проверка работы звездочек, отрядов и т. д. и т. п. Это время когда нужно было героически преодолевать, страстно желать, жить вопреки.
А сейчас психологи советуют, хочешь чего-то добиться - отпусти ситуацию. Держи цель в голове, делай то, что в твоих силах, чтобы приблизить ее, но сохраняй выдержку. И только в таком спокойном и сосредоточенном состоянии ты сможешь воспользоваться шансом достичь желаемого.
И вот сейчас мне нужно составить лекцию на тему: «Ни дня без проверки, или «как закалялась сталь». Да уж! Неприятные ассоциации! Может, это о частых проверках в детском саду? Я думаю, нет. Это слишком просто и однозначно.
А вот если взять педагогическую деятельность в целом? «Ни дня без проверки». Разве это не соответствует истине? Ведь сейчас я выступаю в роли проверяющего. И как не набить оскомину современным детям, таким свободным и не терпящим ограничений? Возможно, делать это незаметно. Проверять не их, а то как я смогла донести необходимость выполнения определенных требований в конкретной ситуации.
А разве дети, эти маленькие лукавые гномики, не проверяют нас, воспитателей?
О, да! И не только в первое время знакомства. Можно ли не слушаться, можно ли нарушать установленные в группе правила? Умеет ли воспитатель все, знает ли обо всем? Ведь почему ещё эта непосредственная личность может одарить вас своим уважением? И это значит, необходимо каждый день проверять своё соответствие таким высоким и значимым для людей нашей профессии требованиям.
А если вернуться в сегодняшний день. На вопрос о том, зачем мне нужен этот курс, я ответила: «Чтобы вырасти профессионально». И про себя добавила – "и личностно". Мне тогда показалось, что это звучит слишком высокопарно. Но ведь это объективно. Ещё бы! Сколько проверок мне пришлось пройти за эти 6 дней: со стороны преподавателей, моих коллег, а главное – самой себя.
Итак, я изменилась, изменилась моя социальная роль, но по-прежнему в моей жизни - проверки. А изменилось ли моё отношение к ним? Несомненно! Теперь я вижу не только ситуацию, вынуждающую меня выходить из зоны комфорта. Теперь я научилась проявлять усилие по преодолению проблемы и, самое главное, наслаждаться самим моментом преодоления. На мой взгляд, не надо делать «вопреки», нужно постараться изменить устоявшиеся привычки, стереотип поведения, мышления, отыскать в себе мотивацию, чтобы действовать, прилагать усилия. Так формируются грани характера. И я бы сравнила становление характера не с тем, «как закалялась сталь», а с тем, как идет процесс огранки алмаза. Кто может поспорить с природной твердостью камня и завораживающей способностью преломлять лучи света, многократно отражая и усиливая их? Твердость и красота – вот результат ежедневных проверок и преодоления себя. И в заключение, я хотела бы процитировать слова классика, которые, на мой взгляд, очень созвучны с моим выводом о становлении характера: «Суть танца, стихотворения, алмаза в преодолении. Незримое, оно насыщает твои труды смыслом».
Антуан де Сент-Экзюпери (1900 – 1944 гг) из романа «Цитадель» (раздел CXIII)