наталья воронцова
Публичная лекция к конкурсу «Воспитатель года»
▼ Скачать + Заказать документы
Публичная лекция
Дети должны жить в мире, красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.
(В. А. Сухомлинский)
Природа и есть тот источник красоты, которого достается на всех, из которого каждый черпает по мере разумения (Климент Аркадьвич Тимирязев).
Наше время- время компьютерных технологий. Компьютер прочно вошел в наш повседневный быт. Мы уже не представляем себе жизни без ноутбуков, смартфонов и разнообразной бытовой техники. Дети, еще не умея говорить, водят пальчиком по экрану телефона, планшета, застывают перед экраном телевизора. Подростки перестают вживую общаться друг с другом. Компьютерные игры поглощают время и душу. Ребенок уходит из мира природы и затягивается в виртуальный мир. Именно поэтому одной из важнейших задач становится задача воспитания человечности в тесной взаимосвязи с природой. Усиление роли природы в воспитательном процессе создает баланс между естественной и искусственной средой обитания человека.
Публикация «Публичная лекция к конкурсу „Воспитатель года“» размещена в разделах
Видение многозначности красоты окружающего мира – путь к формированию у детей любви к природе. «Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней» - писал Лев Николаевич Толстой. Но одного зрительного восхищения и любования ею мало, необходимо закрепление понимания ее красоты творческим созиданием.
Изобразительное искусство поможет раскрыть перед ребенком весь зримый многокрасочный мир. Бабочки и цветы, листья и букашки, божьи коровки и гусеницы, причудливые рисунки узора и ритм пятен, все это используется в рисунках детей, и обогащают их эмоционально. Воспитатель помогает увидеть красоту цвета, красоту линий, красоту форм в природе. Летнее убранство Земли для детей выглядит как будто одноцветным. Ребята рисуют однотонную зеленую траву и голубое небо, но если показать им солнечные золотые пятна на траве и кустах, направить их пытливый взгляд на различные оттенки травы и неба, тогда, возможно обогатится их палитра и краски зелени будут разнообразными. Развитию детского цветоощущения помогают цветовые игры «Зоркий глаз», «Найди такой же» (кто больше увидит разных оттенков зелени, воды, неба и т. д). Эту же игру можно повторить перед произведением мастеров живописи, а затем применить результаты наблюдений в их собственных рисунках.
Наглядное представление о красоте линий в природе можно увидеть в ветвях зимних деревьев, обратив внимание на отличие их у разных пород деревьев. Дети любят рассматривать паутинки прикрепленные тросиками к забору, задать вопрос «На что похоже паутинка? (на лучики солнца, на платок)». А если взять на прогулку лист бумаги и простой карандаш то можно заняться рисованием с натуры: сухих веточек, травинок, паутинок.
Красота формы производит сильное впечатление на души детей. Они любят рассматривать разнообразные формы созданные природой. Корни деревьев, нагромождение валунов, бегущие облака, подтаявшая корочка снега – все это пробуждает фантазию ребенка. Велика сила сказочного образа в детском мышлении. Населяя окружающий мир фантастическими существами, дети открывают не только красоту ну и истину. Вот дети заметили пчелку на цветке - и рождается сказка о маленькой трудолюбивой пчелке. Малыши не только любят слушать сказки, но и любят придумывать их. Воспитателю надо разбудить детское воображение, обратив внимание на образы окружающей природы через игры: «куда бегут облака?», «куда бежит муравей?», «О чем шепчутся деревья?». В этих играх ярко раскрывается индивидуальный мир ребенка, обогащается его словарный запас.
Многолетний опыт убеждает, что «Человек овладевает и родной речью и азбукой музыкальной культуры – способностью воспринимать, понимать, чувствовать, переживать красоту мелодии только в годы детства
(Василий Александрович Сухомлинский). Детское музыкальное творчество проявляется в общении с природой, в подвижных играх. Дети призывают весну фольклорными напевами: «Жаворонушки летите, весну красную несите…», зарядил дождь «дождик, дождик перестань я поеду во Рязань…», увидели радугу «радуга дуга не давай дождя давай солнышко красно ведрышко…», ползет улитка «улитка, улитка высунь рожки дам тебе лепешки…». Такие типы интонирования детских песен являются предмузыкальными и исполнение их подготавливает детей к переходу в более высокую стадию музыкального мышления. Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие. (В. А. Сухомлинский). Среди природы надо дать детям возможность послушать, посмотреть, почувствовать. Мы вслушиваемся в шорох листьев, хор кузнечиков, жужжание шмеля, пения птиц – в музыку природы. Играем в игру «Ушки на макушки» кто больше услышит и различит звуков в окружающем мире. А затем при прослушивании музыкальных произведений Вольфганга Амадея Моцарта «Колокольчики звенят», «Колыбельная»; Петра Ильича Чайковского «Времена года», «Вальс цветов», ребенок распознает звуки природы, прислушивается к мелодии и в его душе начинает открываться дверь в прекрасный мир музыки.
Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляя его сердце в стремлении делать добро людям.