Нигора Мадумарова
Конспект занятия «Птицы Югры: глухарь, куропатка, холей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Птицы Югры : глухарь, куропатка, холей». ФКЦМ
Цели:
• Дать представления о птицах (внешний вид, среда обитания и т. д.);
• Уточнять и расширять знания детей о птицах нашего края;
• Познакомить с условиями жизни;
• Воспитывать желание заботиться о птицах, подкармливать их зимой;
• Активизировать словарь: насекомоядные, зерноядные, перелетные, зимующие.
Публикация «Конспект занятия „Птицы Югры: глухарь, куропатка, холей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Ханты-Мансийский автономный округ, ХМАО, Югра
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2024
Материалы и оборудование: иллюстрации и фотографии с изображением птиц, аудиозапись «Голоса птиц», графическая модель – клювы птиц.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Отгадайте загадку о зимнем месяце. Обоснуйте отгадку словами загадки.
Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадет
Не вода уже, а лед.
Даже птице не летится,
От мороза мерзнет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это?
(Январь).
-«Даже птице не летится». Кому не летится? (Птице).
- Почему птице не летится? (Она мерзнет.)
- Как называются птицы, которые остаются зимовать? (Зимующие.)
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Каких перелетных птиц вы зннаете?
Давайте отправимся в зимний лес, чтобы посмотреть, кто же живет там. Тихо в лесу поздней осенью и зимой: перелетные птицы уже давно улетели далеко-далеко. Зато к нам на зимовку прилетают другие пернатые. Пусть их немного, пусть не радуют нас веселым щебетанием, все равно это прекрасно.
2. Наши друзья – пернатые (беседа).
- Рассмотрите фотографию первой птицы. Кто из вас видел эту птицу? Как она называется? (глухарь).
- Загадка:
У него хороший слух,
Но когда токует – глух!
Можно даже, говорят,
Взять руками… / глухаря/
Самая крупная лесная птица. Глухарь неуклюж,
тяжеловат, пуглив, с быстрой походкой и тяжелым
шумным полетом. Этой птице не под силу перелеты
на большие расстояния. Обитает в хвойных и
смешанных лесах.
Оперение глухаря тёмное с металлическим
оттенком. Брови ярко-красные, перья под клювом
образуют характерную «бородку». У глухаря чаще
всего поднятый вверх клюв и пышный,
напоминающий веер хвост. Это растительноядная птица. Питается берёзовыми почками, хвоей сосны и ели, побегами растений,
ягодами.
В зимнее время года глухарь может спрятаться от
мороза в снег и быть там пару дней.
Во время весеннего токования, эта птица плохо
слышит из-за своей призывной песни. Поэтому
глухарь становится лёгкой добычей для хищников и
браконьеров. Есть такая народная примета: глухаря не услышишь за несколько дней до ненастья.
3. Игра «Назови ласково».
Слова: птица, крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.
- Рассмотрите фотографию второй птицы. Это тоже наш зимний гость – куропатка. Куропатка обитает на севере. Красивая и
хрупкая птичка. Оперение у неё белое, за
исключением чёрных наружных хвостовых перьев.
Голова и глазки – маленькие, шея короткая. Клюв
небольшой, но крепкий, слегка загнут книзу. Ноги
короткие с густым оперением, на которых
расположены острые когти, помогающие зимой
удерживаться на снегу и рыть маленькие
углубления. Куропатка ведет наземный образ
жизни, поэтому летает редко, зато превосходно
бегает и отлично маскируется. В зимний период
большую часть времени проводит в «снежных
камерах», а иногда роет ходы под снегом, где ищет
пищу или прячется от хищников. Питается растительным кормом: молодые побеги, семена, цветки растений, ягоды, мох.
Народная примета:
Если эти птицы зарываются в снег, то через
несколько часов ждите метель, вьюгу.
4. Физминутка.
Воробушки.
О чем поют воробушки Шагают на месте.
В последний день зимы? Руки в стороны на поясе.
- Мы – выжили! Хлопают в ладоши.
- Мы дожили! Прыжки на месте.
- Мы – живы! Живы мы! Шагают на месте.
- Весной в наших краях можно увидеть и халея. Его называют крупной чайкой иди клушей. Он гораздо крупнее вороны. Голова и туловище белые. Концы крыльев черные, с белыми пятнами. Ноги желтые. Халей перелетная птица, она прилетает в наши края весной и живет возле рек.
5. Игра «Чей клюв?»
А теперь давайте решим логическую задачу. Я покажу вам рисунки, на которых изображены клювы разных птиц, а вы должны догадаться, какая из этих птиц питается насекомыми, а какая - семенами.
Вспомним правила отношения к птицам.
• Нельзя разорять гнезда.
• Нельзя подбирать и брать домой здоровых птенцов: мама-птица сама позаботится о них.
• Нельзя убивать птиц : они не только способны доставлять нам радость, но и необходимы природе.
• Зимой надо помочь птицам пережить тяжелые времена: делать кормушки, не забывать класть туда корм.
6. Составление рассказа описания
Дети составляют рассказ-описание Птицы Югры (По картинке).
7. Итог занятия.
- Если у птицы белый бок, она какая? (Белобокая.)
- Какую птицу называют белобокой? (Белобокая сорока.)
- У птички желтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)
- Какую птичку называют желтогрудой? (Синичку.)
-Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая.)
-Какую птичку называют красногрудым? (Снегирь.)
- Если птица кричит «карр», как она голос подает? (Каркает.)
- какая птица каркает? (Ворона.)
- Про какую птицу говорят, что она воркует? (Голубь.)
- Про какую птицу говорят, что она чирикает? (Воробей.)
- Как можно одним словом сказать про тех, кто изображен
здесь? (Птицы.)
- Почему? (Тело покрыто перьями, есть два крыла, умеют летать, есть клюв, две лапы, есть хвост.)
Молодцы ребята. А сейчас мы будем раскрашивать птиц. /дети садятся на свои места и раскрашивают/
Конспект занятия по пластиллинографии в старшей группе.
Тема: «Глухарь»
Цель: развитие мелкой моторики рук, глазомера, художественного вкуса, фантазии. Развитие интереса к творчеству.
Задачи:
Образовательная: 1. Закреплять умение изображать фигуру глухаря методом размазывания пластилина по шаблону. 2. Умение работать с шаблоном. 3. Обогащать знания об обитателях тайги. 4. Вызывать интерес к творчеству.
Развивающая: 1. Развивать мелкую моторику рук, умение сглаживать предмет, развивать память, мышление, зрительное восприятие. 2. Развивать любознательность, творческие способности.
Воспитательная: 1. Желание добиваться максимальной схожести фигуры. Формировать интерес детей к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. 2. Доводить начатое дело до конца. 3. Воспитывать дружеские отношения между детьми.
Оборудование и материал. Флешка с записью звуков птиц, магнитная доска, картинки с изображением глухаря, набор воскового пластилина, письмо, волшебная палочка, декорация тайга, яблоки, фигуры животных, карточки с загадками о животных леса, доски для лепки, стеки, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята к нам сегодня пришла гостья. Давайте с ней поздороваемся. Раздается стук в дверь. Входит Бабушка Мисне. (под музыку). Бабушка Мисне: «Добрый день дорогие ребята!» Дети: «Здравствуйте» Бабушка Мисне. Я пришла к вам из далека. Отгадайте, где я живу, откуда к вам пришла?» Разные звери и дикие птицы, Совы и белки, бобры и лисицы. В доме огромном жили всегда, а называется дом тот … «Что это за дом? Где я живу?» Дети: «В тайге». «Правильно, я пришла к вам из тайги. Ребята я пришла к вам за помощью. Вот письмо от моих друзей зверей. Послушайте!» (читает письмо) «Дорогие дети в тайге беда! Исчезли глухари. Помогите, их осталось очень мало». Бабушка Мисне: «Дети поможете?» Дети: «Да». Бабушка Мисне: «Тогда я вас превращаю своею волшебной палочкой в мастеров умельцев (читает заклинание под музыку). Кручу верчу детей в мастеров превратить хочу. В тайге живут разные звери, птицы и насекомые. Угадайте какие:
1. Сердитый недотрога живет в глуши лесной. Иголок очень много, А ниток не одной. (Еж)
2. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Хвост пушистый-краса! А зовут ее (Лиса)
3. Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь)
4. Кто зимой холодной. Ходит злой голодный? (Волк)
«Молодцы, все загадки отгадали. Вы поможете мне сделать новых глухарей?» Дети: «Да». «Ну тогда за работу» Ребята проходите в нашу мастерскую и садитесь за столы. Мы сегодня будем не лепить, а рисовать пластилином. Посмотрите перед каждым из вас лежит шаблон фигуры глухаря, его нужно будет закрасить пластилином, способом размазывания: клюв, крылья, лапки, хвостик. Бабушка Мисне: «Ребята, скажите, с чего нужно начинать?» Дети: «Положить шаблон на доску для лепки, отрезать стекой небольшой кусочек серого пластилина, размять его в руках и начать наносить на шаблон.» (Бабушка Мисне показывает приемы работы) «Вот так ребята нужно закрасить весь шаблон. Но, прежде чем начать работу, разомнем наши пальчики»
Пальчиковая гимнастика «Птичка»
Птички прилетели (пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями). Крыльями махали. Сели. Посидели (кисти рук соединили в замок)
Ребята, приступайте к работе, а я вам буду помогать. Сначала необходимо изобразить голову, со всеми ее составными частями (глаза, клюв, перья).
Затем переходим к туловищу птицы и грудки, которая состоит из нескольких рядов плотно сомкнутых маленьких шариков, напоминающих перья. Потом изображаем крылья и лапки. (дети выполняют работу, играет спокойная музыка) Бабушка Мисне: «Вы наверное немного устали. Выходите ко мне и повторяйте слова и движения за мной».
Физминутка:
Стая птиц летит на юг, небо синее вокруг. Чтобы скорее прилететь, надо крыльями махать.
Бабушка Мисне: «Продолжим нашу работу, размазывающими движениями пальца заполняем рисунок. Можно для сложного цвета смешивать два цвета пластилина, например белый и коричневый. «Мне очень понравились глухари, которых вы слепили. Молодцы! А теперь мне пора возвращаться в тайгу. А я вам за вашу помощь приготовила вкусный и полезный подарок, угощайтесь на здоровье. (отдает корзину с яблоками). Ребята! Я и мои друзья благодарим вас за помощь! (уходит).
Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Глухарь".
Цель: выполнение объёмной аппликации «Глухарь».
Задачи:
Образовательные: формировать знания о птицах нашего края, занесённых в красную книгу. (глухарь, орлан-белохвост, скопа, филин, стерх, краснозобая, казарка, бахрома).
Развивающие: развивать логическое образное мышление, воображение.
Развивать художественное восприятие и воображение детей. Развивать связную речь: добиваться полных ответов на поставленные вопросы.
Воспитательные: воспитывать интерес к природе, птицам нашего края. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, презентация «Птицы Югры».
Материалы и оборудование: Плакат «Животный мир Югры. Птицы», учебное наглядное пособие «Моя Югра. Знаю, умею, учусь». Рабочая тетрадь «Моя Югра. Знаю, умею, учусь». Мастер- класс «Глухарь». Чёрная бумага, чёрный картон, белая гуашь, ватные палочки, ножницы, клей карандаш на каждого ребенка.
Ход занятия.
Ребята, мы с Вами на прошлом занятии знакомились с птицами нашего Ханты-Мансийского автономного округа, которые занесены в красную книгу. Давайте посмотрим на плакат и назовем их. (Глухарь, орлан-белохвост, скопа, филин, стерх, краснозобая, казарка, бахрома).Почему они занесены в красную книгу? Ответы детей.
Предлагаю вам сегодня сделать объёмную аппликацию из бумаги «Глухарь».
Давайте с вами в рабочей тетради «Моя Югра. Знаю, умею, учусь» рассмотрим поэтапное изготовление птицы – глухарь.
У нас с вами есть заготовки прямоугольника из черной бумаги (20*14см) и полоска черного картона (20*5см).
1. Ватной палочкой нанесем точки по краям прямоугольника.
2. Сложим украшенную бумагу гармошкой, начиная с короткой стороны. Согнём гармошку пополам и склеим две части боковой стороны. Развернём веер, получился хвост.
3. Вырежем детали: голову с шеей и грудкой, крылья и брови. Приклеим брови, украсим крылья точками.
4. Склеим в цилиндр черную картонную полоску. Это будет туловище.
5. Приклеим к туловищу хвост.
6. Приклеим голову и крылья.
Получится вот такой симпатичный Глухарь.
Прежде чем приступить к работе, давайте с вами отдохнём.
Пальчиковая гимнастика "Покормите птиц"
Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)
Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)
К нам слетятся, как домой (Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)
Стайки на крыльцо. (Кончики пальцев соединяют изображая крышу дома)
Сколько гибнет их – не счесть (Держатся за голову и качают ей)
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердечку)
И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)
Приучите птиц в мороз (Изображают как сыплют крошки)
К своему окну, (Соединяют руки кольцом, над головой)
Чтоб без песен не пришлось (Пальцы щепоткой «открывают и закрывают клюв»)
Нам встречать весну.
А теперь приступаем к работе.
Итог занятия.
Ребята, вы хорошо потрудились, вы большие молодцы! Расскажите, что вам сегодня понравилось, а что вам было трудно? Давайте мы с вами устроим выставку в группе. Пусть ваши работы порадуют всех.