Каюмова Анна Михайловна
Психопрофилактическая работа психолога ДОУ по оптимизации психологического здоровья педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Деятельность педагогов связана с напряженными ситуациями и с факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Это конфликтные ситуации во взаимоотношениях с коллегами и администрацией ДОУ трудности во взаимодействии с детьми и их родителями. Их неблагоприятное воздействие может вызвать у педагогов сильные стрессы, что может привести к возникновению неврозов, 60% заболеваний имеет психосоматическую основу т. е. заболевания являются реакцией организма на физиологические стрессы и психологические травмы. Достаточно быстро происходит эмоциональное истощение педагогов, известное как «синдром эмоционального выгорания». В результате повышаются тревожность и агрессивность, раздражительность, вспыльчивость, появляются подавленное настроение, бессонница. Под действием этого личность приобретает ряд таких деформаций, как негибкость мышления, излишняя прямолинейность, поучающая манера говорить, чрезмерность пояснений, мыслительные и речевые стереотипы, авторитарность и т. д.
Темочки:
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для педагогов
- ЗОЖ, здоровье. Методические материалы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Темочки
Угрозы психологическому здоровью педагогов
Внешние источники
Физические
• неблагоприятные погодные условия;
• недооценка значения закаливания, сокращение пребывания на воздухе;
• несоблюдение правил психогигиены (незнание способов саморегуляции);
• снижение физической активности, сидячий образ жизни;
• нерациональный режим труда и отдыха.
Социальные
• межличностные отношения в коллективе;
• интеллектуально-физические психоэмоциональные перегрузки;
• неправильная организация общения, преобладание авторитарного стиля руководства ДОУ, отсутствие поддержки коллег;
• психотравмирующие моменты в личной, семейной и общественной жизни;
• высокая ответственность за жизнь и здоровье воспитанников.
Внутренние источники
• индивидуально-личностные особенности воспитателей: эмоциональная возбудимость, неустойчивость эмоций, тревожность, агрессивность, заниженная самооценка, комплекс неполноценности и т. д. ;
• отсутствие положительного отношения к себе, неумение любить и принимать себя;
• факторы, ослабляющие нервную систему: курение и алкоголь, перенесенные инфекции, длительно текущие соматические заболевания;
• физическое и умственное переутомление.
Психопрофилактическая работа педагогов-психологов
Работа ведется по трем направлениям: использование арттерапевтических техник, деловых игр и упражнений, телесно-ориентированных техник.
Арт-терапевтические техники создают условия для самопознания, саморазвития, самоутверждения, творческого самовыражения педагога.
Деловые игры, упражнения, психотехники способствуют гармонизации внутреннего мира воспитателей, ослаблению его психической напряженности; направлены на развитие внутренних психических сил педагога, расширение его профессионального самосознания.
Телесно-ориентированные техники позволяют управлять своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Игры, упражнения и техники для тренинговой работы с педагогами
Арт-терапевтические техники
Упражнение «Рисунок настроения»
Перед тем как приступить к самому упражнению, педагогам нужно описать свое состояние на данный момент и это настроение перенести на листок бумаги с помощью цвета. Не нужно стараться изображать сюжет, а просто выбирать краски по настроению и наносить на бумагу. При этом нет никаких ограничений или правил.
Проективный рисунок
Предложить участникам нарисовать коллективный портрет группы, при этом каждый имеет право изобразить только один элемент. Данную процедуру целесообразно проводить на первом и на последнем занятиях, чтобы увидеть, какие изменения произошли внутри группы.
Поочередное рисование
Инструкция проведения этого арт-терапевтического упражнения такова: один из партнеров рисует в течение двух минут, затем другой продолжает рисовать то же в течение двух минут, затем снова первый и т. д. Заканчивается работа после того, как оба партнера посчитают работу завершенной.
Если получается целостная картина, то у пары психологическая совместимость и они способны уступать друг другу. Если рисуют каждый свое, то у них разная психофизика и им необходима работа по срабатыванию в парах.
Рисунок музыки
Слушание медитативной музыки сопровождается дыхательной гимнастикой, а затем предлагается изобразить те ассоциации, которые возникали в процессе работы.
Метафорические портреты
Данная техника предлагает нарисовать себя в виде какого-нибудь предмета или животного (дом, дерево, цветок, пищевой продукт, пейзаж и т. д., изобразить и фон.
Можно предложить педагогам после создания рисунка рассказать о нем от первого лица или нарисовать, каким предметам или животным им хотелось бы быть.
Можно изобразить себя в виде предмета, отражающего сегодняшнее состояние, или:
• нарисовать себя на одной стороне листа в виде предмета, на другой — в виде животного, постараться понять, как эти изображения соотносятся с отношением окружающих к конкретному педагогу и его отношением к окружающим;
• изобразить себя в виде растения на том или ином этапе его роста и развития, при этом обратить внимание на свои ощущения, связанные с воображаемым процессом роста этого растения;
• выбрать несколько цветов и передать с их помощью особенности своей личности.