Ольга Саржан
Психолого-педагогическое сопровождение сельских детей
▼ Скачать + Заказать документы
На селе школа не только хранилище знаний и культуры, она, какой бы ни был у нее внешний вид, остается островом веры, надежды, любви и мудрости. В прямом смысле – вторым домом и для детей, и для педагогов. Для обучающихся, особенно тех, у кого проблемы в семье, у кого нет матери или отца, учителя становятся самыми родными людьми, воспитателями и наставниками, готовыми разделить с детьми все их радости и невзгоды. Все работники нашей школы для деревенских мальчишек и девчонок словно звезды, освещающие начало их жизненного пути. От того, насколько ярким будет этот свет, во многом зависит судьба каждого ребенка, его гражданские и нравственные идеалы.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение сельских детей» размещена в разделах
Подходы к воспитанию с годами меняются, потому что меняется общество, меняется жизнь, ее ценности и идеалы. Но, несмотря ни на это, я глубоко убеждена, что в воспитании необходимо ориентироваться на фундаментальные ценности.
Стараюсь приобщать детей к духовному и культурному богатству России, нашей уникальной Калужской области, любимому Мосальскому району. Моя главная цель как психолога- психолога - создать обстановку доверия, эмоционального комфорта для каждого ребенка, уметь вступить с ним в контакт. Очень важно понимать, что развитие требует времени, что это процесс разный для каждого ребенка и я все делаю для того, чтобы увидеть даже небольшие изменения в лучшую сторону, умею одобрять и поддерживать, закреплять успех.
Основным средством достижения главной цели психологической работы в школе являются создание и соблюдение психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. В моих руках душа, а значит, и судьба того, кто обращается ко мне за помощью.
Интерес к практической психологии в настоящее время велик и не случаен и связан с тем, что общество, хоть и очень медленно, поворачивается лицом к человеку, начинает ценить инициативу, свободу мысли, активность, самостоятельность своих граждан. Это происходит не только потому, что развитая личность несет в себе большой заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу, но и потому, что происходит постепенное осознание ценности человека, как такового, постепенное укрепление гуманистической позиции, заключающейся в том, что каждый человек, его развитие, его самоопределение и самоощущение в мире – главная цель общества, основное оправдание его существования.
Отсюда задача индивидуального подхода – наиболее полное выявление индивидуальных способов развития, возможностей ребенка, укрепление его собственной активности, раскрытие неповторимости его личности.
Я продумываю, что будет делать каждый ученик. Для всех подбираю такую работу, которая принесла бы успех. У каждого ребенка есть индивидуальные особенности, которые можно развить и которые могут превратиться в его сильные стороны.
Моя задача найти индивидуальные, специфические для каждого ребенка способы оптимального развития его интересов, способностей, личности в целом, возможностей самовоспитания и самоорганизации.
Самое главное – совместными усилиями мы пытаемся понять особенности ребенка как формирующейся личности в контексте конкретных жизненных условий с учетом истории его воспитания, возрастных, половых и индивидуальных особенностей, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками и на этой основе определить программу дальнейшей работы с ними.
Всегда создаем ситуацию успеха для среднего ученика, слабого, поддерживаем каждого, выявляем лидеров в коллективе, что дает возможность использовать их положительные качества в работе с классом.
Используя психологические упражнения и игры, я помогла детям:
- понять, что допустимо проявление любых чувств, но не любое поведение;
- научиться определять доступные им конкретные цели и активно стремиться к их достижению;
- искренне выражать свои чувства и при этом уважительно относится к другим (научиться выражать свои чувства без агрессии и насилия);
- гордиться своей собственной историей и с надеждой смотреть в будущее.
Я очень довольна тем, что мои воспитанники на протяжении многих лет добивались высоких успехов в учебе, спорте, всегда занимали призовые места в конкурсах, олимпиадах, художественной самодеятельности.
Я всегда стремилась воспитывать личность, которая была бы способна вести достойную жизнь в самых сложных условиях. Современный человек обязан быть всесторонне развитым, инициативным, предприимчивым, должен обладать богатым запасом знаний, умений и навыков, чтобы оказаться конкурентоспособным в условиях нестабильности и многоукладности рыночного хозяйства.
Конечно, сам по себе процесс развития самосознания - это только пусковой механизм, раскрывающий личностный потенциал саморазвития обучающихся, трамплин, относительно которого каждый из учеников решает сам, «прыгать» ему, решившись на самоизменение, или все оставить по-старому.
Главное, помочь детям соединить чувства и мораль, чтобы они ощущали себя счастливыми наедине с собой и в коллективе. Нам в сельской школе это удается.