Мальгаздарова Медина
Психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В период преобразований в дошкольной педагогике, поиска гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребёнка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Интерес к ней закономерен: по имеющимся данным дети до семи лет большую часть дня проводят в игре. Можно даже сказать, что ребёнок – существо играющее, играя – он развивается.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Пристальное внимание к развитию игровой деятельности обусловлено её статусом в дошкольном детстве, её ведущей ролью в познавательном, социальном, физическом и культурном развитии дошкольников.
Игра – важное средство развития способности к творчеству. Для ребёнка – это сотворение собственного мира, в котором можно установить удобные для себя законы: избавиться от многих житейских сложностей, помечтать. Сочетание субъективной ценности игры для ребёнка и её общеразвивающего значения ставит организацию игровой деятельности в разряд приоритетных.
Наше время предъявляет к детскому саду высокие требования, в соответствии с которыми в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребёнка на полноценное и свободное развитие является, сегодня неотъемлемой целью деятельности любого детского сада и школы.
Сопровождение – это система профессиональной деятельности, направленная на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе. В последние годы наблюдается тенденция: по статистическим данным медиков, увеличивается количество детей с различными родами травмами, которые, в свою очередь накладывают отпечаток на общее развитие ребёнка. Всё чаще в детских садах встречаются дети с СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, неврозами и неврозоподобными состояниями.
Создание модели психолого-педагогического сопровождения дошкольников в ДОУ обеспечит решение этих проблем. При этом ребёнок должен выступать субъектом собственной деятельности, а его активность и свобода должны встречаться и взаимодействовать с субъективностью и активностью взрослых. Ученые разных стран принимают активные попытки интегрировать различные подходы к психолого-педагогическому сопровождению.
Известными учеными исследователями детской игры и ее сопровождению являются для нас Л. В. Артемова, Р. И. Жуковская, А. В. Запорожец, Е. В. Зворыгина, Д. В. Менджерицкая, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новосёлова, А. П. Усова, Д. Б. Эльконин, и другие. Все они едины в том, что игра – это важнейший вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, одна из характерных условий детского развития. Она является потребностью развивающейся личности.
Для решения задач личностно-ориентированного образования усилия педагога-психолога должны быть направлены на формирование запроса администрации детского сада, воспитателей и родителей на разработку и внедрение программы психологического сопровождения развития дошкольников.
Создание условий для сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ, в процессе которого педагоги детского сада смогут оказать необходимую и достаточную поддержку ребёнку выступает как деятельность, направленная на оказание своевременной помощи детям в решении их индивидуальных проблем.
Решать проблемы полноценного личностного развития дошкольников возможно при условии разработки педагогических технологий, сбора информации о целостности представлений о личностных новообразованиях ребёнка дошкольного возраста, наличия чётких критериев и показателей развития ребёнка, диагностического инструментария их измерения. Наступило время осмысления и обобщения накопленного материала, достижений науки и практики.
Идея психологического и педагогического сопровождения в наибольшей степени соответствует прогрессивным идеям отечественной психологии, педагогики и социальной работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и апробировать в практике условия психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: психолого-педагогического сопровождение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Гипотеза исследования - психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, окажет положительное влияние на развитие игровых умений и навыков при условии:
организации работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в организации психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
создания предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
создания игровых и проблемных ситуаций для развития личностных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования и выдвинутая гипотеза позволяют сформулировать ряд задач:
1. Проанализировать литературу с целью определения основных теоретических положений, применимых для организации психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
2. Изучить уровень развития игровых умений и навыков детей старшего дошкольного возраста;
3. Теоретически обосновать и внедрить в практику работы ДОУ условия психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста;
4. Проверить эффективность условий психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
База исследования: МБДОУ «детский сад № 267 г. Челябинска структурное подразделение № 2»
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Приложение
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ ДЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПРИМЕРЫ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Ситуация на транспорте (городском, железнодорожном).
1. Ты с бабушкой едешь в электричке. Она сошла на платформу, а ты не успел. Что будешь делать? Почему?
2. Бабушка села на поезд, а ты остался. Твои действия? Поясни, почему ты поступишь именно так, а не иначе?
Ситуация с огнём.
3. В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
4. Дым в соседней квартире. Твои действия?
Ситуация с водой.
5. Видишь, что кто-то тонет. Как поступишь?
6. В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала, что потом? Почему?
7. Дети получают письмо из леса о том, что там появились люди, которые ломают молодые деревья, ветки, рвут цветы. Задача детей : организовывать отряд помощи и предложить пути решения проблемы.
8. Почтовый голубь приносит телеграмму от гиппопотама о том, что в Африке сильная засуха. Задача детей : организовывать доставку питьевой воды в специальных баллонах (их заменяют пластиковые бутылки); используя географическую карту, предложить способы доставки.
9. Собака Жучка приносит весть о том, что в горах сошла лавина, в результате чего пострадали звери, поломаны деревья. Задача детей : собрать специальную посылку с бинтами, йодом, замазкой для деревьев.
В уголке «Школа» сидит зайчик, у него забинтована лапка. Вопрос детям: почему лапка забинтована, что могло произойти?
10. Лежит бумажная бабочка с оторванным крылышком, вокруг нее изображения «печальных» цветов. Задание детям: высказать свои предположения, почему у бабочки такой вид и почему цветы «грустные».
11. В уголок «Школа» прилетела сорока с письмом от Берендея: «Тревога, появился муравьед!» Чем может грозить его появление в лесу?
12. В уголке «Школа» находится сюжетная картина, изображающая голые, больные деревья. Задание детям: подумать, что произошло в этом лесу и как можно ему помочь.
13. Сказка «Репка» У Деда неурожай: репка не выросла. Как ему помочь?
14. Сказка «Теремок» (нужно помочь персонажам построить дом, не используя лес).
15. Тема: «Грибы» Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но не знает, какие грибы съедобные, а какие нет.
16. Тема: «Транспорт» Животные Африки просят Айболита о помощи, но Айболит не знает на чём к ним добраться.
17. Тема: «Дома», «Свойства материалов» Поросята хотят построить прочный дом, чтобы спрятаться от волка и не знают, из какого материала это сделать.
18. Тема: «Фрукты» Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?
19. Тема: «Свойства материалов» В дождливую погоду надо прийти в детский сад, но какую обувь выбрать, чтобы прийти в детский сад, не промочив ноги.
20. Тема: «Язык мимики и жестов» Путешествуем по миру, но не знаем иностранных языков.
21. Тема: «Погодные условия» Отправились в путешествие по Африке, но какую одежду взять с собой, чтобы было комфортно.
22. Тема: «Свойства металлов» Буратино хочет открыть дверцу, в каморке у папы Карло, но ключ на дне колодца. Как Буратино достать ключ, если он деревянный, а дерево не тонет.
23. Тема: «Стороны света» Машенька заблудилась в лесу и не знает, как сообщить о себе и выйти из леса.
24. Тема: «Объём» Знайке необходимо определить уровень жидкости в кувшинах, но они не прозрачные и с узким горлышком.
25. Тема: «Погодные условия» Одна подруга живет далеко на Юге, и никогда не видела снега. А другая - живет на Крайнем Севере, там снег никогда не тает. Что можно сделать, чтобы одна смогла увидеть и снег, а другая — траву и деревья (только переезжать они никуда не хотят?
26. Тема: «Измерение длины» Красной Шапочке надо как можно быстрее попасть к бабушке, но она не знает, какая дорожка длинная, а какая короткая…
27. Тема: «Выше, ниже» Ивану-Царевичу надо найти клад, который зарыт под самой высокой елью. Но он никак не может решить, какая ель самая высокая.
28. Тема: «Лекарственные растения» Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать.
29. Тема: «Почва» Машенька хочет посадить цветы, но не знает, на какой почве цветы будут расти лучше.
30. Тема: «Свойства дерева» Побежал Буратино в школу, а перед ним широкая река, и мостика не видно. В школу нужно торопиться. Думал – думал Буратино как же ему через речку перебраться.
Противоречие: Буратино должен перебраться через речку, так как может опоздать в школу, и боится войти в воду, так как не умеет плавать и думает, что утонет. Что делать?
31. Тема: «Часы» Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились.
32. Тема: «Свойства воздуха» Незнайка с друзьями пришли на речку, но Незнайка не умеет плавать. Знайка предложил ему спасательный круг. Но он все равно боится, и думает, что утонет.
33. Тема: «Увеличительные приборы» Дюймовочка хочет написать письмо маме, но беспокоится, что мама не сможет его прочесть из-за очень маленького шрифта.
34. Тема: «Средства связи» У слонёнка заболела бабушка. Надо вызвать доктора, но он не знает как.
35. Тема:«Свойства бумаги» Почемучка приглашает в путешествие по реке, но не знает, подойдёт ли для этого бумажный кораблик?
36. Тема: «Свойства копировальной бумаги» Миша хочет пригласить на свой день Рождения много друзей, но как сделать много пригласительных билетов за короткий срок?
37. Тема: «Свойства магнита» Как Винтику и Шпунтику быстро найти нужную железную деталь, если она затерялась в коробке среди деталей из разных материалов?
38. Тема: «Дружба красок» Золушка хочет пойти на бал, но пускают только в оранжевых нарядах.
СИТУАЦИОННЫЕ ИГРЫ НА НАХОЖДЕНИЕ ВНЕШНИХ РЕСУРСОВ
39. «Кот в одном сапоге» Кот из сказки «Кот в сапогах» потерял сапог. В одном сапоге ходить неудобно, босиком он ходить отвык. Как теперь быть коту?
40. «Вот так игра» Ира потеряла в школе варежки, искала, искала, но найти не смогла, а на улице очень холодно и до дома далеко. Как дойти до него, не заморозив руки?
41. «Маша и медведь» Маша дружила с медведем и часто ходила к нему в гости. В очередной раз, собираясь навестить своего друга, Маша напекла пирожков и положила их в узелок. Она долго шла через густой лес, случайно зацепилась узелком за куст — он порвался, и пирожки рассыпались. Как Маше донести их до места, где живет медведь?
42. «Помоги Золушке» Мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать тесто?
43. «Подготовка к празднику» Зайчиха решила устроить праздник в честь дня рождения своей дочери. «Гвоздем программы» должно было стать печенье разной формы. Зайчиха обошла все магазины в округе, но формочек для печенья купить не смогла. С помощью чего Зайчиха сможет изготовить печенье разной формы?
44. «Рассеянный Петя» Решив отправиться в поход, дети договорились, кто, что с собой возьмет. Уложив рюкзаки, рано утром отправились за город на электричке. Вот и нужная им станция. Все вышли, поезд дал гудок и скрылся за поворотом. И тут обнаружилось, что Петя, который «славился» своей рассеянностью, оставил в вагоне свой рюкзак. А в нем были палатка, небольшая лопатка, котелок и спички. Все очень расстроились, кроме Марины, которая предложила подумать и найти выход из положения. Как провести ночь в лесу без палатки? Как обойтись без котелка, лопатки и спичек?
45. «Открытки для Дины» Дина коллекционирует открытки, и друзья (а их у нее 20) решили подарить ей на день рождения красивые открытки. В последний момент выяснилось, что все открытки совершенно одинаковые. Одну из них Дина приобщила к своей коллекции. Что делать с оставшимися девятнадцатью?
46. «Красная Шапочка» У Красной Шапочки совсем износилась ее шапка. Она попросила бабушку сшить ей новую. Бабушка выполнила просьбу любимой внучки и сшила ей красивую шапку к дню рождения. Внучка была очень довольна. Но бабушка, по рассеянности, подарила внучке такую, же шапочку на Новый год, на 8 Марта и еще на семь праздников. Девочка, чтобы не огорчать бабушку, взяла все 10 шапок. Но что ей с ними делать?
47. «Помоги Оле» У Оли длинные волосы. К Новому году мама, папа, бабушка и подружки подарили ей много ярких лент — так много, что Оля ума не могла приложить, что с ними делать, как использовать. Помогите Оле решить эту проблему.
48. «Молочные проблемы кота Матроскина» Кот Матроскин надоил так много молока, что заполнил им все имеющиеся в доме емкости. Как Матроскин может использовать все это море молока?
49. «Корзинки для козлят» Жили-были коза с козлятами. Каждый день коза ходила в лес и приносила оттуда корзинку травы. Корзина была большой и удобной, но старой. И, в конце концов, она продырявилась, и трава высыпалась. Коза попросила козлят сплести новую корзину. Козлята дружно принялись за дело, но вскоре начали ссориться: не смогли разделить между собой обязанности. И тогда они решили, что каждый сплетет корзину сам. И вот вскоре коза получила двадцать одну корзину). Коза не знала, что с ними делать. Помогите ей.
50. «Чудный лесник» В сосновом бору жил лесник. Когда ему становилось скучно, он собирал сосновые шишки. И насобирал их так много, что ими можно было заполнить целый железнодорожный вагон. Что с ними делать, лесник не знал. Как бы вы их использовали?
51. «Жители города Кисельска» С жителями Кисельска приключилась беда: в один прекрасный день все обитатели города сварили свое любимое блюдо кисель. Его оказалось так много, что в городе началось «кисельное» наводнение. Подскажите жителям города, как можно использовать кисель.
52. «Варенье для Карлсона» Все знают, что Карлсон очень любил все сладкое, особенно варенье. Малыш постоянно приносил ему разное варенье в металлических банках, и Карлсон сразу же их опустошал. В результате у Карлсона скопилось множество пустых банок. Выбросить их в мусорный бак? Жалко. А как их использовать?
Итак, дети решают проблемные ситуации, используя предложенный им алгоритм (2-й этап). На примере одной проблемной ситуации покажем, как используется алгоритм.
53. Буратино уронил золотой ключик в болото, но черепахи Тортиллы поблизости не оказалось. Это и есть ситуация, которая представляется детям.
Как Буратино достать ключ? В ситуации выделяется задача или вопрос.
Буратино должен опуститься под воду, потому что ему необходимо достать ключ, но не может этого сделать, потому что он деревянный и сразу, же всплывет на поверхность. Таковы противоречия этой проблемной ситуации.
Следующими этапами станут нахождение оптимального конечного результата с наименьшими затратами и определение ресурсов, которые помогут получить этот результат.
54. ОХ и АХ собрались в поход, взяли консервы и хлеб. Пришли на место и решили перекусить, но оказалось, что консервный и столовый ножи они оставили дома. Как открыть банку?
Противоречие. ОХ и АХ должны открыть банку консервов, потому что они проголодались, и не могут это сделать, потому что нечем.
55. В город приехал цирк. Чтобы об этом узнали взрослые и дети, необходимо расклеить афиши, но в городе нет, ни капли клея. Как расклеить афиши?
Противоречие. Афиши расклеить надо, потому что они помогут жителям города узнать о приезде цирка; афиши расклеить невозможно, потому что нет клея.
56. Знайка попросил Пончика через Незнайку передать ему рецепт вкусных пирожков. Когда Пончик начал говорить Незнайке о том, что входит в рецепт, они оба вспомнили, что писать не умеют. Как быть?
Противоречие. Незнайка должен передать Знайке рецепт пирожков, потому что тот без рецепта ничего сделать не сможет, и не может это сделать, потому что не умеет писать.
57. В королевском саду на волшебной яблоне созрело только одно молодильное яблоко, но так высоко, что король даже с помощью большой лестницы не смог достать его. Как королю овладеть этим яблоком?
Противоречие. Король должен достать молодильное яблоко, потому что только с его помощью он станет моложе, и не может, потому что не знает, как это сделать.
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СВЕРСТНИКОВ.
У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется негативное отношение к другим, которое может иметь весьма печальные отдаленные последствия. Вовремя определить проблемные формы межличностных отношений и помочь ребенку преодолеть их - важнейшая задача педагогов.
58. -Галина Анатольевна, если бы сломался цветок, вы бы очень рассердились?
- Наверное, рассердилась бы. А почему ты спрашиваешь?
- А я видела, как Рита сломала цветок. Что можно сказать о поступке Риты?
Какую пословицу вы знаете, которая подходит в данной ситуации?
59. У Кати укатился мяч и ударился о твою ногу.
Никита закричал. - Ты что не видишь, куда мяч бросаешь? Мне же больно.
Как бы вы поступили иначе? Что вы скажете друг другу?
60. Ника пришла в новом платье. Наташа увидела и громко сказала.
- Что хвастаешься? Подумаешь, мне мама еще лучшее платье купила.
Права ли Наташа в такой ситуации?
61. Саша до сих пор не научился завязывать шнурки.
Никита в раздевальной комнате кричит.
-Ха, посмотрите, скоро в школу пойдет, а шнурки не умеет завязывать.
Катя, молча подошла и помогла Саше.
Чей поступок верный?
62. Дети вернулись с прогулки. Быстро разделись, ушли в группу. Андрей выглянул в раздевальную комнату и кричит.
Галина Анатольевна, а Сережа сапоги не убрал на место.
Галина Николаевна с укоризной посмотрела на Андрея.
Почему? Как бы ты поступил на месте Андрея.
63. Дети рисуют. У Оли сломался карандаш. Она выхватила из рук Риты карандаш. Рита встала и пересела на другое место.
Почему Рита ушла за другой стол? Как бы поступил ты?
64. Марина Николаевна разговаривает с младшим воспитателем Валентиной Ивановной. Наташа кричит.
Марина Николаевна, А Оля не отдает мою куклу.
Потом подходит и трогает воспитателя за руку.
-Вы что не слышите, Оля не отдает мою куклу.
Что сказала Марина Николаевна, Наташе?
65. Утром Слава играл с Артемом. Когда пришел Рома, Слава стал играть с ним. Артем подошел и сказал Славе.
-Ты предатель.
Рома обиделся.
Как ты думаешь, почему?
66. Рита и Саша дежурные в уголке природы. Саша сказал.
-Рита, а давай мы черепаху отнесем к девочкам, пусть они с ней поиграют.
Рита рассказала об этом Галине Анатольевне.
Права ли Рита? Как бы ты поступил?
67. В раздевальной Галина Анатольевна разговаривает с мамой Артема. Рита подходит и говорит.
-А вы знаете, что ваш Артем самый последний одевается.
Галина Анатольевна сделала замечание Рите.
Как вы думаете, что сказала Рите Галина Анатольевна?
68. Света выходит в раздевальную и громко говорит.
- Я с Никой больше не дружу. Она меня называет Светкой- конфеткой. Почему обиделась Света
69. Во время обеда Вите Валентина Ивановна предложила добавку.
Витя говорит.
- Не нужна мне ваша добавка.
Что бы ты сказал Валентине Ивановне?
70. После обеда дети уснули. Наташе не спится. Она постоянно обращается к воспитателю.
-Поправьте мне одеяло.
-Я хочу в туалет.
- А Саша громко сопит, мне мешает.
Как бы поступили вы?
71. Во время полдника Саша поставил стул очень близко к столу. Когда стал усаживаться, толкнул Никиту. Тот пролил молоко.
Никита громко сказал.
-Ты, что не видишь? Я с тобой не хочу сидеть рядом.
Прав ли Никита? Как бы ты поступил на месте Саши и Никиты?
ПРОБЛЕМНЫЕ СИТУАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ.
Цель: воспитывать у детей уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста,
личностного своеобразия, внешнего облика, физических недостатков.
72. Ситуация.
В сказке "Золушка" мачеха и ее сестры не взяли Золушку с собой на бал, потому что она была у них
служанкой, мыла и убирала за ними. Как бы ты поступил на месте мачехи?
а) Не взял бы на бал, ведь Золушка ходила в старом, грязном платье;
б) сказал бы, что на нее не хватило приглашения;
в) взял бы с собой, потому что все люди равны.
73. Ситуация
Однажды утром, когда дети завтракали, дверь группы открылась, вошла заведующая детским садом с двумя чернокожими девочками и сказала: "Эти сестренки, Карина и Алина, приехали из Эфиопии, и теперь будут ходить к вам в группу". Как бы ты поступил на месте детей?
а) Засмеялся и стал показывать пальцем на сестренок: "Они совсем черненькие!"
б) пригласил девочек вместе позавтракать, а затем показал свою группу; неважно какой расы девочки;
в) повернулся к своей тарелке, как будто никто не пришел.
74. Ситуация.
В группу пришел новенький - мальчик из Грузии, который не очень хорошо говорил по-русски. Ваня
стал дразнить его. Что бы ты сказал Ване?
а) Посмеялся бы вместе с ним над новичком;
б) не обратил внимания на то, что Ваня дразнит новичка;
в) защитил бы новичка, стал играть с ним, ведь это не главное, на каком языке ты говоришь.
75. Ситуация
Однажды дети проходили мимо мечети и увидели, как молится пожилой человек, стоя на коленях. Они:
а) засмеялись, показывая пальцем на старика;
б) стали передразнивать;
в) отошли в сторону, чтобы не мешать ему, потому что нужно уважительно относиться к любой религии.
Как поступил бы ты?
76. Ситуация.
В сказке "Сивка-Бурка" старшие братья не взяли Иванушку с собой в город, потому что считали его
маленьким и глупым. Они так и сказали ему: " Сиди, дурачок, дома!" Как бы поступил ты?
а) Так же, как братья;
б) взял бы Иванушку с собой;
в) оставил бы дома, но сказал: "Ты останешься за хозяина".
77. Ситуация.
Обитатели птичьего двора из сказки Г. Х. Андерсена " Гадкий утенок" обижали утенка за то, что он был некрасивым. Они называли его гадким, никто с ним не дружил. Правильно ли вели себя птицы? Как
поступил бы ты?
а) Правильно; я поступил бы так же;
б) неправильно; не дружи, если не хочешь, но обижать нельзя;
в) неправильно; несмотря на разную внешность, все имеют равные права; дружил бы.
СИТУАЦИИ НА ТЕМУ «ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ БЫ.»
78. «…люди не знали об опасности»
Обследовать уровень знаний и навыков детей по ОБЖ; развивать мышление, внимание; воспитывать желание следовать правилам безопасности.
79. «…в детском саду объявили тревогу»
Учить детей правильно и быстро реагировать на сигналы тревоги, закрепить знания детей о мерах противопожарной безопасности; развивать быстроту реакции, согласованность действий воспитателя и детей; воспитывать желание помогать друг другу.
80. «…съесть незнакомую ягоду»
Учить понимать, что детям дошкольного возраста есть любые грибы вредно и опасно; познакомить со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами; учить высказываться полными предложениями, развивать чувство осторожности к незнакомым ягодам; воспитывать чувство меры.
81.«…собака напала на ребенка»
Учить детей действовать в различных ситуациях, связанных с домашними животными; закрепить знания детей о гигиенических навыках после игр с домашними питомцами; дать представление о заболеваниях, передаваемых животными; учить выражать свои мысли полными предложениями; воспитывать любовь к животным.