Седакова Татьяна
Психолого-педагогическое образование родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время, это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Поэтому при неправильном подходе, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.
Публикация «Психолого-педагогическое образование родителей» размещена в разделах
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание? Одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным воспитанием в детском саду.
Семья является первой школой воспитания растущего человека и имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье ребенок учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. В условиях семьи закладываются исходные жизненные позиции ребенка, формируется его характер, происходит овладение им социальными ролями для адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
То есть семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Прямая функция семьи как социального института – обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, традициям народа. Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит волевых усилий, способность взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей, как правило, доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье проблем связанных с воспитанием детей, которых не было в их семье, приводит к семейной дисгармонии, потому что нет образцов того, как справляться с данной ситуацией. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование родителей выступает фактором поддержки социальной и педагогической грамотности и компетентности. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях : психологических, педагогических, медицинских, юридических… Поэтому возникает необходимость тесного сотрудничества детского дошкольного учреждения с семьей.
Детский сад – первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы педагогов и родителей зависит дальнейшее развитие ребенка.
Взаимодействие педагогов в дошкольном учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями, а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как педагогам. Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием.
Таким образом, от качества работы дошкольного учреждения, а в частности методистов, воспитателей, психологов и других специалистов зависит уровень семейного воспитания детей.
Для того чтобы быть настоящим пропагандистом средств и методов дошкольного воспитания, детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания. Только при этом условии родители с доверием отнесутся к рекомендациям воспитателей, психологов и охотно будут устанавливать с ними контакт. Поэтому педагоги должны постоянно повышать требования к себе, к своим педагогическим знаниям и умениям, своему отношению к детям и родителям.
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка». Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребенка, как в детском дошкольном учреждении, так и в семье.
Педагог в дошкольном учреждении должен работать таким образом, чтобы родитель смог :
• Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
• Узнать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
• Быть эмоциональной поддержкой ребенку.
Существует проблема, которая заключается в том, что многие современные родители перекладывают свои функции воспитания на сотрудников дошкольных образовательных учреждений, не понимая важности единых требований к родителям и воспитателям. Семья и детский сад не могут заменить друг друга, у каждого из них свои функции.
Дошкольник – это не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.
Однако на взаимодействие детского дошкольного учреждения и семьи влияет ряд факторов. Прежде всего, несовпадение представлений, запросов и ожиданий родителей по отношению к дошкольному учреждению и представлений воспитателей о своих функциях в работе с семьей, что существенно снижает эффективность их взаимодействия с целью создания единого воспитательно-образовательного пространства.
Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи в образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения, для чего необходимо создать следующие условия:
• Социально-правовые: построение всей работы должно основываться на федеральных, региональных, муниципальных нормативно-правовых документах, письмах, рекомендациях, а также в соответствии с Уставом дошкольного образовательного учреждения, договорами сотрудничества, регламентирующими и определяющими функции, права и обязанности сторон.
• Информационно-коммуникативные: предоставление родителям возможности быть в курсе реализуемых программ, быть осведомленными в вопросах специфики организации образовательного процесса, достижений и проблем в развитии ребенка, безопасности его пребывания в дошкольном образовательном учреждении.
• Перспективно-целевые: наличие планов работы с семьями на ближайшую и дальнюю перспективу, обеспечение прозрачности и доступности для сотрудников и родителей в изучении данных планов, предоставление права родителям участвовать в разработке индивидуальных проектов-планов-программ и выборе точек пересечения семьи и дошкольного образовательного учреждения в интересах развития ребенка.
• Потребностно-стимулирующие: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи будет конструктивным, если оно опирается на результаты изучения потребностей и интересов семей; категорий семей; стилей семейного воспитания; ребенка во всех его сферах развития; рейтинга проводимых в дошкольном образовательном учреждении форм сотрудничества с семьей, позволяющего своевременно корректировать их содержание и структуру проведения. Только в этом случае дошкольное образовательное учреждение сможет оказать своевременную социально-психолого-медико-педагогическую поддержку семье и ребенку.
Нашим учреждением накоплен значительный опыт организации сотрудничества с родителями в целях гармоничного сочетания психолого-педагогических воздействий на ребенка в дошкольном учреждении и в семье, обеспечение всестороннего развития личности ребенка.
Основными направлениями взаимодействия с семьей являются:
• Изучение потребности родителей в образовательных услугах.
• Просвещение родителей с целью повышения их правовой и психолого-педагогической культуры.
Исходя из этих направлений и осуществляется работа с семьями дошкольников. В нашем детском саду решаются следующие приоритетные задачи:
• Повышение психолого-педагогической культуры родителей;
• Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через внедрение наиболее эффективных форм работы;
• Изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
• Изучение и обобщение опыта семейного воспитания.
Вся система работы в нашем учреждении направлена на принятие семьи как первого и самого главного действующего лица в воспитании и образовании ребенка. Поэтому участие семьи в образовательном процессе позволяет повысить психолого-педагогическую культуру самих родителей, а также качество образования детей, так как родители лучше знают возможности своего ребенка и заинтересованы в дальнейших его достижениях. Для решения поставленных задач используются следующие методы и формы работы:
• Анкетирование, опрос, заполнение социального паспорта семьи воспитанника, знакомство с демографической, социально-профессиональной характеристикой семьи, жилищно-бытовыми условиями, культурным уровнем, составление краткой психолого-педагогической характеристики;
• В группах оформлены «Уголки для родителей». В них помещаются консультативные материалы; в специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей, составленных психологом, логопедами, воспитателем по изодеятельности, инструктором по физвоспитанию, музыкальным руководителем, воспитателями групп;
• С родителями проводится индивидуальное и групповое консультирование, беседы. Так же обсуждаются достигнутые успехи, независимо от конкретных проблем. Особое внимание уделяется работе с родителями подготовительной к школе группе. Проводятся индивидуальные беседы всех специалистов дошкольного учреждения, собрания.
• Положительно зарекомендовал себя «Родительский клуб», целью которого является оказание помощи родителям в приобретении психолого-педагогических знаний, знаний особенностей физического и психического развития ребенка, знакомство с практикой их работы с детьми, оказание помощи в вопросах воспитания. Все общение участников построено на принципах добровольности, демократичности, личной заинтересованности.
• В дошкольное учреждение приглашаются лекторы, которые освещают вопросы, интересующие родителей.
• Просмотр родителями занятий и режимных моментов для знакомства родителей со структурой и спецификой проведения занятий и условиями пребывания детей в дошкольном образовательном учреждении.
• Проводятся «Дни открытых дверей для родителей». Эта форма работы нравится родителям, так как позволяет увидеть реальные достижения своего ребенка, научиться самим некоторым приемам и методам работы с детьми.
• Еще до поступления в детский сад ребенка устанавливаются первые контакты между семьями и нашим детским садом: родители приходят с детьми, знакомятся с воспитателями, особенностями их работы, с развивающей средой; получают консультацию специалистов (психолога, логопеда).
• Родители систематически участвуют в проведении праздников и досугов – выступают в качестве сказочных персонажей по сценариям осенних, новогодних, весенних утренников; вместе с воспитателями проводят масленичные дни с гуляньями, изготавливают необходимые к празднику костюмы и атрибуты, участвуют в различных конкурсах. Участвуя в спортивных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, оценить его физическую подготовку. Когда родители на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это полезно детям, так как создает хороший эмоциональный настрой, дарит большую радость от взаимного общения.
• За ребенком ведется систематическое наблюдение, заполняются карты нервно-психического развития, отслеживается эмоциональное состояние ребенка в группе, проводится диагностика на определение уровня интеллектуального развития, развития эмоциональной, коммуникативной сферы.
Таким образом, все формы работы с родителями, используемые в нашем дошкольном учреждении, создают атмосферу доверия и сотрудничества между родителями, педагогами и детьми; способствуют совершенствованию педагогических знаний, умений и навыков родителей (в теоретической и практической организованной деятельности); происходит обмен опытом семейного воспитания между родителями; обеспечивается совместный успех в воспитании и обучении детей.