Лариса Гариева
Психолого-педагогический проект по адаптации к ДОО «В детский садик легко и дружно мы пойдем!»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная категория от 1 до 4 лет
Направлен на создание комфортной психоэмоциональной среды для детей в адаптационный период и переход из ясельных в группы дошкольного возраста
Адаптация – это процесс эффективного взаимодействия организма со средой.
Факторы, влияющие на адаптацию это :
- возраст ребенка;
- состояние здоровья;
- уровень развития;
- характеристика нервной системы;
- умение общаться с взрослыми и сверстниками;
Публикация «Психолого-педагогический проект по адаптации к ДОО „В детский садик легко и дружно мы пойдем!“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
- сформированность предметной и игровой деятельности;
- приближенность домашнего режима к режиму детского сада.
Условия успешной адаптации
• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе
• Работа с родителями, которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад
Правильная организация игровой деятельности в адаптационный
период, направленная на формирование эмоциональных контактов "ребенок - взрослый" и "ребенок - ребенок".
Направленность развития детей, в рамках которой проводится работа по проекту :
комплексная (социализация, сохранение здоровья, развитие познавательных процессов).
Участники проекта :
дети, родители, воспитатели первой младшей группы, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, старшая медицинская сестра.
Тип проекта :
практико-ориентированный, групповой.
Актуальность проекта : Вопросы адаптации ребенка к детскому саду поднимаются не один десяток лет. Но актуальность их не ослабевает, что отражено в ряде нормативно-правовых документов. Так, в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (от 24 июля 1998 г. № 124-Ф3) подчеркивается ответственность педагогов и психологов, в частности, за социальную адаптацию ребенка в образовательном учреждении. Предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников в образовательном учреждении является одним из основных направлений деятельности психолога в образовании в соответствии с положением о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ (приказ от 22.10.99 № 636) и положению о службе практической психологии в системе образования (приказ от 29.10.03 № 1431). Согласно программе создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям выявление и психолого-педагогическая помощь должны быть максимально ранними. Это создает условия для эффективной организации благоприятных условий для развития детей.
Важность эффективной организации адаптационного периода связана с тем, что при поступлении в детский сад и связанную с ним разлуку с матерью ребенок переносит наиболее болезненно именно в возрасте 1-3 лет. Только слаженные, продуманные действия педагогического коллектива и родителей помогают преодолеть трудности в адаптации детей к детскому саду.
В связи с введением в образовательную деятельность дошкольных образовательных учреждений ФГОС ДО одним из ведущих принципов становится интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей. Возникла необходимость поиска новых форм и методов работы с воспитанниками и их семьями.
Существует противоречие, связанное с тем, что, с одной стороны, существует ряд теоретических исследований адаптации малышей к условиям ДОУ, отдельные методы и технологии работы с участниками образовательного процесса, представленные в литературе. С другой стороны, в нашем дошкольном учреждении не было системности в работе в период адаптации, взаимодействия участников образовательного процесса.
В начале работы в дошкольном учреждении столкнулась с рядом проблем:
1. Родители детей раннего возраста часто допускают типичные ошибки в воспитании, испытывают определенные трудности, особенно в период поступления ребенка в дошкольное учреждение. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Но воспитатель группы не всегда готов к этой деятельности в силу многоаспектности процесса адаптации. Ему необходима помощь узких специалистов: медиков, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя.
2. Отсутствие эффективных форм работы с родителями, позволяющими побудить интерес к жизни ребенка в детском саду, снизить тревожность родителей, сформировать активную позицию в процессе адаптации ребенка.
Таким образом, возникла необходимость в разработке системы психолого-педагогического сопровождения ребенка в период адаптации на основе принципов развития и интеграции образовательного процесса, основанной на сотрудничестве воспитателей и узких специалистов.
Цель проекта : помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи проекта :
1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Обучение воспитателей методам проведения игр с детьми в период адаптации, оказания консультативной помощи родителям;
3. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Пути и методы решения поставленных задач:
Задача по преодолению стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду является приоритетной. Для ее решения в нашем учреждении традиционно использовались следующие формы работы:
- постепенный прием детей в группу детского сада;
- гибкий режим пребывания ребенка в группе;
- утро радостных встреч;
- индивидуальный подход к детям на основе их психологических особенностей (информация об особенностях ребенка на основе анкетирования и бесед с родителями при приеме ребенка в дошкольное учреждение).
Для повышения эффективности процесса адаптации детей к детскому саду и облегчения разлуки с матерью было решено использовать такие формы работы с детьми:
- адаптационные игры в течение дня;
- адаптационные игровые занятия с детьми.
Адаптационные игры в течение всего времени пребывания ребенка в группе в соответствии с режимом проводятся воспитателями группы. Игровое взаимодействие строится на основе уровня адаптированности ребенка и включает в себя четыре этапа:
1-й этап. Формирование доверительных взаимоотношений с новыми взрослыми.
• Цель: формирование доверия к педагогам.
• Задачи: удержание внимания на новом взрослом; установление эмоционального контакта; стимулирование инициативы в общении;
• Формы организации игрового взаимодействия: тактильные игры, игры на подражание, игры с игрушками-забавами.
2-й этап. Формирование ориентировок в пространственно-игровой среде.
• Цель: формирование предпочтений в новой предметной среде.
• Задачи: освоение места расположения игрушек и игровых зон; обучение ориентировке в новых предметных условиях, подчинятся правилам; стимулирование самостоятельного выбора игрушек, занятий.
• Формы организации игрового взаимодействия: психогимнастические игры, игры-имитации, предметные игры.
3-й этап. Формирование положительных контактов с ровесниками:
• Цель: освоение совместного с ровесниками способа жизнедеятельности.
• Задачи: стимулирование доброжелательного внимания к ровесникам, отклика на эмоции сверстника; формирование умения действовать сообща; обучение обмену действиями как способу общения.
• Формы организации игрового взаимодействия: коммуникативные игры, хороводные игры.
4-ый этап. Переход из ясленых в дошкольные группы (3-4 года) :
• Цель: Организовать жизнь ребенка в дошкольном учреждении так, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям, чтобы у него формировались положительное отношение к детскому саду и навыки общения, прежде всего со сверстниками. Развитие и образование ребенка, усвоение им новых форм социального взаимодействия.
• Задачи: Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных действий, направленных на личностно ориентированное взаимодействие с ребенком; создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка; влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.
• Формы организации специальные игры, развивают детей, позволяют им лучше усваивать предлагаемую в рамках ДОУ образовательную программу.
Цель работы психолога – помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через: - Помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей; - Помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями; - Помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада. Психолог помогает в построении взаимоотношений через решение четырех задач: 1 – прогноз вероятной степени адаптации ребенка; 2 – разработка схемы введения ребенка в группу детского сада; 3 – консультирование родителей; 4 – консультирование персонала. Цель работы психолога – помощь в построении взаимоотношений между детьми, родителями и персоналом детского сада. Важно построить отношения, которые создают ощущение комфорта, уверенности, взаимоуважения, взаимопомощи, способности решать проблемы по мере их возникновения. Осуществляется это через: - Помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками, с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей; - Помощь персоналу детского сада в установлении отношений с детьми и их родителями; - Помощь родителям в установлении отношений со своими детьми в новых жизненных обстоятельствах, с другими родителями и детьми, посещающими эту группу, с сотрудниками детского сада. Психолог помогает в построении взаимоотношений через решение четырех задач: 1 – прогноз вероятной степени адаптации ребенка; 2 – разработка схемы введения ребенка в группу детского сада; 3 – консультирование родителей; 4 – консультирование персонала.
Успешность реализации модели организации адаптационного периода подразумевает последовательность её этапов.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.
1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Консультации по проведению периода адаптации
Выставка литературы
Практикум по заполнению листов адаптации
Мы практикуем оценку поведения ребёнка в баллах Каждый из факторов адаптации (эмоциональное состояние, социальные контакты, сон, аппетит)оценивается в баллах от +3 до – 3. Это позволяет более объективно оценить поведение ребёнка и проанализировать течение адаптационного периода.
Собеседование. Воспитатели изучают литературу, программу и мы проводим собеседование по знанию возрастных и индивидуальных особенностей детей.
2. С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ
Прогноз уровня возможной адаптации у ребёнка. В этот период патронажная медсестра посещает семью, и мы совместно обсуждаем информацию, полученную от родителей, и информацию, выявленную в ходе посещения семьи (т. к. она часто не совпадает)
разработка индивидуальной схемы введения ребёнка в группу д/с;
составление графика приёма детей в группу
3. РАБОТА С ДЕТЬМИ
Наблюдение за ребёнком
Проводится в форме игры в кабинете психолога. Здесь важно выявить развитие социальных навыков: умения вступать в контакт с незнакомым взрослым, самостоятельность, инициативность, усидчивость. Поведение ребёнка в кабинете психолога демонстрирует нам его типичное поведение в новой ситуации и установление отношений с новыми людьми. Здесь сразу видны проблемы малыша. Первая встреча с ребёнком становится первой консультацией семье.
Предварительная диагностика
Если ребёнок активен и с удовольствием играет, то можно провести диагностику и заполнить первую графу карты развития ребёнка. Мы разработали карту развития ребёнка, которая включает несколько возрастных этапов с 1 г до 4 л
Все данные в краткой форме заносятся в карту. При повторной диагностике данные заносятся карандашом другого цвета: это позволяет проследить динамику в развитии ребёнка и составить объективную характеристику его развития, а также наметить пути коррекции на самом раннем этапе, если это необходимо.
4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Общее родительское собрание
На собрании выступают разные специалисты. Психолог знакомит родителей с вариантами течения адаптации, рассказывает, какие трудности ожидают семью в острый период, какой может быть реакция ребёнка, как помочь малышу в период адаптации. Даются стандартные рекомендации для всех родителей и примерный алгоритм адаптации ребёнка (привыкание шаг за шагом)
1 шаг – ребёнок приходит в детский сад на 1-2 часа;
2 шаг – ребёнок остаётся на обед;
3 шаг – ребёнок проводит в детском саду 4 часа – с завтрака на обеда;
4 шаг – ребёнок остаётся на дневной сон;
5 шаг – ребёнок остаётся до полдника;
6 шаг – ребёнок в детском саду полный день
Встреча с родителями и ребёнком
Цель: выявить особенности семейного воспитания и дать индивидуальные рекомендации по подготовке конкретного ребёнка к поступлению в д/с. Знакомим родителей с тем, что перестройка ранее сложившегося стереотипа поведения является для ребёнка очень трудной задачей. Встреча проводится в мае, сразу после получения путёвки, когда есть ещё возможность изменить режим, отучить от вредных привычек, привить необходимые по возрасту навыки.
Анкетирование родителей. Цель: выявить особенности поведения ребёнка, его умения и навыки, особенности режима, кормления, укладывания на сон, индивидуальные привычки и особенности – вся информация о ребёнке, которая поможет воспитателям установить с ним контакт.
II ОСНОВНОЙ ЭТАП.
1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Ведение листов адаптации (ежедневно)
Встречи – обсуждения течения адаптации (2 р в неделю) у каждого ребёнка, выбор линии дальнейшего поведения, изменения времени пребывания детей в д/у. переход к следующему шагу привыкания. Последовательность шагов привыкания залог успешной адаптации. Переход на следующий шаг алгоритма осуществляется только после успешного преодоления ребёнком предыдущего. Длительность каждого шага зависит от индивидуальных особенностей малыша.
Помощь в установлении контакта с отдельными детьми.
Для психолога во время основного периода главное – не наблюдение за работой воспитателя и анализ её, а конкретная помощь, особенно в острый период адаптации. Это и помощь физическая (успокоить плачущих, одеть, накормить, уложить спать)и помощь в установлении контакта с отдельными детьми. Детей с резко отрицательным эмоциональным состоянием забираю в кабинет психолога, успокаиваю, устанавливаю сначала контакт двоих: психолог-ребёнок, затем ввожу в группу, где помогаю установить контакт воспитатель-ребёнок в группе детей.
Помощь в установлении контакта с родителями
Обычно есть родители, в общении с которыми сразу возникают трудности. Разъяснение воспитателям позиции и опасений родителей и обсуждение с родителями позиции воспитателей позволяет снять остроту проблемы непонимания, если она возникает.
Консультация о типах высшей нервной деятельности и особенностях работы с каждой категорией детей. Это необходимо потому, что только учёт индивидуальных типологических особенностей с самого раннего возраста даёт возможность предупредить возможные проблемы в поведении детей. Правильная тактика в отношениях с детьми раннего возраста снижает вероятность появления «трудных»детей в дошкольных группах детского сада.
СЛАЙД № 9 (+ стрелка)
2. С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ.
Со старшей м/с составляем и корректируем график приёма детей. Стараемся взять не более 2-3 детей в неделю. Обговариваем время прихода ребёнка.
С врачом обсуждаем течение адаптации, определяем окончание адаптационного периода, степень адаптации.
3. РАБОТА С ДЕТЬМИ
Снятие отрицательного эмоционального состояния, психологическая поддержка детей. Обычно переход в новую обстановку – кабинет психолога, где много интересных игрушек, где ребёнок был с мамой, где есть возможность получить индивидуальное внимание – такой переход снимает острую эмоциональную реакцию.
Помощь детям в установлении контакта с взрослыми и сверстниками. Это обучение детей приёмам общения со сверстниками и взрослыми, упражнение в установлении контактов.
Обучение предметным действиям. Это с отдельными детьми, которые проявляют полную пассивность.
4. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Психологическая поддержка тем родителям, кто в ней нуждается.
Цель: дать возможность родителям рассказать о своих опасениях, выяснить тревожащие их вопросы.
Помощь в установлении контакта с ребёнком в новых жизненных обстоятельствах.
Выясняются особенности поведения ребёнка дома, изменения в поведении, обсуждается, как надо вести себя родителям и как не надо в этот сложный период жизни всей семьи.
Помощь в установлении контакта с воспитателями
Разъяснение недоразумений, формирование положительного отношения к воспитателям и детскому саду в целом.
Индивидуальное консультирование. Это при возникновении новых проблем в общении с ребёнком или родители рассказывают о своих ранее скрываемых опасениях или тревоге, связанной с развитием ребёнка.
III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
1. РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
Анкетирование
Выявление положительного опыта, трудностей, предложения администрации и специалистам по совершенствованию организации периода адаптации
Собеседование-оценка уровня адаптированности детей к детскому учреждению.
Выявляется общий эмоциональный фон поведения, взаимоотношения с взрослыми и детьми, реакция на изменение привычной ситуации.
Выявление детей, вызывающих тревогу, для углублённой диагностики
Выявление трудных родителей для проведения индивидуальных бесед
2. РАБОТА С МЕДИЦИНСКИМ ПЕРСОНАЛОМ
Педсовет по итогам адаптации
3. РАБОТА С ДЕТЬМИ
Занятия по адаптации с детским коллективом, цель которых – создать положительный эмоциональный настрой в группе, снизить импульсивность, тревогу, агрессию.
Повторная диагностика детей, требующих внимания:
- не говорящие дети;
- дети с проблемами в поведении;
- дети с проблемами в усвоении программы.
Планирование коррекционной работы:
- консультация логопеда;
- консультация невролога ;
- индивидуальные коррекционные занятия (песочная терапия). В кабинете есть песочница, и песочная терапия активно используется для снятия напряжения у детей в период адаптации. Песок пропускает воду и поглощает негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. У детей, которые молчали и не играли в группе, после нескольких игровых занятий повышается настроение, появляется речь.
Ожидаемые результаты
• снижение тревожности у детей и родителей
• низкий уровень заболеваемости детей
• благоприятное течение адаптации
• участие родителей в учебно-воспитательном процессе ДОУ