татьяна доронина
Педагогический проект по адаптации детей раннего возраста «Мы в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель
первой квалификационной категории
Доронина Татьяна Геннадьевна,
Актуальность проекта:
Период адаптации является очень важным для детей, вновь поступающих в детский сад. Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка, особенностями социального окружения, условиями семейного воспитания и другими факторами. Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности, что не позволяет им в равной степени адаптироваться к условиям детского сада. Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему. В этой связи реализация проекта, связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной.
Темочки:
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
Срок реализации: сентябрь – декабрь 2017 г.
Цель проекта:
Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ.
Задачи проекта:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу. 4. Создание системы взаимодействия с родителями.
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
6. Учить вводить детей в проблемную игровую ситуацию, ведущая роль педагога, активизировать желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом).
Основные целевые группы участников проекта:
- дети;
- воспитатели; - родители;
- Старшая медсестра ; - Музыкальный руководитель
Ожидаемые результаты:
Предполагается, что в проекте будут принимать участие 15 детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, 27 родителей, 2 воспитателя, муз. руководитель, медсестра. За период в 6 месяцев будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям ДОУ, сокращение периода прохождения детьми лёгкой и средней степени адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Формы работы:
- Индивидуальная работа с детьми;
- Работа с родителями.
Этапы проектной деятельности:
1. Подготовительный этап.
2. Основной этап. Создание развивающей среды.
3. Заключительный этап: «Гостиная для родителей».
Фотоотчет «Мы в детском саду»
4. Итоги.
Подготовительный этап:
1. Создание банка данных о будущих воспитанниках. Знакомство родителей с режимом дня пребывания детей в детском саду.
2. Знакомство с родителями. Индивидуальные беседы воспитателя с родителями.
3. Изучение литературы по данной теме.
Основной этап:
1. Заполнение карт адаптации воспитанников с момента поступления в группу до окончания проекта. (Образец карты адаптации)
Фамилия, имя ребенка
Дата рождения ___ Возраст ___ Дата поступления___
Адаптационные дни 1-й 2-й 3-й 4-й 8-й 16-й 32-й 64 -й 128-й
Настроение
Аппетит:
Завтрак
Обед
Ужин
Сон:
Засыпание
длительность
Активность:
В игре
В речи
Взаимоотношения с детьми
Взаимоотношение со взрослыми
Условные обозначения:
Положительно + Неустойчиво + Отрицательно -
Болел - Б Находился дома -Д
2. Изготовление и приобретение развивающих игрушек, дидактических игр, различных видов конструктора, строитель.
3. Психогимнастика: Этюды: «По горячему песку», «Собака рычит», «Лисенок боится», «Кошка крадется за мышкой».
4. Игровая деятельность:
Игры, сближающие малышей друг с другом и с воспитателем («Большие – маленькие», «Иди ко мне», «Маленькие зайчики».)
Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомством с культурой поведения (Упражнение «Покачай малыша!», «Игра с собачкой», «Собери игрушки».)
Игры, направленные на развитие взаимодействия между детьми («Позови»)
Пальчиковые игры, опыты для малышей («Дружные пальчики»).
Музыкальные игры («Отгадай, что звенит?», «Пляшут наши детки!»).
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Воспитатель первой квалификационной категории Доронина Татьяна Геннадьевна Актуальность проекта Период](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519486303.jpg)
Словесные игры («У кого какая мама». «Вот Я какой!», «домашние животные», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».)
Настольно-печатные («Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки».)
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Адаптация детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519486415.jpg)
Сюжетно-ролевые («Больница», «Отведем дочку в садик», «Сварим Кате обед».)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Адаптационный период в детском саду адаптации является очень важным для детей вновь поступающих в детский сад](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485041.jpg)
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485004.jpg[/IMG]
Познание (знакомство с явлениями природы, ФЭМП, конструктивная деятельность)
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Разная степень социальной готовности обусловлена неодинаковым уровнем развития личности ребенка особенностями социального окружения условиями семейного воспитания и другими факторами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485497.jpg)
Разнообразные конструкторы, задания («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню».)
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Вследствие этих различий дети при поступлении в детский сад изначально имеют неодинаковые стартовые возможности что не позволяет им в равной степени](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485133.jpg)
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485073.jpg[/IMG]
Физические упражнения и игры со спорт. инвентарем (Упражнение «Наши ножки”, «Мяч в кругу».)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Проекты адаптироваться к условиям детского сада](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485206.jpg)
Художественное творчество:
- Рисование: («Нарисуем солнышку лучики», «Украсим платье пальчиками», «Дождик».)
- Лепка: («Солнышко», «Колобок», «Угостим куклу конфетой»)
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Поэтому именно период адаптации позволяет устранить данную проблему](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485245.jpg)
Художественная литература:
Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки».
Русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Волк и семеро козлят».
Произведения: К. Чуковского «Муха-цокотуха»,
Стихотворение С. Михалкова «Щенок»,
Е. Благининой «Котенок».
Осенний праздник «Осенние забавы"
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 В этой связи реализация проекта связанного с созданием условий для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ является весьма актуальной](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485348.jpg)
Новогоднее развлечение для детей «Гости на ёлке»
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 Темочки Адаптация детей](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485763.jpg)
Заключительный этап:
1. Гостиная для родителей «Игра с ребенком в жизни вашей семьи».
2. Фотоотчет «Мы в детском саду».
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Адаптационный период в детском саду Адаптация](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485820.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 Проекты Младшая группа Модель трёх вопросов](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-155046-1519485876.jpg)
Итоговый этап:
1. Анализ проведенной работы.
2. Определение степени адаптации ребёнка.
Результаты анализа адаптационных карт детей. 3. Заключение.
Анализ результатов.
Тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей первой младшей группы и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности (игровую, познавательную, художественно-речевую, музыкально-игровую); отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. В ходе реализации данного проекта адаптация детей к детскому саду прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоится, развить коммуникативные способности. Дети стали общаться друг с другом.
i]Основные результаты внедрения проекта:[/i]
Показателями окончания адаптационного периода являются: спокойное, бодрое, веселое настроение ребенка в момент расставания и встреч с родителями; уравновешенное настроение в течение дня; адекватное отношение к предложениям взрослых; желание есть самостоятельно, доедать положенную норму до конца; спокойный дневной сон в группе до назначенного по режиму времени.
Определение степени адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Группа "Звездочка", количество детей 15 человек, возраст 1.5 – 2,5 года. Наблюдая за процессом адаптации и внося данные своих наблюдений в специальный протокол, воспитатель делает вывод о результате адаптации каждого ребенка.
Результаты анализа адаптационных карт детей.
Из 15 ребят, постоянно посещающих детский сад, у 7 (47,2%) адаптация прошла в лёгкой форме, у 3 детей (19,8 %) - адаптация прошла в средней форме. Детей с тяжелой формой адаптации – 5 (33%).
На основании диагностики выявилось:
7 детей адаптировались в легкой форме, т. е. эти дети почти не болели, быстро приспособились к коллективу, режиму дня и порядку детского сада, активно контактирует со взрослыми и детьми.
3 детей адаптировались в степени средней тяжести: у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось. При поддержке взрослого дети стали легко отвлекаться и проявлять познавательную активность.
У 5 детей адаптационный период очень тяжелый. Связано это с сильной привязанностью к маме, частыми заболеваниями, особенностями нервной системы, неподготовленность к режимным моментам детского сада. В период адаптации таких малышей старалась приложить максимум усилий, чтобы дети с желанием ходили в детский сад, быстрее привыкали к новым условиям, составлен гибкий режим дня, который позволил учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Ко всем детям осуществлялся индивидуальный подход.
У детей в группе эмоциональное состояние стабильное, во взаимоотношениях со взрослыми проявляют инициативу, в деятельности подражают взрослым, наблюдают за действиями взрослых и сверстников.
С родителями проведены беседы и даны рекомендации по облегчению процесса адаптации к детскому саду. В группах проведены родительские собрания, на которых рассматривался вопрос «Адаптация ребенка к детскому саду».
Выводы:
Таким образом, благодаря совместным усилиям адаптация детей в группах раннего возраста детского сада прошла благополучно.
Рекомендации:
Продолжать пополнять предметно - развивающую среду группы. Продолжать самообразование по теме «Воспитание и развитие детей раннего возраста»
Заключение.
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Предварительная работа с семьей дала положительные результаты. Подготовка ребенка к поступлению в детский сад началась за три – четыре месяца до приёма в группу. На предварительном этапе мы устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей и состояния его здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества.
В группе создана естественная, комфортабельная, уютная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах, доступных для детей. Впервые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через игру ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши охотнее шли в группу, переставали плакать, если с ними играли, переключали их внимание на активную двигательную деятельность. Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключали его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка.
В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к общественному.
Литература:
1. АверинаИ. Е. Физкультурные минуты и динамические паузы в ДОУ. Москва2008
2. Белкина Л. В. «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воронеж, 2004
3. Боброва Т. А. «Работа по адаптации и развитию детей в возрасте от двух лет в условиях ДОУ»,
4. Бондаренко Т. М. «Комплексные занятия с детьми раннего возраста» Воронеж, 2004
5. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М. : Линка-Пресс, 1999.
6. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М. : Педагогическое общество России, 2004.
7. Давыдова О. И., Майер А. А «Адаптационные группы в ДОУ Методическое пособие» М, 2005
8. Доронова Т. Н. «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями»
Ильина И. С. «Адаптация ребенка к детскому саду»
9. Колдина Д. Н «Лепка с детьми в детском саду» М., 2016
10. Комарова Т. С. «Ребенок третьего года жизни»
11. Кравченко И. В., Т. Л. Долгова Прогулки в детском саду. ТЦ Москва2009
12. Лапина И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. – Волгоград, «Учитель» - 2009 г.
13. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Ранний возраст» М., 2008
14. Никишина И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. - Волгоград, «Учитель» - 2006 г.
15. Теплюк С. Н. «Занятия на прогулке с малышами» М., 2016
16. Павлова П. А., Гобунова И. В. Расти здоровым, малыш! Программа оздоровления детей раннего возраста. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
17. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми» М. ,2015
18. Роньжина А. С. «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению».
19. Правила внутреннего распорядка МБДОУ «Детский сад «Солнышко» .
20. Программы воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
21. «Развитие детей раннего возраста в условиях вариативного образования» сборник под редакцией Т. Н. Дороновой и Т. И. Ерофеевой;
22. Соколовская Н. В. Адаптация ребенка к условиям детского сада. – Волгоград, «Учитель» - 2007 г.
23. Степанкова Э. Я. Сборник подвижных игр».
24. Устав ДОУ №52