Елена Саенко
Психолого — педагогический анализ проблемы познавательно речевого развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого – педагогический анализ проблемы познавательно речевого развития детей дошкольного возраста.
Современный педагог ставит перед собой цели и задачи по развитию всех компонентов речи детей : от свободного общения со взрослыми и детьми, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими, развития грамматического строя речи, связной речи – диалогической и монологической форм, формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи, - до практического овладения нормами родного языка. Концептуальные основы развития речи в детском возрасте раскрыты в трудах известных педагогов и психологов, таких как Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Гвоздев, Е. И. Тихеева, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. В. Запорожец, В. Н. Авенсова, А. А. Люблинская, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, Г. Л. Розенгард- Пупко, П. Я. Гальперин, Л. А. Бенгер, М. Ю. Кистяковская, Ж. Пиаже, А. Валлон, Р. Я. Абрамович-Лехтман, Н. Ф. Бернштейн утверждали, что движения, практическая деятельность детей имеют чрезвычайно важное значение в развитии ряда высших корковых функций, пространственных отношений, познавательной деятельности и речи. Доказано и то, что речь ребёнка особенно интенсивно развивается именно в период дошкольного детства. А от того, насколько успешно прошёл этот процесс, зависит и уровень психического развития индивида в целом (об этом писали в своих трудах Выготский Л. С., 1935; Юдович Ф. Я; Эльконин Д. Б., 1974). Вывод, к которому приходит Выготский, и заключается в том, что значение слова необходимо рассматривать как единство мышления и речи. Мышление, уровень развития влияет на формирование развития речи с одной стороны и, с другой стороны – сознание, поведение, мышление развиваются в процессе усвоения родного языка. Психическая деятельность в целом невозможна без участия речи, прямого или косвенного (Выготский Л. С., 1983; Леонтьев А. А., 1969, и именно поэтому развитие речи является обязательным условием развития личности. Именно в дошкольном возрасте, как отмечает О. Н. Леонтьев, складываются три функции речи, которые имеют важное значение в формировании интеллекта [16, с. 130] :
Публикация «Психолого — педагогический анализ проблемы познавательно речевого развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
-Коммуникативная. Влияет на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей. В процессе общения ребёнок усваивает новые понятия.
-Познавательная. Играет большую роль в развитии восприятия, придавая сенсорным функциям поисковый характер, в развитии вербальной памяти, что важно для формирования обобщённого мышления.
- Регулирующая. Формирование данной функции речи связано с развитием возможностей планирования интеллектуальной деятельности.
Главной особенностью данного периода развития является совершенствование речевой функции в процессе вербального взаимодействия, отвлечённого от конкретной ситуации, что предопределяет появление сложных языковых форм.
Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина (1873 – 1948). Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребёнком окружающего мира. В монографии «Ребёнок от года до четырёх лет» (1931, а также в ряде статей Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи.
Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867 – 1944, известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она определила основные задачи работы по развитию речи детей в детском саду : развитие речевого аппарата у детей, его гибкости, чёткости, развитие речевого слуха; накопление содержания речи; работа над формой речи, её структурой. И показала пути решения этих задач. В её трудах представлена стройная система работы над словом.
К. Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребёнком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.
Дошкольный возраст – это тот период, когда ребёнок активно усваивает разговорный язык, а речь развивается и становится - фонетической, лексической, грамматической. Круг общения расширяется, дети становятся более самостоятельными. Знакомясь с окружающим миром расширяется кругозор детей. Это требует от ребёнка полноценного овладения средствами общения основной из которых является речь. Как уже говорилось, важно дать достигнуть детям определённого уровня развития речевой активности, словаря, грамматического строя речи, перейти т диалогической речи к связному высказыванию. Развивать у детей не только навыки правильной речи, но и формировать, так речь, что бы она была образной, выразительной. Учить понимать выразительность речи, учить воспринимать смысловую её сторону, уметь выражать чувства в речи, распознавать эмоции, более тонко чувствовать красоту присущего слова. Ведь на сегодняшний день выразительность речи тоже является проблемой. Дети говорят без эмоционально. У некоторых детей нет желания распознавания чужих эмоций и желания отвечать на них. Эта холодность закрепляется и в речи. Дошкольная образовательная организация – это первое и самое ответственное звено в в общей системе образования. Самое важное приобретение ребёнка в дошкольном возрасте – это умение владеть речью. И является одной из самых сложных проблем детской психологии и педагогики. Ведь маленький ребёнок, который не умеет ни на чём сосредоточиться и не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой, как язык. Именно процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Развитие речи - это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и приёмов.