Мария Ермолова
Психолого-педагогические условия развития творческого воображения дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в статье представлен практический материал по формированию творческого воображения у детей дошкольного возраста. Для выявления особенностей развития творческого воображения были использованы следующие методики: «Скульптура», «Вербальная фантазия», предложенные Р. С. Немовым, а также методика, разработанная О. М. Дьяченко – «Дорисовывание фигур».
Публикация «Психолого-педагогические условия развития творческого воображения дошкольников» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ключевые слова: творческая личность, творческое воображение, экспериментальное исследование, творческие задачи, социальная сфера, вербальная фантазия, ТРИЗ, фантазирование, психогимнастика, сказкотерапия.
При реализации данной программы были использованы различные средства, методы и формы организации занятий: фантазирование (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач); психогимнастика (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности, техники и приемы саморегуляции; сказкотерапия (по методике Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайлова); элементы групповой дискуссии.
В современной психологической науке проблема становления творческой личности на протяжении длительного времени является одной из самых важных. В настоящее время сложилось несколько основных направлений в понимании процессов формирования творческого воображения (А. В. Бакушинский, К. Н. Венцель, В. Г. Глоцер, Б. Джефферсон, Н. Михайловская и др.). Для нашей работы представляют интерес исследования представителей третьего направления, которые подчеркивают, что творческое воображение – процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творческому воображению можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется под воздействием воспитания и обучения (Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, О. М. Дьяченко и др.).
В данном исследовании с целью изучения особенностей развития воображения у детей 5 6 лет был проведен эксперимент на базе ГБДОУ «Детский сад №113» г. Севастополя, в котором приняли участие 2 группы детей в возрасте 5–6 лет (всего 45 испытуемых). Для выявления особенностей развития творческого воображения были использованы следующие методики: «Скульптура», «Вербальная фантазия», предложенные Р. С. Немовым, а также методика, разработанная О. М. Дьяченко, – «Дорисовывание фигур».
Результаты экспериментального исследования по итогам проведения всех трех методик показали, что для большинства испытуемых характерен низкий уровень развития творческого воображения.
По результатам методики «Дорисовывание фигур» были выявлены следующие особенности. При решении творческих задач, в зависимости от типа использования элемента действительности для построения нового образа, большинство испытуемых использовали 2 тип решения (по О. М. Дьяченко) – «объекты с деталями». Поставленную задачу приняли все испытуемые, самостоятельно, без помощи экспериментатора, выполнили задание. Время выполнения задания в среднем составило от 2 до 3 минут. Наиболее часто встречающимися категориями действительности, отраженными в работах испытуемых, были социальная сфера, природа, животные. При создании образов большинства испытуемых использовали прием типизации, лишь в единичных случаях прием агглютинации. Среди выявленных особенностей развития творческого воображения так же необходимо отметить низкий уровень оригинальности создаваемых образов, их схематичность, низкую детализированность. В ходе проведения методики «Вербальная фантазия» было выявлено следующее: для некоторых испытуемых характерен отказ от деятельности, многие испытуемые испытывали трудности в создании образов, им потребовалась помощь экспериментатора в форме наводящих вопросов. Несколько испытуемых так и не смогли придумать новый сюжет, их рассказы явились лишь воспроизведением известного произведения художественной литературы. Рассказы испытуемых в большинстве случаев носили повествовательный характер. В основном это были сюжетные рассказы с вымышленными героями. Рассказы не отличались последовательностью и логичностью, лишь в нескольких случаях сюжет разворачивался до завершения. При составлении рассказов испытуемые чаще всего испытывали прием схематизации. Большинство испытуемых, при создании рассказов показали низкую скорость процессов воображения. Образы, созданные испытуемыми, не отличались глубиной и проработанностью образов. По результатам методики «Скульптура» у большинства испытуемых был выявлен низкий уровень развития творческого воображения. Образы, созданные испытуемыми, не отличались новизной и оригинальностью. Все испытуемые положительно отнеслись к выполнению задания, приняли поставленную перед ними задачу. Лишь нескольких испытуемых обратились за помощью к экспериментатору. Наиболее часто создаваемыми явились образы животных и явлений природной сферы. В целом же образы не отличались эмоциональностью и детальной проработанностью. В большинстве случаев, при создании образов испытуемых основывались на имеющихся представлениях. При создании образов наиболее часто использовались приемы типизации и схематизации. В целом, необходимо отметить более низкие показатели по уровню развития вербальной формы воображения у детей 5 6 лет по сравнению с невербальной.
Таким образом, данные, полученные в ходе проведения экспериментальной работы, указывают на острую необходимость в развитии творческого воображения детей старшего дошкольного возраста как одной из основных предпосылок дальнейшего успешного обучения в школе, что послужило основанием для разработки программы развития указанного выше процесса.
На формирующем этапе эксперимента, с целью создания условий для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, была разработана программа развития творческого воображения. При ее создании особое значение придавалось позициям Л. С. Выготского, Э. Стотленда указывающим на взаимосвязь эмпатии и воображения, рефлексии и воображения. К. М. Гуревич отмечает, что, благодаря в том числе опыту межличностных отношений, формируется воображение и другие психические процессы. Поэтому мы посчитали необходимым в процессе развития воображения развивать у детей эмпатию, рефлексию и межличностные отношения. Также в основу создания программы легли положения Дж. Родари о том, что богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка. О существовании множества приемов работы со сказкой с целью обучения фантазированию. Т. А. Сидорчюк, Н. Н. Хоменко, С. Г. Альтшуллер, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ считают, что одним из компонентов творческого потенциала человека является богатое воображение, и методики с применением ТРИЗ способствуют его развитию. В основе ТРИЗ лежит переход от метода проб и ошибок в творчестве к целенаправленному применению различных приемов анализа и решения задач. Поэтому в качестве одного из средств развития творческого воображения была использована художественно творческая деятельность с элементами ТРИЗ. Также в основу создания данной программы легли положения М. Вертгеймера, А. В. Запорожца, С. К. Сиволапого, о наличии тесной связи процессов воображения и мышления и значительной роли интеллектуального фактора в развитии воображения.
Программа работы по развитию творческого воображения включает в себя 16 занятий. Предназначена для детей 5–6 лет. Каждое занятие имеет продолжительность 25 минут. В процессе реализации программы выделяются три этапа, которые обеспечивают решение поставленных задач. 1 этап включает в себя занятия, направленные на объединение детей, создание благоприятной эмоциональной обстановки в коллективе; развитие речи детей; развитие мыслительных операций (синтез, анализ, абстрагирование). 2 этап – занятия, направленные на развитие воображения; развитие вербальной формы творческого воображения. 3 этап – закрепление полученного опыта в разнообразных видах деятельности. При реализации данной программы были использованы различные средства, методы и формы организации занятий: фантазирование (работа с цветом, формой, абстракцией – элементы теории решения изобретательских задач); психогимнастика (развитие невербальных способов общения, широты эмоциональной выразительности, техники и приемы саморегуляции; сказкотерапия (по методике Т. Д. Зинкевич и А. М. Михайлова); элементы групповой дискуссии.