МААМ-картинки

Психолого-педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр

Шарипа Екатерина Геннадьевна
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы

В современном обществе социально - экономические преобразования диктуют необходимость развития творчески активной личности, имеющей способность принимать самостоятельные нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи и реализовывать их в жизни, решать творческие задачи.

В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно - воспитательного процесса.

Темочки:

Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованная деятельность. Она понятна ребёнку, близка его природе и, что существенно для развития ребёнка, находит своё отражение в игре. Однако, как утверждают многие ученые (Г. В. Ануфриева, Д. В. Менджерицкая, Н. Ф. Сорокина и др., в настоящее время в образовательном процессе ДОУ театрализованные игры представлены в незначительной степени. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что не способствует эффективному психическому и личностному развитию детей. В связи с этим, целенаправленное развитие творческих способностей требует разработки определённого способа включения театрализованной деятельности в целостный педагогический процесс ДОУ.

Театрализованная игра способствует знакомству с чувствами, переживаниями главных действующих лиц произведения, овладению способами выражения эмоций, самореализации, самовыражению, знакомству с окружающей действительностью в красках и эмоциях, обусловливая развитие психических процессов, черт личности дошкольника.

По мнению многих ученых, театрализованные игры близки по смыслу и содержанию к искусству и поэтому называют их «творческими» (М. А. Васильева, С. А. Козлова, Д. Б. Эльконин) [5].

П. И. Пидкасистый рассматривает творчество, как «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого, для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляемое, как воображение» [1, с. 117]. Будучи компонентом деятельности, оно поднимается до степени творческой деятельности, как обязательного условия мастерства и инициативы.

По мнению С. О. Грузенберга, творчество – процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы [2].

На современном этапе творчество перестало быть неким таинством, в которое нельзя вмешиваться и которое нельзя регулировать. Психологическая наука раскрыла данное таинство и представила фундаментальную значимость деятельностного подхода в становлении творчества (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.) [3; 4; 8].

Развитие творческих способностей детей должно основываться на понимании их психологических особенностей. Прежде всего - это особенности доминирующих психических процессов, обеспечивающих реализацию творческой деятельности. Одним из них является воображение, как основа творческой деятельности, соответственно, как значимый показатель развития личности и одно из содержательных ее характеристик. Также воображение является доминирующим психическим новообразованием дошкольного периода. Следовательно, одной из приоритетных задач взрослых должно стать обеспечение детей благоприятными условиями для развития воображения в контексте разных видов деятельности и, прежде всего, в тех, которые выстраиваются на воображении и, соответственно, способствуют развитию воображения (игровая, художественная деятельность).

Деятельность, нацеленная на получение чего-то нового, неповторимого, и являющаяся показателем творчества, отражает сущность творчества в широком смысле [6]. Создание того, чего раньше не существовало, отражает новизну результата творческой деятельности и носит объективный характер. Непосредственно процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляются индивидуальность творца. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его значительна.

В театрально-игровой деятельности творчество детей представляется в трех направлениях:

- продуктивное творчество;

- исполнительское творчество;

- оформительское творчество [5].

Данные направления могут интегрироваться.

Итак, дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческих способностей, т. к. в данном возрасте дети безмерно любознательны, они обладают колоссальным желанием познавать окружающий мир. В дошкольном возрасте у детей значительно возрастают физические возможности - движения характеризуются скоординированностью и пластичностью; также интенсивно развивается эмоциональная сфера – проявляется устойчивость эмоциональных состояний, способность оценивать и выражать их. У детей прослеживается умение устанавливать причинно–следственные связи между событиями и явлениями, осознавать причины, мотивы действий героев литературных произведений. Доминирующую позицию начинают занимать личные ощущения, эмоции, переживания. Главная задача педагога в данный период заключается в актуализации, активизации и развитии индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.

Список использованной литературы

1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 2014. - 305 с.

2. Грузенберг, С. О. Гений и творчество : Основы теории и психологии творчества/С. О. Грузенберг -М. :Либроком, 2010-264с.

3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : В 2-х томах. Том 1. Психическое развитие ребёнка [Электронный ресурс] / А. В. Запорожец. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1416965/

4. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - Режим доступа: https://knigi.link/pedagogika-doshkolnaya/doshkolnaya-pedagogika-ucheb posobie-dlya-stud.html

5. Макаренко, Л. В. Театр и театрализованная деятельность в современном дошкольном учреждении образования: монография / Л. В. Макаренко. - Донецк: ЛАНДОН-ХХИ, 2011. - 211 с.

6. Немов, Р. С. Психология : Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: Общие основы психологии / Воображение. 3-е изд. / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 260 с.

7. Петровский, А. В. Теоретическая психология/А. В. Петровский, Ярошевский М. Г. -М. :Академия, 2003.-323с.

8. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев. - Режим доступа: https://lektsii.org/6-44467.html

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей«Развитие творческих способностей у дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования». Мастер-класс для родителей Всем доброго времени суток, уважаемые коллеги! 15 марта в нашем дошкольном учреждении прошел публичный отчет. Форма проведения – не традиционная,.

Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников»Консультация для молодых воспитателей «Пластилинография как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Пластилинография считается одним из самых молодых направлений изобразительного творчества,нетрадиционная техника лепки,которая позволяет.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников»Мастер-класс «Пластилинография как средство развития творческих способностей дошкольников» Цель мастер – класса: Создать картину в технике «Пластилинографии». Задачи мастер – класса: 1. Обучение участников мастер – класса.

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников»Проект «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников» Проект по теме: Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей младших дошкольников Вид проекта: долгосрочный .

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр
Опубликовано: 26 мая 2024 в 09:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр» (включая файлы) размещена пользователем Шарипа Екатерина Геннадьевна (УИ 2542164) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД