Шарипа Екатерина Геннадьевна
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников средствами театрализованных игр
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе социально - экономические преобразования диктуют необходимость развития творчески активной личности, имеющей способность принимать самостоятельные нестандартные решения, генерировать новые оригинальные идеи и реализовывать их в жизни, решать творческие задачи.
В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно - воспитательного процесса.
Темочки:
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Уникальным средством развития творческих способностей детей является театрализованная деятельность. Она понятна ребёнку, близка его природе и, что существенно для развития ребёнка, находит своё отражение в игре. Однако, как утверждают многие ученые (Г. В. Ануфриева, Д. В. Менджерицкая, Н. Ф. Сорокина и др., в настоящее время в образовательном процессе ДОУ театрализованные игры представлены в незначительной степени. Игры сворачиваются и не достигают развитой формы, что не способствует эффективному психическому и личностному развитию детей. В связи с этим, целенаправленное развитие творческих способностей требует разработки определённого способа включения театрализованной деятельности в целостный педагогический процесс ДОУ.
Театрализованная игра способствует знакомству с чувствами, переживаниями главных действующих лиц произведения, овладению способами выражения эмоций, самореализации, самовыражению, знакомству с окружающей действительностью в красках и эмоциях, обусловливая развитие психических процессов, черт личности дошкольника.
По мнению многих ученых, театрализованные игры близки по смыслу и содержанию к искусству и поэтому называют их «творческими» (М. А. Васильева, С. А. Козлова, Д. Б. Эльконин) [5].
П. И. Пидкасистый рассматривает творчество, как «мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого, для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляемое, как воображение» [1, с. 117]. Будучи компонентом деятельности, оно поднимается до степени творческой деятельности, как обязательного условия мастерства и инициативы.
По мнению С. О. Грузенберга, творчество – процесс тонкий, требующий большого такта, внимания со стороны педагога и творческого руководства деятельностью детей и особой творческой атмосферы [2].
На современном этапе творчество перестало быть неким таинством, в которое нельзя вмешиваться и которое нельзя регулировать. Психологическая наука раскрыла данное таинство и представила фундаментальную значимость деятельностного подхода в становлении творчества (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.) [3; 4; 8].
Развитие творческих способностей детей должно основываться на понимании их психологических особенностей. Прежде всего - это особенности доминирующих психических процессов, обеспечивающих реализацию творческой деятельности. Одним из них является воображение, как основа творческой деятельности, соответственно, как значимый показатель развития личности и одно из содержательных ее характеристик. Также воображение является доминирующим психическим новообразованием дошкольного периода. Следовательно, одной из приоритетных задач взрослых должно стать обеспечение детей благоприятными условиями для развития воображения в контексте разных видов деятельности и, прежде всего, в тех, которые выстраиваются на воображении и, соответственно, способствуют развитию воображения (игровая, художественная деятельность).
Деятельность, нацеленная на получение чего-то нового, неповторимого, и являющаяся показателем творчества, отражает сущность творчества в широком смысле [6]. Создание того, чего раньше не существовало, отражает новизну результата творческой деятельности и носит объективный характер. Непосредственно процесс создания имеет субъективную окраску, так как в нем проявляются индивидуальность творца. Рисуя, вырезая и наклеивая, ребенок дошкольного возраста создает для себя субъективно новое. Общечеловеческой новизны и ценности продукт его творчества не имеет, но субъективная ценность его значительна.
В театрально-игровой деятельности творчество детей представляется в трех направлениях:
- продуктивное творчество;
- исполнительское творчество;
- оформительское творчество [5].
Данные направления могут интегрироваться.
Итак, дошкольное детство является сензитивным периодом для развития творческих способностей, т. к. в данном возрасте дети безмерно любознательны, они обладают колоссальным желанием познавать окружающий мир. В дошкольном возрасте у детей значительно возрастают физические возможности - движения характеризуются скоординированностью и пластичностью; также интенсивно развивается эмоциональная сфера – проявляется устойчивость эмоциональных состояний, способность оценивать и выражать их. У детей прослеживается умение устанавливать причинно–следственные связи между событиями и явлениями, осознавать причины, мотивы действий героев литературных произведений. Доминирующую позицию начинают занимать личные ощущения, эмоции, переживания. Главная задача педагога в данный период заключается в актуализации, активизации и развитии индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Список использованной литературы
1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб. : Союз, 2014. - 305 с.
2. Грузенберг, С. О. Гений и творчество : Основы теории и психологии творчества/С. О. Грузенберг -М. :Либроком, 2010-264с.
3. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды : В 2-х томах. Том 1. Психическое развитие ребёнка [Электронный ресурс] / А. В. Запорожец. - Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/1416965/
4. Козлова, С. А., Куликова, Т. А. Дошкольная педагогика [Электронный ресурс] / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - Режим доступа: https://knigi.link/pedagogika-doshkolnaya/doshkolnaya-pedagogika-ucheb posobie-dlya-stud.html
5. Макаренко, Л. В. Театр и театрализованная деятельность в современном дошкольном учреждении образования: монография / Л. В. Макаренко. - Донецк: ЛАНДОН-ХХИ, 2011. - 211 с.
6. Немов, Р. С. Психология : Учеб для студентов высш. пед. учеб. заведений: Общие основы психологии / Воображение. 3-е изд. / Р. С. Немов. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 260 с.
7. Петровский, А. В. Теоретическая психология/А. В. Петровский, Ярошевский М. Г. -М. :Академия, 2003.-323с.
8. Леонтьев, А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Электронный ресурс] / А. Н. Леонтьев. - Режим доступа: https://lektsii.org/6-44467.html