Папки-передвижки

Психолого-педагогические основы экологического развития детей предшкольного возраста

алина лежаева
Психолого-педагогические основы экологического развития детей предшкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В современную эпоху одной их наиболее развивающих наук является экология. Термин «экология» за последние десятилетия стал весьма популярным. Мы зачастую слышим его по радиовещание и в ежедневных разговорах, в парламентских чтениях и телевизионных дебатах, и каждый считает, то, что он правильно осознает его значимость. Но так ли это? Даже среди экспертов существует существенное расхождения в суждениях сравнительно того, то, что необходимо понимать под экологией и чем она должна заниматься.

Публикация «Психолого-педагогические основы экологического развития детей предшкольного возраста» размещена в разделах

Одним из первых определение термина «экология» в 1886 г. установил немецкий биолог Э. Геккель. По его мнению,экологияявляется областьюзнаний, изучающей экономику природы, то есть исследование общих взаимоотношений животных с живой и неживой природой.

Экология представляет собой науку о взаимоотношениях организмов растительной и животной природы. Они образуют между собой и окружающей средой различные сообщества. Экология является частью биологической науки, исследует закономерности взаимодействия фауны и флоры, их представителей между собой и окружающей средой.

Экологическое развитие – это целостность экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

Для дошкольной педагогики экологическое развитие – это новое направление, которое возникло на границе 80-х и 90-х годов и в данный период проходит стадия развития.

Вопрос формирования основ экологического развития у детей предшкольного возраста во взаимодействии с природой разрешен слабо, взрослые привыкли показывать готовые образцы поведения, что не требует от детей мыслительной или поисковой деятельности, как правило запретного характера в виде директив: «не рвать!», «не шуметь!», «не навредить!», «не сломать!», «не затоптать!». Еще К. Д. Ушинский говорил, что такая «сухая сентенция нисколько не поможет делу, но, напротив, только повредит».

Сегодня тема экологического развития детей является одной из главных. При всех тенденциях и нововведениях в процессе модернизации образования, она остается одной из актуальных в познавательном развитии дошкольников.

Проблемы экологического развития регулярно обсуждаются на консультациях, семинарах, педсоветах в детских садах. Чтобы определить пробелы в знаниях, используется анкетирование по вопросам экологии и экологического развития детей. На основе данных анкет планируется дальнейшая деятельность педагогического коллектива по экологическому развитию.

«Экологическое развитие детей предшкольного возраста», с точки зрения В. Г. Фокиной, подразумевает: развитие гуманного отношения к природе, развитие концепции экологических знаний и представлений, формирование эстетических чувств, содействие ребенка в посильной для них работы по уходу за растениями и животными.

В отечественной педагогике идеи ознакомления с природой дошкольников рассматривали Р. М. Басса, А. А. Быстрова, Е. И. Волковой,

Е. Геннингса, Э. И. Залкинда, О. Иогансона, А. М. Степановой, методические рекомендации и пособия С. А. Веретенниковой, М. В. Лучича, А. Ф. Мазурина, М. М. Марковской, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, З. Д. Сизенко и других. Опорным методом которых в формировании основ экологического развития было наблюдение, накапливание экологического опыта, получение новых экологических знаний, их уточнение и расширение.

Теоретические основы экологического развития представлены в различных психолого-педагогических исследованиях (И. А. Хайдурова,

П. Г. Саморукова, Н. Н. Кондратьева и другие, в монографии С. Н. Николаевой «Общение с природой начинается с детства».

Экологическое развитие детей предшкольного возраста – это процесс развития у ребенка сознательно-верного взаимоотношения к объектам природы: бережного отношения к природе, умение видеть ее красоту. Подобное отношение появляется во взаимосвязи умственных, эмоциональных и действенных компонентов. Их сочетание составляет высоконравственную позицию детей, проявляющуюся во различных конфигурациях его поведения, отмечает С. Н. Николаева.

Предшкольный возраст – это особый этап в жизни и развитии ребенка, в это время он начинает лучше думать, понимать окружающее пространство [10, c. 32].

Поэтому, формирования основы экологического развития у детей предшкольного возраста приобретает наиважнейшее значение, становится первоочередной задачей.

Таким образом, главной целью является формирования основ экологического развития у детей предшкольного возраста с позиции функционального соответствия современным требованиям через создание психолого-педагогических условий для экологического развития детей предшкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо осуществлять решение следующих задач по формированию основ экологического развития :

– воспитание уважения к природе через непринужденное, непосредственное общение с ней;

– формирование у личности ребенка элементарных естественнонаучных представлений и приобретаемых знаний о природе;

– формирование у ребенка навыков поисково-экспериментальной деятельности;

развитие искреннихсопереживаний к невзгодам природы, неподдельной потребности борьбы за ее сохранность;

– активное привлечение родителей к формированию благоприятных условий для формирования основ экологического развития.

Содержание экологического развитие содержит два аспекта: передачу экологических знаний и их изменение в отношение. Познания считаются неотъемлемым компонентом процесса развития начала экологической культуры, а отношение – окончательным его продуктом. Истинно экологические познания сформировывают сознательный характер взаимоотношения и дают основание экологическому сознанию.

В качестве основных критериев увеличения необходимо называть полученный ребенком навык взаимодействия с окружающим миром и последующие проявления экологической позиции личности :

– овладение норм и правил экологически аргументированного взаимодействия с окружающим миром, изменение существенной их доли в привычки детей;

– наличие необходимости в приобретении экологических знаний, направленность на практическое использование их;

– общение с растительным и животным миром, выражение доброты, отзывчивости, сопереживание им, выражение милосердия к людям, природе;

–бережный подход ко всему окружающему;

– выражение эстетических чувств, умения и потребности наблюдать и понимать прекрасное, необходимости самовыражения в творческой деятельности;

– выражение инициативы в постановлении экологических проблем ближайшего окружения.

Отличительными чертами экологического развития детей предшкольного возраста являются :

– активная деятельность детей предшкольного возраста на осознанное сохранение природы;

– разумно-ценностное отношение к природе;

– любовь к растительному и животному миру;

развитие экологических знаний, культуры и отношения к природе.

Формирование психолого-педагогических основ экологического развития в ДОО – это, прежде всего наличие объектов живой природы, отвечающие безопасности для здоровья и жизни, которые могут находиться под наблюдением и уходом педагогов и детей постоянно. Объекты живой природы понимаются нами, как «предметная» среда в жизни дошкольника, педагогом главное внимание в формировании основ экологического развития личности ребенка. Формирование основ экологического развития рассматривается нами, как длительный и многогранный процесс.

В настоящее время известно немало форм, методов, программ, методических разработок в формировании основ экологического развития у детей предшкольного возраста. В формировании практико-ориентированных навыков, осознанного экологического поведения становится пример поведения окружающих взрослых (родителей и педагогов). Наблюдая, за бережным ухаживанием взрослых за растениями и животными, фиксируя наблюдаемые эмоциональные реакции, дошкольник сохраняет полученные сведения в свою структуру личности.

Основным методом в экологическом развитии детейпредшкольного возраста является наблюдение. С его помощью ребенок приобретает различные умения, которые направлены на познание и активное преобразование природного мира: труд по уходу за растениями и животными, изобразительная деятельность; познает и внешние свойства объектов и явлений природы (окрас,

строение, запах и так далее).

Одни из часто используемых форм работы в экологическом развитие детей предшкольного возраста является :

– организованная образовательная деятельность;

– практическая деятельность в природе;

– природоохранные акции;

– деятельность кружков и клубов с тематикой о природе;

– осуществление экологических викторин и олимпиад;

– изготовление детьми совместно с воспитателем и родителями экологических листовок.

Рассмотрены экологические программы : «Жизнь вокруг нас», «Наш дом – природа», «Паутинка», «Природа и художник», «Семицветик», «Юный эколог»; комплексные программы: «Детский сад – дом радости», «Детство», «Истоки», «Кроха», «Радуга», «Развитие». Вышеперечисленные программы акцентируют внимание формирование основ экологического развития детей предшкольного возраста. Рассматривая необходимость внедрения экологического подхода в психолого-педагогическом процессе при ознакомлении детей с природой, определении понятий.

Рассмотрены программы, направленные формирование основ экологического развития.

Комплексная программа «Детство» достаточно серьезно направлена на экологического развитии детей предшкольного возраста. В ней имеет место системный подход, биоцентрическая позиция экологического содержания. Дети предшкольного возраста приобретают начальное, но обстоятельное понимание закономерностей взаимосвязей в природе, появляются умственные и практические навыки, развивается гуманное отношение.

Комплексная программа «Истоки». Авторы выделяют два психологических возраста : младший – 3-5 лет и старший – 5-7 лет, рассматривая задачи развития, определяя тип ведущей деятельности, согласно возрасту. Данная программа направлена на всестороннее развитие детей, формирование творческих универсальных способностей. Опирается на выделенный психологический возраст и требования общества.

Актуальным становится новое направление – создание психолого-педагогической среды для формирования основ экологического развития детей предшкольного возраста, что может быть осуществлено в создании закономерности эколого-педагогической работы в ДОО при обеспечении технологического процесса: организационно-методического и воспитательно-образовательного. Закономерно выстроенный технологический процесс на протяжении учебного года приведет к запланированному результату – актуальному повышению уровня экологической культуры педагогов и становлению начал формирования экологических представлений у детей.

Публикации по теме:

Консультация «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Дети - наиболее незащищённая часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью.

Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста Основы экологической культуры у детей дошкольного возраста "Если с ранних лет дети будут понимать всю необходимость заботы об окружающем.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста. Гирфанова Татьяна Борисовна - воспитатель высшей.

Программа психолого-педагогического сопровождения адаптации агрессивных детей раннего дошкольного возраста в ДОУ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Период адаптации – тяжелое время для ребенка. Однако не следует рассматривать проблему адаптации как односторонний.

Психолого-педагогическое сопровождение и коррекция тревожных детей среднего дошкольного возраста в ДОУ Подготовила и провела исследование Кокорина И. Н. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования.

Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема Развитие мышления у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема. (Автор Левченков В. В.) Предметы и явления в окружении.

Развитие социальной активности и инициативы детей предшкольного возраста в условиях УДО Разговор о развитии социальной активности и инициативы детей в дошкольном возрасте актуален, так как в условиях модернизации современного.

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика» Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В., педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В. декабрь 2020г. Тренинг.

Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возрастаЗимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста Зимний сад в ДОУ, как зона экологического развития и средство достижения психологического комфорта детей дошкольного возраста. Дошкольный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические основы экологического развития детей предшкольного возраста
Опубликовано: 16 января 2021 в 17:31
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические основы экологического развития детей предшкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем алина лежаева (УИ 903473) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД