Наталья Сорокина
Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование музыкальных способностей – одна из главных целей художественно-эстетического, музыкального воспитания дошкольников. Существенным для педагогической науки является аспект о сущности музыкальных способностей : воспитываются ли они вследствие влияния окружающей обстановки или представляют собой врожденные свойства человека, передающиеся по наследству.
Публикация «Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа музыкального руководителя
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Вторым существенным теоретическим аспктом в проблеме, от которого главным образом зависит практика музыкального воспитания, является определение содержания взглядов на музыкальные способности : музыкальность, музыкальная одаренность. От того, что берут за основу содержание этих дефиниций, в большинстве своем и зависят пути педагогических действий [4, С. 125].
В данное время в изучении теоретических, в том числе, и практических вопросов к проблеме воспитания музыкальных качеств существуют разнообразные подходы.
Б. М. Теплов в своих трудах сделал полный, исчерпывающий анализ проблемы воспитания музыкальных способностей. Он сопоставлял точки зрения в психологии, и раскрыл свой взгляд по данному вопросу. Анализируя аспекты об установлении понятий «музыкальность» и о сущности музыкальных способностей, Б. М. Теплов противопоставляет несколько линий-направлений в психологии : гештальтпсихологию (Г. Ревеша) и психологию элементов (берущую основу в трудах С. Сишора).
Несмотря на схожесть различных позиций исследователей, Б. М. Теплов определяет общие элементы во многих основных тезисах, высказанных им [6, С. 46].
Г. Ревеш не включает в понятие музыкальность некоторые музыкальные способности, а находит их как единое, целостное свойство, присущее человеку от природы. Для того, чтобы установить, музыкален ли ребенок, Г. Ревеш предложил использовать ряд проверок, проб-тестов, которые не характеризуют самого понятия музыкальность, а лишь косвенно подтверждают ее наличие. Психолого-педагогическим заключением, вытекающим из точки зрения Г. Ревеша, рассматривающего врожденность музыкальности, является его точка зрения о том, что развить музыкальность можно только у детей, у которых она имеется от природы, и, следовательно, лишь люди, располагающие ею, способны учить музыку. Не обладающие музыкальностью люди (а таких, по мнению Ревашу, много) не могут воспитать ее в себе [11,C.21].
С. Сишор по сравнению с Г. Ревешом анализирует музыкальность как общность ряда способностей. Присутствие их у людей определяется с помощью изучения – тестирования.
Пробы-тесты, разработанные С. Сишором для выявления музыкальных способностей, названы элементами, т. е. с его позиции, автономными от практики упражнениями, соответствующие возрасту и т. д. Изучаемые качества ребенка признаются, таким образом, врожденными, данными от природы, а не приобретенными.
С. Сишор предлагает определять наличие музыкальных способностей с помощью неких количественных измерений. На основании изучения у человека способности определять небольшие отклонения в изменении высоты, интенсивности звуков и т. д. распознается и целесообразность упражнений детей в развитии музыкальных способностей.
Определяя врожденность музыкальности, С. Сишор сталкивается в своих конечных умозаключениях с Г. Ревешем.
Б. М. Теплов опровергает вывод С. Сишора, что способность слышать небольшие изменения единиц высоты, не может быть развита у человека. Он приводит факты, свидетельствующие о том, что в результате использования легких заданий звуковысотная чувствительность развивается стремительно. Кроме того, она заметно улучшается с возрастом, в результате музыкальные способности развиваются. Эти факты доказывают, что разработка специальных заданий, выстроенных на диагностической основе не развивают способности, не могут быть объективными.
Ярко высказал свою позицию Б. М. Теплов в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Базируясь на труды И. П. Павлова, выдающегося физиолога, он определил врожденными свойствами нервной системы человека, но рассматривал их только как приобретенные, а не как только наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Б. М. Теплов отделяет от психических свойств человека врожденные свойства нервной системы. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, как он подчеркивает [13, C.22].
Способности Б. М. Теплов определяет как индивидуально-психологические способности человека, имеющие отношение к успешному выполнению какой-либо одной деятельности или многих видов деятельности. Они могут объяснить легкость и быстроту их приобретения, но не сводятся к наличию навыков, умений или знаний.
Музыкальные способности, которые важны для удачного развития музыкальной деятельности человека, объединяют в понятие музыкальность.
Музыкальность, как рассматривает Б. М. Теплов, это комплекс способностей, для которых важна организация музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, либо связанной с любыми видами музыкальной деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах) [11, с. 23].
Кроме музыкальности, объединяющей в себя систему специальных способностей, Б. М. Теплов определяет у человека наличие общих способностей, просматривающихся в музыкальной деятельности (но не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы и т. д. Понятие «музыкальная одаренность» образует более широкое по сравнению с музыкальностью качественное сочетание общих и специальных способностей.
Б. М. Теплов определил, что каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей – общих и специальных. Особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств, другими. Поэтому музыкальность не сводится к одной способности : «Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей» – пишет Б. М. Теплов [13, C.23].
Проблема музыкальности, – подчеркивает Б. М. Теплов – это проблема, прежде всего качественная, а не количественная.
Отдельная музыкальность есть у всякого человека. Важнее всего, что должно заинтересовать педагога, это вопрос о том, какова его музыкальность и каковы, следовательно, должны быть пути ее развития, а не аспект о том, насколько музыкален тот или иной ученик.
Таким образом, Б. М. Теплов признает некоторые особенности природными, задатками. Результатом развития всегда являются сами же способности. Способность есть понятие динамичное, по своему существу. Она существует только в движении, только в развитии – отмечал в своих трудах Б. М. Теплов.
Способности развиваются в процессе воспитания и обучения, и не зависят от природных задатков.
Б. М. Теплов против идеи развития умения различать небольшие единицы высоты звуков, как показателя музыкальности человека. Экспериментальные данные Б. М. Теплова свидетельствуют, что у половины изученных им дошкольников с выдающимися музыкальными способностями, очень низкий порог определения незначительных элементов высоты звуков, что доказывает диагностику С. Сишора, по «нормам» которой эти дошкольники не должны обучаться музыке [11, C.22].
Важным выводом, сделанным Б. М. Тепловым, является признание развития воспитываемых способностей. «Не в том дело, - пишет ученый, - что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности» [4,C. 57].
Поэтому при диагностике способностей, необходимы какие-либо тесты, независимые от практики.
И так, Б. М. Теплов рассматривает музыкальность как систему способностей, которые развиваются на основе природных задатков, предрасположенности к музыкальной деятельности, необходимых для благополучного ее осуществления.
Отсюда можно сделать заключение, что развиваются музыкальные способности в разных видах деятельности, которые требуют их проявить у ребенка, это утверждение существовало и существует в психологии и педагогике.