Ландыш Мингалиева
Психолого-педагогические исследования проблемы речевого развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогические исследования проблемы речевого развития детей раннего возраста
Речь – это психический процесс передачи информации, опосредованный языком, присущая только человеку. Благодаря речевому общению отражение мира в сознании одного человека постоянно пополняется и обогащается тем, что отражается в общественном сознании, связывается с достижениями всей общественно-производственной и культурной деятельности человечества.
Публикация «Психолого-педагогические исследования проблемы речевого развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В педагогическом словаре речь рассматривается как форма общения (коммуникации) людей посредством языка, которая организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, а также является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений.
Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т. е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Речевая деятельность – совокупность психофизиологических работ человеческого организма, необходимых для построения речи. Продуктом речевой деятельности становятся конкретные тексты, создаваемые говорящими в устной или письменной форме.
Важнейшим условием полноценного психического развития является своевременное и правильное овладение ребенком речью. Развитие речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.
Исследованием речевого развития занимались такие выдающиеся психологи, педагоги и лингвисты как К. Д. Ушинский, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, С. Л. Рубенштейн, Ф. А. Сохин, Е. А. Флерина, Д. Б. Эльконин.
А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, А. А. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, С. Н. Цейтлин, Л. Е. Журова, В. С. Мухина и др. отмечали, что речь начинается с намерения, с мотива высказывания, возникающего на фоне потребности в общении, и рождается в определенной ситуации. Речь у детей всегда совершается с целью оказать воздействие на собеседника, слушателя, стремясь достичь определенного результата – реакции собеседника.
А. М. Бородич в лексико-семантической системе у детей от 1 года 4 месяцев до 4 лет, выделяет 4 этапа развития системной организации детского словаря:
1 этап — набор отдельных слов (от 20 до 50) — неупорядоченный.
2 этап — словарный запас быстро увеличивается, формируется некоторая система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы.
3 этап — осознавание сходства определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы, развитие лексической антонимии (большой — маленький, хороший — плохой).
4 этап — преодоление замен, возникновение синонимии. На этом этапе системная организация словаря ребенка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых.
Одной из первоначальных задач по развитию речи у детей раннего возраста является развитие словаря. Работа над словом - исходной единицей языка занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи. Данной проблеме посвящены работы Е. И. Тихеевой, А. М. Бородич, Ю. С. Ляховской, Н. П. Савельевой, А. П. Иваненко, В. В. Гербовой, В. И. Яшиной, Е. М. Струниной, А. А. Смаги, А. И. Лаврентьевой и др. Нет такого явления, подчёркивают авторы, которое нельзя было бы обозначить словом или словосочетанием.
О. С. Ушакова отмечает, что процесс развития речи связан с ближайшей действительностью, которая имеет ситуативную форму. Контекстной речью ребенок овладевает в процессе обучения.
Одной из важных предпосылок формирования речи является способность ребенка к подражанию, эмоциональность при восприятии звуков. Фонетической стороной речи ребенок овладевает, повторяя речь окружающих взрослых. Наличие речевой подражательности отмечают многие исследователи. К трем годам дети в основном овладевают звукопроизношением. Однако речь их еще несовершенна в фонетическом отношении.
На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Дети пользуются самой простой, естественной и первоначальной формой речи - диалогической, которая сначала тесно связана с практической деятельностью ребенка и используется для налаживания сотрудничества внутри совместной предметной деятельности. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы и помощи, ответы на вопросы взрослого. Такая грамматически мало оформленная речь маленького ребенка ситуативна. Ее смысловое содержание понятно лишь в связи с ситуацией. Ситуативная речь больше выражает, чем высказывает. Контекст заменяют жесты, мимика, интонация. Но уже в этом возрасте дети учитывают в диалоге при построении своих высказываний то, как их поймут партнеры. Отсюда эллиптичность в построении высказываний, остановки в начатом предложении.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2 - 4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Разговор взрослого с детьми только тогда оказывает на них развивающее влияние, когда создается доброжелательная атмосфера, обеспечивается их эмоциональное благополучие, когда господствует личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком. В этом случае главным в общении являются понимание, признание и принятие личности ребенка. Ребенок охотно вступает в контакт со взрослым, если чувствует внимание, интерес и доброжелательность взрослых, комфортность, свою защищенность.
По исследованиям В. Клишиной, употребление слов о предметах и явлениях детьми 3-5 лет зависит от того насколько часто их используют взрослые и как организована деятельность детей с соответствующими предметами. В таких семьях дети наиболее правильно понимают и употребляют слова. Таким образом, организация речевой среды, является одним из условий обогащения и активизации словаря. При этом, речевая среда в домашних условиях составляет половина всей речевой активности ребенка.
По данным Ф. И. Фрадкиной, сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным единичным предметом. Постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории.
Путь развития обобщения у детей охарактеризовала М. М. Кольцова. По ее данным, сначала слово выступает для ребенка лишь как компонент сложного воздействия взрослого, как компонент целой ситуации, которая включает и жесты, и интонацию, и обстановку, в которой это слово сказано. Затем слово становится интегрирующим сигналом, проходя при этом ряд промежуточных ступеней. В исследовании М. М. Кольцовой доказано, что слово превращается в обобщающий сигнал при условии выработки большого количества двигательных условных связей.
В исследовании А. М. Леушиной, основная линия развития речи состоит в том, что от исключительного господства ситуативной речи ребенок переходит к контекстной. Появление контекстной речи определяется задачами и характером его общения с окружающими. Изменением образа жизни ребенка.
Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка. С развитием умения произвольного использования средств языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.
К концу второго года жизни значение слова становится шире. Слово уже замещает чувственный образ ряда однородных предметов (кукла относится к любой кукле, независимо от ее размера, материала, из которого она сделана, и т. д., т. е. вторая степень обобщения по характеристике М. М. Кольцовой. Третья степень обобщения, где слово обозначает несколько групп предметов, имеющих общее назначение (игрушки, посуда и т. п.). Слово игрушки обобщает и кукол, и мячи, и кубики, и другие предназначенные для игры предметы. Сигнальное значение такого слова очень широко, но вместе с тем значительно удалено от конкретных образов предметов. Эта степень обобщения доступна детям в три - три с половиной года.
Ребенок усваивает грамматическую систему родного языка уже к трем годам во всех ее наиболее типичных проявлениях. По данным А. Н. Гвоздева, морфологические элементы начинают выделяться в словах очень рано (около 1 г. 11 мес.). Усвоение ребенком грамматического строя речи происходит в виде усвоения грамматических категорий, которые характеризуются наличием значения. У детей вызывает затруднение усвоение тех форм, конкретное значение которых не связано логикой детской мысли, т. е. то, что не ясно по значению.
В. И. Яшина, анализируя исследования А. Н. Гвоздева, описали основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.
Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).
Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с Формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).
Третий период - период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже - система чередований в основах.
Раньше всего ребенок усваивает число существительных (1 г. 10 мес., а также разницу между уменьшительными и не уменьшительными существительными: столик - стол. Рано усваивают дети повелительную форму, так как она выражает различные желания, имеющие для ребенка большое значение. Сложнее усваиваются отношения, которые связаны с предметами и пространство м (падежи, со временем (времена) и с участниками речи (лица глаголов). Поздно (2 г. 10 мес.) усваивается условное наклонение, так как оно выражает что-то предполагаемое, а не реально существующее. Исключительно сложным и длительным оказывается усвоение категорий рода. Род усваивается не путем механического запоминания, а связывается с морфологической структурой существительных.
В раннем возрасте речь детей связана с непосредственным опытом, что отражается на формах речи. Для нее характерны неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями.
Таким образом, речь – форма общения (коммуникации) людей посредством языка, которая организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга;последовательное слияние слов в целенаправленном речевом потоке, отражающая опыт человека. В раннем возрасте речь – это ситуативная связанность высказываний, так как содержание речи понятно собеседнику лишь в том случае, если он знаком с ситуацией, о которой рассказывает ребенок. Затем речь ребенка становится контекстной, т. е. ее можно понять в определенном контексте общения. Когда речь ребенка потенциально может быть внеситуативной и внеконтекстной, означает, что он овладел минимумом речевых умений. Дальнейшее усложнение детской речи происходит в процессе последовательного осознания ребенком своей речи, т. е. произвольность речи, а затем вычленение ее компонентов.