Наталия Громова
Психолого-педагогические исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методическое объединение.
Доклад на тему:
Психолого-педагогические исследования по проблеме развития изобразительных умений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста на примере народно-прикладного искусства.
Подготовила: Громова Н. В.
Темочки:
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Исследовательская деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Соломенникова О. А. пишет, что важную роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А. П. Усова, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. Б. Халезова, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, приобщает к миру прекрасного, и, поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду и младших классах школы.
Соломенникова О. А. выделила, что З. А. Богатеева и Т. С. Комарова внесли большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства, выделили содержание, приемлемое для художественной деятельности дошкольников. Включение ребенка в различные виды художественной деятельности, основанные на материале декоративного творчества, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.
Н. П. Сакулина считала, что декоративное искусство отвечает интересам детей старшего школьного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических суждений. Исследователи В. Н. Василенко, Т. Н. Доронова, Е. А. Флерина и другие отмечают, что оно имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью.
Н. П. Сакулина позднее выделила декоративное рисование как отдельное направление педагогической работы с дошкольниками. При этом автором подчеркивалось, что декоративное начало присутствует во всех видах изобразительного творчества. Декоративное искусство дает пищу художественному восприятию детей, способствует возникновению эстетического переживания и первых эстетических суждений. Соприкасаясь с произведением искусства при помощи зрения, движения, обогащается чувственный опыт ребенка, который раскрывает его во всем многообразии форм и красок, в доступных детскому восприятию проявлениях. Полнота восприятия обеспечивается высокой природной зрительной чуткостью. Ребенок видит формы узора, расположение элементов в узоре, цветосочетания, ритмическое чередование элементов, симметрию.
А. П. Усова считает, что искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности.
В психолого-педагогической литературе однозначного толкования понятия «умение» отсутствует, хотя обычно определения понятия «умение» указывают на то, что умения формируются и проявляются только в действии.
Умение – способность делать что-нибудь, основанное на знании, опытности, навыке.
В Большой современной энциклопедии по педагогике умения рассматриваются как освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычках, но и в изменившихся условиях. Умения обычно соотносятся с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания.
Г. М. Коджаспирова отмечает, что умения формируются путем упражнений и создает возможность выполнения действий не только в привычных, но и в изменившихся условиях. Умения всегда реализуются под контролем сознания.
Умения совершенствуются по мере овладения навыком. Высокий уровень умений означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Приобретённые человеком умения могут стать показателем уровня его общего умственного развития, качеств его ума.
У детей в организованной деятельности происходит развитие изобразительных умений. Изобразительные умения заключаются в способности передавать форму предмета, его строение, цвет и другие качества, создавать узор с учетом украшаемой формы. С изобразительными умениями тесно связаны технические навыки. Для изображения любого предмета надо уметь свободно и легко проводить линии в любом направлении, а как передать форму предмета посредством этих линий.
Н. П. Сакулина основной задачей обучения изобразительной деятельности детей определяла формирование умения, правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений. Ребенку трудно передать все характерные признаки предмета, так как он не имеет достаточно развитых изобразительных умений и навыков.
Важной задачей обучения является развитие умения составлять узоры, учитывая ритм, симметрию, цвет. Решение этой задачи связано с особенностями эстетического развития дошкольника. Детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста доступно выполнение простейших ритмических построений и использование ярких, контрастных сочетаний цветов и оттенков для создания выразительной композиции. Эта задача осуществляется на занятиях декоративным рисованием.
Т. С. Комарова определяет одной из важных задач обучения изобразительному искусству –овладение техническими приемами работы с различными материалами. Овладение техникой зависит от постепенного развития движений, способности направлять, регулировать их согласно задаче изображения. Изобразительные занятия способствуют развитию этих движений, давая упражнения рукам ребенка.
В изобразительном искусстве под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов, посредством которых исполняется произведение.
Т. С. Комарова под изобразительными умениями старшего дошкольного возраста выделяла совокупность следующих умений :
умение использовать простой графитный карандаш (применяется для создания контура, при рисовании сложных предметов, например, человека, животных, транспорта);
умение по-разному держать карандаш и кисть при различных приемах рисования;
умение изменять направление движения (под углом, переход от движения по прямой к движению по дуге и наоборот; переход от движения по одной дуге к движению по другой дуге);
умение подчинять движения соразмерению отрезков по длине (прямоугольник, квадрат);
умение подчинять движения соразмерению изображений или их частей по величине;
умение получать разнообразные оттенки цвета.
Деятельность детей приобретает все более осознанный характер. У детей воспитывается умение сначала придумать, представить себе то, что он собирается изобразить, а потом начинать действовать. Дети понимают, хорошо или плохо выполнена работа, оценка рисунков в конце занятия приобретает развернутый и обоснованный характер.
Повышение уровня оценки вызывает интерес к достижению более высокого качества работы. Потребность в усвоении умений. У детей развивается способность работать без отвлечений, вырабатывается хороший темп работы.
У детей движения рук делаются более ловкими, гибкими, свободными. Этому способствует развитие мелкой и крупной моторики. В рисовании дети учатся проводить прямые линии в разных направлениях и разной ширины, рисовать дуги, окружности, овалы, волнистые линии, прикладывать кисть плашмя для получения мазка.
С позиции Г. Г. Григорьевой можно выделить ряд условий, содействующих развитию изобразительных умений :
создание атмосферы, благоприятствующей появлению новых идей и мнений, атмосферы, которая может вдохновлять ребенка, вселять уверенность в себе, поощрять интересы, развивать творческое начало;
создание климата взаимного доверия, психологической безопасности;
восхищение каждой идеей детей;
важное значение имеет подготовительная работа перед занятием, когда воспитатель развивает у ребенка восприятие, наблюдательность, воображение, представления, зрительную память.
Главная направленность работы воспитателя заключается в развитии самостоятельных действий детей. Это происходит на каждом этапе деятельности: при формировании замысла (выбор объекта, содержание будущей композиции, отборе материала (бумага, краски, пастель) реализации замысла (нахождение выразительных средств для наилучшего воплощения содержания рисунка, оценке продукта деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст] / А. П. Аверьянова – изд. «Мозаика – синтез». 2003. -60 с.
2. Бочкарева И. Л. Изобразительное искусство как средство художественного воспитания личности. Проблема человека в свете современных социальнофилософских наук (Выпуск 3) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.egpu.ru свободный /закрытый – Загл. с экрана.
3. Большая Российская энциклопедия [Текст] / Ю. С. Осипов; под ред. Ю. С. Осипова. – М. : Большая Российская энциклопедия, 2007. – 561с., ил.
4. Богоявленская, Д. Б. Психология творческих способностей [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / Д. Б. Богоявленская. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.
5. Ванслова, Е. Раздвигаем границы эстетического образования. [Текст] / Е. Ванслова // Искусство. – 2013. - №2. – С. 28 – 29.
6. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитаниедошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2013. – №6. – С. 57–67.
7. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество, теория, история, практика [Текст] : учеб. пособие/ Е. Г. Вакуленко. – Ростов н/ Д: Феникс, 2013. -230 с.
8. Вайнерман С. М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. [Текст] /С. М. Вайнерман–М. ,2009.
10. Виленчик С. И. Изобразительное искусство в развитии творческой активности детей[Текст] // Дошкольное воспитание. 2015. №4. С. 41-43.
11. Волынкин В. И. Художественно - эстетическое воспитание и развитие дошкольников[Текст] : учебное пособие / В. И. Волынкин. – Ростов н/ Д: Феникс, 2007. – 448 с.
12. Выготский Л. С. Психология [Текст]/ Л. С. Выготский. – М., 2002. – (Серия «Мир психологии»).
13. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников [Текст] : учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений /Г. Григорьева – М. : Академия, 1997. – 272 с.
14. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-прикладным искусством[Текст] : Ребенок в детском саду. -2006.
15. Городецкая роспись // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //mnenie. zhulebertsyi. ru.свободный /закрытый – Загл. с экрана.