МААМ-картинки

Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся

Александр Владимирович Гришин
Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся
▼ Скачать + Заказать документы

Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Обычно выделяют три группы причин, способных вызвать и поддерживать внимание.

Первая группа связана с характером раздражителя. Многочисленные исследования показали: для того чтобы раздражитель привлек внимание, он должен быть достаточно сильным, необычным, новым. Важно не только абсолютное значение силы раздражителя, но и его соотношение с предшествующим раздражителем. Именно объект, обладающий больший по силе раздражителя по сравнению с окружающими его предметами, скорее привлечет внимание. Так, внезапно раздавшийся шум незамедлительно привлекает внимание. И наоборот, внезапная пауза на занятии также может стать фактором привлечения внимания.

Публикация «Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся» размещена в разделах

Педагогическая практика должна, конечно, считаться с этой категорией причин, вызывающих внимание. Однако они не могут целиком разрешить задачу организации внимания учащихся.

Вторая группа причин связана с определенным соотношением раздражителя и потребностей человека. Значимость раздражителей наряду с новизной играет первостепенную роль в пробуждении и поддержании внимания. Эти факторы зависят от потребностей, интересов учащихся. У человека в каждый данный момент имеется ряд разнообразных потребностей, определяющих преобладающие в данный момент мотивы поведения. Соответствующие этим потребностям раздражители приобретают для личности наибольшую значимость. Следовательно, организация внимания учащихся в процессе обучения предполагает придание значимости, как различным учебным объектам, так и самому процессу познания.

Чрезвычайно важны чувства, связанные с воспринимаемыми объектами и с выполняемой деятельностью. Хорошо известно, что всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. К этой же категории причин относится самый первый и простейший признак интереса – занимательность, увлекательность.

К внутренним причинам, вызывающим и поддерживающим внимание, относится влияние прежнего опыта, в частности – воздействие имеющихся у нас знаний и представлений, влияние навыков и привычек, мировоззрения, устойчивых интересов и настроений.

Третья группа причин выражает зависимость внимания от структурной организации человеческой деятельности. Внимание, прежде всего, привлечено к действию, направленному на известную цель. Это значит, что внимание к объекту (к действию) определяется местом, которое данный объект занимает в структуре деятельности. Так, внимание обычно привлекается целью деятельности и не привлекается способами ее осуществления (операциями). Однако если не выработаны прочные навыки, сами операции становятся целью и привлекают к себе внимание.

Приемы управления вниманием учащихся :

- поддержание рабочего ритма, динамичное ведение занятий;

- использование преподавателем яркости и новизны изложения, образной и выразительной речи, сочетание эмоциональности и логичности изложения;

- создание у учащихся интереса к изучаемому и условий для активной, самостоятельной и творческой работы на занятии.

Организовать внимание учащихся на занятии – значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить их в действие, заставить думать. Для этого преподавателю необходимо:

1. Выработать у студентов ориентировочную основы деятельности, т. е. помочь им уяснить условия и порядок выполнения учебной задачи (это способствует концентрации внимания).

2. Связывать одни этапы выполнения учебных действий с другими, например: уяснение задания – обдумывание способа решения – контроль над ходом выполнения действий – проверка результата.

3. Излагать материал таким образом, чтобы вести мысль учащихся от решения одной проблемы к решению другой. Это достигается тогда, когда педагог поддерживает устойчивость внимания, рассуждая, привлекая учащихся к процессу размышления.

4. Подводить итоги предыдущего вида работы и четко формулировать учебную задачу для нового вида учебной работы, что способствует переключению внимания при переходе от одного вида учебной работы к другому.

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Дидактическое пособие «Пульт управления» для развития мелкой моторики рук детей от 1 года до 3 летДидактическое пособие «Пульт управления» для развития мелкой моторики рук детей от 1 года до 3 лет В каждом доме есть выключатели, розетки, защелки. Детям всегда очень интересно к ним притрагиваться, но родители всегда запрещают. Чтобы,.

Фотоотчет. Посещение концерта духового оркестра 101-й бригады управления 29 общевойсковой армии. Патриотическое воспитаниеФотоотчет. Посещение концерта духового оркестра 101-й бригады управления 29 общевойсковой армии. Патриотическое воспитание Посещение концерта духового оркестра 101-й бригады управления 29 общевойсковой армии. Цель мероприятия: патриотическое воспитание воспитывать.

Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска, учитель-логопед.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Рекомендации для родителей «Правила управления велосипедом»Рекомендации для родителей «Правила управления велосипедом» 3 июня. Всемирный день велосипеда «Научитесь кататься на велосипеде. Вы не пожалеете, что живете». Марк Твен Езда на велосипеде - один из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся
Опубликовано: 30 мая 2024 в 12:58
+58Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД