Александр Владимирович Гришин
Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.
Обычно выделяют три группы причин, способных вызвать и поддерживать внимание.
Первая группа связана с характером раздражителя. Многочисленные исследования показали: для того чтобы раздражитель привлек внимание, он должен быть достаточно сильным, необычным, новым. Важно не только абсолютное значение силы раздражителя, но и его соотношение с предшествующим раздражителем. Именно объект, обладающий больший по силе раздражителя по сравнению с окружающими его предметами, скорее привлечет внимание. Так, внезапно раздавшийся шум незамедлительно привлекает внимание. И наоборот, внезапная пауза на занятии также может стать фактором привлечения внимания.
Публикация «Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся» размещена в разделах
Педагогическая практика должна, конечно, считаться с этой категорией причин, вызывающих внимание. Однако они не могут целиком разрешить задачу организации внимания учащихся.
Вторая группа причин связана с определенным соотношением раздражителя и потребностей человека. Значимость раздражителей наряду с новизной играет первостепенную роль в пробуждении и поддержании внимания. Эти факторы зависят от потребностей, интересов учащихся. У человека в каждый данный момент имеется ряд разнообразных потребностей, определяющих преобладающие в данный момент мотивы поведения. Соответствующие этим потребностям раздражители приобретают для личности наибольшую значимость. Следовательно, организация внимания учащихся в процессе обучения предполагает придание значимости, как различным учебным объектам, так и самому процессу познания.
Чрезвычайно важны чувства, связанные с воспринимаемыми объектами и с выполняемой деятельностью. Хорошо известно, что всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. К этой же категории причин относится самый первый и простейший признак интереса – занимательность, увлекательность.
К внутренним причинам, вызывающим и поддерживающим внимание, относится влияние прежнего опыта, в частности – воздействие имеющихся у нас знаний и представлений, влияние навыков и привычек, мировоззрения, устойчивых интересов и настроений.
Третья группа причин выражает зависимость внимания от структурной организации человеческой деятельности. Внимание, прежде всего, привлечено к действию, направленному на известную цель. Это значит, что внимание к объекту (к действию) определяется местом, которое данный объект занимает в структуре деятельности. Так, внимание обычно привлекается целью деятельности и не привлекается способами ее осуществления (операциями). Однако если не выработаны прочные навыки, сами операции становятся целью и привлекают к себе внимание.
Приемы управления вниманием учащихся :
- поддержание рабочего ритма, динамичное ведение занятий;
- использование преподавателем яркости и новизны изложения, образной и выразительной речи, сочетание эмоциональности и логичности изложения;
- создание у учащихся интереса к изучаемому и условий для активной, самостоятельной и творческой работы на занятии.
Организовать внимание учащихся на занятии – значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить их в действие, заставить думать. Для этого преподавателю необходимо:
1. Выработать у студентов ориентировочную основы деятельности, т. е. помочь им уяснить условия и порядок выполнения учебной задачи (это способствует концентрации внимания).
2. Связывать одни этапы выполнения учебных действий с другими, например: уяснение задания – обдумывание способа решения – контроль над ходом выполнения действий – проверка результата.
3. Излагать материал таким образом, чтобы вести мысль учащихся от решения одной проблемы к решению другой. Это достигается тогда, когда педагог поддерживает устойчивость внимания, рассуждая, привлекая учащихся к процессу размышления.
4. Подводить итоги предыдущего вида работы и четко формулировать учебную задачу для нового вида учебной работы, что способствует переключению внимания при переходе от одного вида учебной работы к другому.