МААМ-картинки

Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся

Александр Владимирович Гришин
Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся

Внимание – необходимое условие качественного выполнения любой деятельности. Оно выполняет функцию контроля и особенно необходимо при всяком обучении, когда человек сталкивается с новыми знаниями, объектами, явлениями.

Обычно выделяют три группы причин, способных вызвать и поддерживать внимание.

Первая группа связана с характером раздражителя. Многочисленные исследования показали: для того чтобы раздражитель привлек внимание, он должен быть достаточно сильным, необычным, новым. Важно не только абсолютное значение силы раздражителя, но и его соотношение с предшествующим раздражителем. Именно объект, обладающий больший по силе раздражителя по сравнению с окружающими его предметами, скорее привлечет внимание. Так, внезапно раздавшийся шум незамедлительно привлекает внимание. И наоборот, внезапная пауза на занятии также может стать фактором привлечения внимания.

Публикация «Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся» размещена в разделах

Педагогическая практика должна, конечно, считаться с этой категорией причин, вызывающих внимание. Однако они не могут целиком разрешить задачу организации внимания учащихся.

Вторая группа причин связана с определенным соотношением раздражителя и потребностей человека. Значимость раздражителей наряду с новизной играет первостепенную роль в пробуждении и поддержании внимания. Эти факторы зависят от потребностей, интересов учащихся. У человека в каждый данный момент имеется ряд разнообразных потребностей, определяющих преобладающие в данный момент мотивы поведения. Соответствующие этим потребностям раздражители приобретают для личности наибольшую значимость. Следовательно, организация внимания учащихся в процессе обучения предполагает придание значимости, как различным учебным объектам, так и самому процессу познания.

Чрезвычайно важны чувства, связанные с воспринимаемыми объектами и с выполняемой деятельностью. Хорошо известно, что всякое раздражение, вызывающее то или иное чувство, привлекает внимание. К этой же категории причин относится самый первый и простейший признак интереса – занимательность, увлекательность.

К внутренним причинам, вызывающим и поддерживающим внимание, относится влияние прежнего опыта, в частности – воздействие имеющихся у нас знаний и представлений, влияние навыков и привычек, мировоззрения, устойчивых интересов и настроений.

Третья группа причин выражает зависимость внимания от структурной организации человеческой деятельности. Внимание, прежде всего, привлечено к действию, направленному на известную цель. Это значит, что внимание к объекту (к действию) определяется местом, которое данный объект занимает в структуре деятельности. Так, внимание обычно привлекается целью деятельности и не привлекается способами ее осуществления (операциями). Однако если не выработаны прочные навыки, сами операции становятся целью и привлекают к себе внимание.

Приемы управления вниманием учащихся :

- поддержание рабочего ритма, динамичное ведение занятий;

- использование преподавателем яркости и новизны изложения, образной и выразительной речи, сочетание эмоциональности и логичности изложения;

- создание у учащихся интереса к изучаемому и условий для активной, самостоятельной и творческой работы на занятии.

Организовать внимание учащихся на занятии – значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить их в действие, заставить думать. Для этого преподавателю необходимо:

1. Выработать у студентов ориентировочную основы деятельности, т. е. помочь им уяснить условия и порядок выполнения учебной задачи (это способствует концентрации внимания).

2. Связывать одни этапы выполнения учебных действий с другими, например: уяснение задания – обдумывание способа решения – контроль над ходом выполнения действий – проверка результата.

3. Излагать материал таким образом, чтобы вести мысль учащихся от решения одной проблемы к решению другой. Это достигается тогда, когда педагог поддерживает устойчивость внимания, рассуждая, привлекая учащихся к процессу размышления.

4. Подводить итоги предыдущего вида работы и четко формулировать учебную задачу для нового вида учебной работы, что способствует переключению внимания при переходе от одного вида учебной работы к другому.

Публикации по теме:

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Дидактическое пособие «Пульт управления» для развития мелкой моторики рук детей от 1 года до 3 летДидактическое пособие «Пульт управления» для развития мелкой моторики рук детей от 1 года до 3 лет В каждом доме есть выключатели, розетки, защелки. Детям всегда очень интересно к ним притрагиваться, но родители всегда запрещают. Чтобы,.

Фотоотчет. Посещение концерта духового оркестра 101-й бригады управления 29 общевойсковой армии. Патриотическое воспитаниеФотоотчет. Посещение концерта духового оркестра 101-й бригады управления 29 общевойсковой армии. Патриотическое воспитание Посещение концерта духового оркестра 101-й бригады управления 29 общевойсковой армии. Цель мероприятия: патриотическое воспитание воспитывать.

Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты Кружковая работа учителя-логопеда в ДОО: организационно-методические аспекты МБДОУ «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска, учитель-логопед.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Повышение эффективности управления дошкольным образованием в ДОУ Общая тема: Модель управления ДОУ Адресная направленность: материал будет интересен руководителям ДОУ, заместителям по УВР/ВМР, старшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся
Опубликовано: 30 мая 2024 в 12:58
+58Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические аспекты управления вниманием учащихся» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 сентября. День рождения смайлика. Передвижка, лэпбук

 19 сентября свой день рождения отмечает смайлик — особый знак, используемый в электронной переписке для обозначения эмоций. Прекрасный день, чтобы потренироваться с детьми распознавать эмоции и...

17 сентября. День самообслуживания. Передвижка

Самообслуживание— это начало трудового воспитания дошкольника, умение самостоятельно выполнять элементарные бытовые действия: одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет,самостоятельно есть, убирать...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД