Эльза Нурсубина
Психолого-педагогические аспекты развитие внимание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Внимание – познавательный психологический процесс, обеспечивающий избирательность восприятия, припоминания, переработки и использования человеком разнообразной сенсорной информации, а также организованность и целенаправленность деятельности человека, его общения с людьми.
Это важная сторона познавательной деятельности. Человек обладает различными видами внимания, каждый из которых ему необходим. В число этих видов входят: природное и социально-обусловленное внимание, непроизвольное, произвольное и послепроизвольное, непосредственное и опосредованное внимание. Природным называют такое внимание человека, которое дано ему с рождения. Оно практически не зависит от опыта, приобретаемого человеком в процессе жизни, от его обучения и воспитания.
Публикация «Психолого-педагогические аспекты развитие внимание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Социально обусловленным называется внимание, которым человек с рождения не располагает и которое он приобретает и совершенствует в процессе жизни. Социально обусловленным называют, например, внимание к предметам и явлениям, связанным с культурной жизнью человека, то есть внимание к предметам и явлениям, представляющим собой достижения человеческой культуры. Это, например, книги, музыка, приборы, машины, другие вещи, сделанные руками человека, а также события, происходящие в обществе.
Непосредственным называют такое внимание, которое привлекается и удерживается самим объектом, на который оно направлено. Опосредованным называют внимание, процессы которого регулируются с помощью различного рода дополнительных средств.
К средствам управления вниманием относится речь, специальные знаки, направляющие внимание человека, жесты и так далее. Внимание нельзя рассматривать как отдельный, сам по себе существующий психический процесс. Оно проявляется только в процессе какой – либо деятельности человека. Человек не может быть просто внимательным независимо от ощущений и восприятий, процесса мышления. Так, неожиданно громкий звук настолько привлекает наше внимание, что мы невольно поворачиваемся в его сторону, активно вслушиваемся и в какой – то момент времени перестаем замечать или слабо реагируем на все другие источники звуков. В данном случае внимание выступает как направленность восприятий на определенный объект, сосредоточенность на обработке ощущений и восприятий, как концентрация в процессе мышления. Значит, функцией внимания является улучшение всякой иной деятельности, к которой оно присоединяется, но в отличие от других психических процессов оно не имеет своего специфического продукта деятельности. (Данилова Е. Е, Дубровина И. В., Прихожан А. М.)
Различают три вида внимания : непроизвольное, произвольное и после произвольное.
Непроизвольное внимание – это внимание, которым человек не в состоянии произвольно управлять. Сосредоточение на объекте происходит у человека без его целенаправленных усилий. Такое внимание включается, переключается с объекта на объект и отключается автоматически, без участия воли человека. Его может вызвать неожиданный звук, необычный предмет или явление, яркая вспышка света и другое.
Произвольное внимание – сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, независимое от свойств самого объекта. При обращении к этому виду внимания человек для того, чтобы удержать его в течение определенного времени на некотором объекте, вынужден принимать сознательное решение и прилагать усилия. Оно регулируется волей человека, находится под его сознательным контролем.
После произвольное внимание – возникает после произвольного внимания, как его новое качество, формируемое за счет увлеченности объектом внимания. Иногда случается так, что, проявив поначалу произвольное внимание к чему-либо и заставив себя заниматься каким-либо делом без выраженного интереса к нему, человек вскоре заинтересовывается этим делом настолько, что отпадает необходимость прилагать усилия для удержания внимания на нем. В этом случае мы говорим о наличии после произвольного внимания.
Как отмечает И. Кант, внимание как характеристика психической деятельности личности определяется тремя законами: апперцепции, установки и пяти составляющих.
Закон апперцепции: этот закон свидетельствует о том, что уровень внимания не является величиной постоянной. У каждого человека он все время колеблется. Человек может по – разному воспринимать один и тот же предмет и, наоборот, разные предметы воспринимать как один и тот же. От чего зависит уровень внимания в конкретный момент времени? Закон апперцепции объясняет это следующим образом: уровень внимания зависит от общей направленности личности к конкретному объекту, а также от запаса знаний, настроения, физического и психического состояния. Итак, главное действие этого закона – уровень внимания не есть величина постоянная. Он зависит не только от нас, но и от массы внешних факторов.
Закон установки: это приспособление организма к наилучшему восприятию или реагированию. Это готовность к поведению или действию. Чтобы закон установки действовал, нужны многократные повторения тех упражнений, которые тренируют внимание. Только тогда управление вниманием закрепляется и реализуется само собой, когда это нужно.
Закон пяти составляющих: он рассматривает основные свойства внимания.
Первая составляющая. Устойчивость внимания.
Это способность удерживать объект деятельности в поле зрения на определенное время. Если внимание человека устойчивое, то он может в течение долгого времени сохранять свою работоспособность и не допускать ошибок.
Вторая составляющая. Объем внимания.
Под ним понимается среднее число объектов, которое человек в состоянии удерживать в сфере своего внимания в один и тот же момент времени.
Третья составляющая. Распределение внимания.
Это способность удерживать в поле сознания объекты одновременно несколько различных видов деятельности.
Четвертая составляющая. Концентрация или интенсивность внимания.
Выражается в том, что внимание полностью поглощено одним объектом, и его невозможно отвлечь от предмета деятельности посторонними раздражителями. То есть человек может сосредоточить внимание на чем-либо одном, отвлекаясь от всего остального, что он в данный момент времени осознает или воспринимает.
Пятая составляющая. Переключение внимания.
Это способность внимания переходить с одного объекта на другой, отвлекаться от одного объекта и сосредотачиваться на другом объекте. Но переход от одного вида деятельности к другому не должен сопровождаться снижением эффективности выполнения последнего вида деятельности.
Как отмечает И. В. Вачков основными функциями внимания следует отнести – обеспечение избирательности познавательных процессов, целенаправленности деятельности человека и ее активизации. Ведь внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Благодаря вниманию человек в виде ощущений воспринимает только определенные раздражители – те, на которые направлено его внимание. Еще более важна роль внимания по отношению к памяти. Здесь внимание принимает участие практически во всех ее процессах: в запоминании, припоминании, узнавании и забывании.
Довольно существенна роль внимания в процессах воображения и мышления. Пытаясь представить себе что-либо, стараясь мысленно преобразовать представляемое, человек все время должен удерживать представляемое и преобразуемое в сфере своего внимания.
Разумное поведение человека является целенаправленным. Необходимо удерживать в поле внимания цель поведения и сознательно, а значит внимательно, контролировать все действия, включенные в соответствующий поведенческий акт. Особенно существенна роль внимания в тех поведенческих процессах, которые имеют умственный характер и включают в себя умственное планирование поведения. Помня о своей собственной цели, которую он преследует, человек должен воспринять и правильно оценить другого человека как личность. Для этого ему необходимо внимательно слушать и понимать человека, наблюдать за его поведением, воспринимать и правильно оценивать его реакции. Все это требует не только повышенного внимания, но и проявления практически всех его основных свойств.
Также внимание представляет собой и функцию контроля. Контроль составляет необходимую и существенную часть управления действием. Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль.
Известно, что в общем эффекте внимания ведущую роль играет его устойчивость, понимаемая как длительное сосредоточение на значимом объекте. Устойчивость внимания обеспечивает оптимальное отражение предмета и является необходимым условием продуктивной работы. Благодаря устойчивому вниманию сознание не утрачивает того, что было предметом сосредоточения. Устойчиво направленное внимание не пассивно блуждает по объекту, но осуществляет целенаправленный поиск: замечает и отбирает существенное, соответствующее целям и мотивам деятельности.
Устойчивое внимание дает возможность последовательно познавать предметы внешнего мира во всем многообразии их свойств и отношений, благодаря чему опыт ребенка обогащается новым содержанием. Устойчивое внимание имеет особенно большое значение для развития интеллектуальной деятельности ребенка. Оно дает возможность мышлению не соскакивать на посторонние связи, несущественные характеристики, эмоциональные незначимые образы, позволяет удерживать выбранный способ действия. Недостаточная устойчивость внимания затрудняет протекание целенаправленной познавательной деятельности в целом и обусловливает в дошкольном возрасте многие трудности мыслительной деятельности.
Наличие устойчивого внутренне направленного внимания, сосредоточенного на образах, мыслях и их связях, является необходимым условием формирования внутреннего плана действия, то есть для опосредованности внимания.
С возрастом все характеристики устойчивости внимания повышаются – растет продолжительность сосредоточения и удержания его на объекте, уменьшается частота отвлечений, а также сокращается длительность каждой паузы.
Внимание не имеет своего отдельного и специфического продукта. Его результатом является улучшение всякой деятельности, к которой оно прикрепляется. Развитие внимания у детей совершается в процессе обучения и воспитания. Развитие внимания означает его постепенное совершенствование по всем или отдельным свойствам. Оно может идти естественным путем, по мере накопления человеком жизненного опыта и его взросления, а может идти целенаправленно, когда человеком предпринимаются сознательные продуманные действия, ориентированные на улучшение внимания.
Естественное развитие внимания является сравнительно медленным процессом, искусственное развитие внимания, напротив, представляет собой ускоренный процесс и обычно связанно с выполнением в течение короткого времени специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида внимания.
По словам Л. С. Выготского, развитие имеет место там, где есть новый предмет освоения. Новое само по себе привлекает меньше, когда обнаруживаешь, как много можно извлечь из старого. У младших школьников категория новизны связана, прежде всего, с эмоциональностью, а не с информативностью. Этим объясняются быстрое «вычеркивание» побуждения к деятельности и утрата интереса к ней, что приводит к переключению внимания на новые объекты. Поэтому следует ориентировать ребенка не только на результаты деятельности, необходимо также сделать привлекательным и интересным сам процесс познания.
Решающее значение для организации внимания имеет умение поставить задание и так его мотивировать, чтобы оно было принято субъектом.
Обеспечение первоначальной фиксации внимания на объекте выступает как ведущая предпосылка сосредоточенного и устойчивого внимания.
Для развития устойчивого внимания ребенка особенное значение имеет речь. На первых этапах сосредоточение внимания на речи имеет определенные трудности. Овладевая речью, ребенок овладевает и способами управления своим вниманием. Через язык ребенок учится специфически человеческому видению мира. Активность речевой деятельности дошкольника характеризуется направленностью в сторону значения. Ребенок становится внимательным к содержанию, то есть смыслу слов, которые ему говорят и которые вызывают в его мозгу образы предметов. Ребенок учится мысленно представлять себе предметы, их свойства, действия с ними. Потребность в этом познании обусловливает интерес и внимание ребенка к рассказам, стихам, сказкам.
Для дошкольников слово или жест взрослого приобретают доминирующую роль в направленности и избирательности их внимания. При помощи словесной инструкции взрослый целенаправленно привлекает внимание ребенка к тем способам и операциям, которые дают ребенку возможность достичь поставленной цели.
Большое значение в деятельности ребенка занимают значимые взрослые – родители, воспитатели, педагоги, а также сверстники, ориентация на
которых, а соответственно и внимание к которым будет занимать все большее место.
Значимыми, то есть соответствующими потребностям, в период младшего дошкольного оказываются и соответствующие предметы, имеющие привлекательный вид для ребенка – яркость, красочность, необычность, то есть все то, что вызывает живой эмоциональный отклик. Существенной оказывается возможность самому активно действовать с предметами. Чем старше ребенок, тем лучше он выделяет существенные признаки предметов и отвлекается от неинформативных. Кроме того, ребенок учится узнавать, где следует вести поиск нужной информации. Для правильного восприятия объекта необходим учет таких его признаков, как звук, цвет, запах и тому подобное.
Достаточный объем и хорошее распределение внимания способствуют адекватному и целостному восприятию. Выбор существенных признаков зависит от ожиданий, которые делают его более восприимчивым к определенным характеристикам объекта, и определяет способ интерпретации полученной информации. Внимание ребенка отражает его потребности и интересы по отношению к окружающему миру.
Для того чтобы удерживать внимание в определенном направлении при наличии отвлекающих факторов, необходимо участие волевого усилия, напряжения. Однако дети, дошкольного возраста в силу возрастных возможностей не могут длительно проявлять волевое напряжение, поскольку у них оно недостаточно осознается, истощаемо и подвержено колебаниям. У дошкольников можно наблюдать также перескакивание внимания с одной деятельности или объекта на другие без достаточного основания, что нарушает структуру выполняемой работы.
Механизм переключения внимания отличен от механизма отвлечения и представляет собой сознательное произвольное изменение его в соответствии с новыми требованиями и задачами. Это не простой перенос и не просто новое привлечение или возвращение к нужной вещи. При переключении внимания происходит активная перестройка психической деятельности, связанная с необходимостью выделять и удерживать новые компоненты или находить новые способы деятельности. В переключении внимания, как и в действии, проявляется возможность произвольно затормозить предшествующую деятельность. Процесс перехода от одной ситуации к другой характеризуется повышенным напряжением, которое неразрывно связано с произвольным переключением внимания. Для сознательного изменения направленности нужен определенный временной промежуток, время, чтобы сознательно реагировать на изменяющиеся условия.
Таким образом, дошкольник еще не владеет собственно переключением внимания. Приемам переключения внимания его приходится специально обучать. Так, переключение внимания облегчается, если проведен предварительный анализ ситуации, ребенку известно, от чего следует отвлекаться. Полезно, например, уловить порядок смены в повторяющейся последовательности либо найти «переключатель», символизирующий переход к новому способу действий. Поскольку дошкольник затрудняется в осознании конца этапа или цикла работы, следует помочь ему организовать этот процесс, используя опору на наглядный знак, символизирующий конец цикла работы. Необходимо обеспечить смену приемов при непрерывном действии, то есть создать у ребенка готовность к переключению внимания. Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам, предметам, событиям, людям. Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой – либо поставленной цели.
Одной из своеобразных возрастных черт внимания ребенка является, по мнению Волкова Б. С и Волковой Н. В. парадоксальное сочетание его инертности и неустойчивости. Инертность или тугоподвижность внимания проявляется в способности ребенка к поглощенности каким – ни будь занятием, когда он может не откликаться на обращенную к нему речь, не реагировать на важные для него события и впечатления. С другой стороны, ребенок неожиданно (и чем он младше, тем чаще) отвлекается на случайные обстоятельства, не имеющие связи с выполняемой деятельностью, меняет характер своей деятельности. Сочетание инертности с неустойчивостью и отвлекаемостью (в последней проявляется зависимость от наличной ситуации) не нарушает общей картины возрастного своеобразия внимания ребенка.
Непроизвольное внимание обычно связано с внезапным появлением какого – либо объекта, сменой его движений, демонстрацией яркого, контрастного предмета. Произвольное внимание характеризуется целенаправленностью. Однако в процессе обучения нельзя все сделать настолько интересным, чтобы при усвоении знаний не требовалось усилия воли. Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что требует от ребенка значительного напряжения. Тем не менее, эти усилия воли могут уменьшаться или даже совсем исчезать. Это наблюдается в тех случаях, когда в процессе занятий появляется интерес к самой работе.
Произвольное внимание переходит в после произвольное. Наличие после произвольного внимания свидетельствует, что деятельность захватила ребенка и уже не требуется значительных волевых усилий для ее поддержания. Это качественно новый вид внимания. От непроизвольного оно отличается тем, что предполагает сознательное усвоение. К. С. Станиславский замечал: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом».
Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, можно сделать следующий вывод: внимание – это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все, что угодно – предметы, явления, отношения, свойства предметов, действия, мысли, чувства других людей и свой собственный внутренний мир. Разделим понятие внимания на две части : внесценическое и сценическое. Под внесценическим вниманием мы будем понимать способность подмечать характерные черточки в окружающей нас жизни и затем воплощать как черты образа на сцене. Под сценическим вниманием мы будем понимать умение подмечать малейшие изменения в атмосфере спектакля, в состоянии партнеров, улавливать настроение зала и действовать в соответствии с новыми обстоятельствами.
Сценическое внимание имеет три круга : малый, средний и большой. Под малым кругом понимается умение актера взаимодействовать с партнером на сцене, слушать и воспринимать. Под средним – умение видеть, замечать все, что происходит на сцене в данный момент. Под большим – умение слышать зал.
Сценическое внимание должно быть произвольное, то есть находиться в зависимости от нашей воли, и так же, как в обычной жизни, непрерывное. Ведь в сценической деятельности встречается много разных обстоятельств, которые убивают сосредоточенность и вызывают рассеянность. Станиславский К. С. говорил: «В жизни объекты возникают и привлекают наше внимание сами собой, естественно. Так мы отлично знаем, на кого и как надо смотреть в каждую минуту нашего существования. Но в театре не то, - в театре есть зрительный зал с черной дырой портала, которая мешает артисту жить нормально».
Внимание нужно актеру во все время нахождения на сцене. Надо быть внимательным во время своих реплик, поддерживать внимание и во время пауз. Совершенно очевидно, что во время представления у актера должны работать все три круга внимания одновременно. И если обучение актера имеет целью привить навыки к органическому и целеустремленному способу существования на сцене, то становится очевидной необходимость начинать обучение именно с тренировок внимания, с упражнений, помогающих управлять вниманием, развивать его эффективность и интенсивность. Цепкое, гибкое, устойчивое и активное внимание – необходимое свойство актерской техники. В жизни органический процесс осуществляется непроизвольно, сам собой; на сцене он создается при помощи сознательных усилий воли, так как содержание и течение сценической жизни заранее предопределено драматургом, режиссером, художником и самим актером.
Чтобы уметь верно воспринимать и отражать в своем творчестве все тончайшие изменения в поведении партнера и окружающей среде, необходимо обладать обостренным вниманием, уметь пользоваться органами чувств в условиях сценического вымысла. Успех развития внимания будет зависеть столько же от упражнений, сколько и от правильного понимания природы и сущности внимания. Сценическое внимание – это тот комплекс заданий, сделанный дошкольником Станиславского, который направлен на развитие внимания в жизни вообще и на сцене в особенности. Мы же адаптируем через игру именно его акценты, именно эти навыки, необходимые для исполнительской деятельности. Поэтому мы говорим сегодня и о сценическом внимании тоже. Развивая наблюдательность, острый и точный глаз, тонкий слух, обращая внимание дошкольника на него самого, мы учим его анализировать природу своего органического поведения, его законы, наблюдать себя и других в жизни.
Творчество немыслимо без волевого акта, без воспитания внутренней дисциплины. Тренинг сценического внимания и восприятия направляется воспитателем и зависит как от его личности, так и от состава его группы. Все начинается с упражнений, собирающих внимание. Упражнения на внимание и восприятие развивают наблюдательность дошкольников, их умение видеть и слышать. Задача не только видеть, слышать, фиксировать, запоминать, но и умение воспроизвести увиденное и услышанное. Развивая в дошкольнике способность быть активно сосредоточенным на сцене, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы эта способность превратилась в конце концов в его органическую потребность и проявлялась автоматически. Он должен выработать в себе привычку, выйдя на сцену, «брать на прицел» нужный объект и увлекать им свое внимание. Если дошкольник, находясь на сцене, может увлечь свое внимание заданным ему объектом, - это, несомненно, достижение. Но это еще не все. Творчество есть, прежде всего, полная сосредоточенность всей духовной и физической природы. Специфические условия творчества предъявляют артисту такие требования, выполнить которые, не обладая способностью управлять своим вниманием, не представляется возможным.
В жизни, когда мы не заняты определенной работой, обычно мы не увлекаем свое внимание теми или иными объектами, а сами объекты увлекают наше внимание, привязывают его к себе. Совершенно иначе обстоит дело на сцене. Любой объект сценического внимания по существу, не представляет для актера сам по себе никакого интереса. Особенно, если актер играет данную роль не в первый раз. Сценическая среда не обладает способностью увлекать внимание. Отсюда сам собой напрашивается вывод, что секрет сценического внимания заключается не в той среде, которая окружает артиста, а в самом артисте: он делает для себя интересными объекты, которые ничего интересного не представляют.