Елена Владимировна Воронина
Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Занимаясь проблемой поддержания и сбережения здоровья детей в детском саду, главной упор преподаватели делают на воспитании физической культуры, на формирование представлений о здоровом образе жизни – как ценностном процессе. [1].
Н. М. Амосов указывает: "Здоровье – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных явлений" [2, с. 18].
Публикация «Психолого-педагогические аспекты проблемы формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» размещена в разделах
По определению Б. Я. Солопова, здоровье – "индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности" [10, с. 176].
Н. А. Агаджанян. это не только отсутствие болезней, а полнокровная и полноценная в своей свободе жизнь. Это такое качественное состояние организма, которое позволяет ему в конкретных климато-географических, экологических и социальных условиях чувствовать себя с физической, психической, социальной и нравственной точек зрения наиболее комфортно [9]
О. С. Глазачев, Н. В. Дмитриева целостное многомерное динамическое состояние человека, обеспечивающее определенный уровень жизнеспособности и жизнедеятельности за счет фундаментальных свойств организма – саморегуляции и адаптивност [4]
Э. М Казин уровень адаптивных возможностей организма, его способности адекватно реагировать на внешние воздействия и приспосабливаться к возникающим условиям проживания, это степень устойчивости жизненных сил человека в изменяющихся условиях (экологических, социальных и др.) [7]
Б. Я. Солопов индивидуальное психоматическое (душевно-телесное) состояние, выражающееся в способности человека оптимально удовлетворять основные жизненные потребности [11]
По мнению ведущих российских ученых, это определение неконкретно. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю. П. Лисицыным: здоровье — гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые, вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие. [8, с. 17]
Поэтому, состояние здоровья человека с точки зрения современной теории можно рассматривать, как такое состояние всех органов, систем организма и внутренней среды человека, которое обеспечивает процесс его жизнедеятельности в наибольшем соответствии с природным и общественным предназначением.
Проблемой формирования здоровья детей занимались ученые из различных областей и знаний: медицины и физиологии (Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков Н. М. Амосов, В. П. Казначеев, М. М. Буянов, И. И. Брехман, и др.) психологии (Л. С. Выготский, В. М. Бехтерев О. С. Осадчук и др.) экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд и др.) педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, О. В. Морозова и др.)
-философии (Дж. Локк, А. Смит, К. Гельвеций, М. В. Ломоносов, К. Маркс и другие).
По мнению В. А. Сухомлинского: «забота о здоровье это основной труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости ребенка зависит его духовная жизнь, составляющая мировоззрения, умственного развития, прочности знаний и веры в свои силы» [12].
Здоровье характеризуется наличием биологического потенциала (наследственные возможности, физиологического резерва жизнедеятельности, нормального психического состояния и социальных возможностей реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых). Можно выделить три типа:
1) индивидуального здоровья (человек, личность);
2)здоровья группы (семьи, профессиональной группы, «страта слой»);
3) здоровья граждан (популяционного, общественного). Согласно типу здоровья, вырабатываются показатели, с помощью которых дается качественная и количественная характеристика [6].
Результативность обучения и воспитания детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье - важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма.
Понятие «здоровый образ жизни» в России В 1989 году профессор-фармаколог Израиль Брехман. Его идеи: сбалансированное питание, полноценный сон, свежий воздух и движение. Но среди медиков его доклады пользовались невероятной популярностью. И с 1991 года появляется наука валеология, основанная на брехмановских идеях. Курс «Валеология» входит в учебные планы ВУЗов и преподается в школе. Идеи здорового образа жизни начинают пользоваться успехом, поэтому появляется все больше авторских методик. Но уже в 2001 году Министерство образования РФ из учебных планов предмет «Валеология» исключает. И, когда россияне о понятии «здорового образа жизни» начинают забывать, на Западе его подхватывают и через несколько лет возвращают на родину, только уже под европейским лейблом [3, c.4]. Здоровый образ жизни это «ризультирующая действий многих внутренних и внешних факторов объективных и субъективных условий, благоприятно влияющих на состояние здоровья" [12 с. 176]. Направленность личности на здоровый образ жизни процесс довольно непростой, на него оказывают огромное влияние развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, методика воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, однако помимо того состояние и ориентация семейного воспитания. Выделяют главные принципы здорового образа жизни :
1. Создателем ЗОЖ является человек как существо деятельное в биологическом и социальном отношении (индивидуально и общественно полезная духовная и физическая деятельность.)
2. Отказ от вредных привычек.
3. Соблюдение правил правильного питания (сбалансированного качественно – белки, жиры, углеводы, белки, витамины, микроэлементы и количественно-энергетическая ценность потребляемых продуктов и расход энергии в процессе жизнедеятельности).
4. Рациональная двигательная активность.
5. Соблюдение общечеловеческих норм и принципов морали, которые регулируют все сферы жизнедеятельности человека и т. д. [12 ,с. 179].
Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях В. П. Озерова, O. Трещевой, В. Г. Алямовской подчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образа жизни.
Проблеме формирования здоровьесберегающей культуры работников дошкольных учреждений, педагогического процесса посвящены труды Г. К. Зайцева, Н. Б. Захаревич, O. Трещевой и И. П. Асташиной. Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОО освещались Н. Ю. Савельевой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей. По мнению Н. Ю. Савельевой дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего "Я", правильное отношение к миру, окружающим людям все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму [5, с. 38]. Таким образом, отталкиваясь с вышеназванных определений, за основу было позаимствовано положение о здоровом образе жизни, как типичных формах и способах повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, снабжая данным удачное выполнение своих социальных и профессиональных функций вне зависимости от общественно-политических, экономических также общественно-эмоциональных ситуаций.
Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 29.12.2001 N 916 «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»
2. Амосов, Н. М. Эксперимент по преодолению старости / Н. М. Амосов. – М. : АСТ, 2003. – 128 с.
3. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. – Мн. : Современное слово, 2005. – 720 с.
3. Брехман И. И. Валеология наука о здоровье. М. : Физкультура и спорт, 2010. 208с.
4. Дмитриева Н. В., Глазачев О. С. Индивидуальное здоровье и полипараметрическая технология диагностики функциональных состояний. [Текст] М. : Горизонт, 2000. 214 с
5. Еуськова, Т. В. Можно ли воспитать ребёнка самостоятельным? Т. В Еуськова //Дошкольное воспитание. №8, 2009. С. 65-69
6. Зверева, О. Л. Cемейная педагогика и домашнее воспитание учебник и практикумдля СПО [Текст] О. Л. Зверева, А. Н.
7. Использование современных образовательных технологий в воспитании и обучении детей дошкольного возраста методические рекомендации для специалистов дошкольного образования [Текст]/ под ред. М. Л. Семеновой. Челябинск ЧИППКРО, 2013. 76 с.
8. Лисицын, Ю. П., Полунина, И. В. Здоровый образ жизни ребенка. М. : Физкультура и спорт, 1984. - 126 с.
9. Организация здоровьетворящего образования в современной школе [Текст]/ Т. Ф. Орехова «ФЛИНТА», 2016
10. Педагогика: Большая современная энциклопедия сост. Е. С. Рапацевич. Мн. : Современное слово, 2005. 720 с.
11. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] М. : АПК и ПРО, 2002. 121с.
12. Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие [Текст]/ Сост. О. В. Сухомлинская М. : Педагогика 1990. 288 с.
Ганичева. 2-е изд., перераб. и доп. —М. Издательство Юрайт, 2016. 219 с. Серия Профессиональное образование.