Агафонова Анна
Психолого-педагогическая работа по профилактике страхов у детей дошкольного возраста групп компенсирующей направленности
▼ Скачать +Заказ
В данной статье мы рассмотрим психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, понятия страхов с разной точки зрения деятелей, особенности проявления страхов, способы их диагностирования, методы и приемы, применяемые в работе педагогами практиками.
Публикация «Психолого-педагогическая работа по профилактике страхов у детей дошкольного возраста групп компенсирующей направленности» размещена в разделах
Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является интенсивное развитие абстрактного мышления, способность к обобщениям, классификациям, осознание категории времени и пространства, поиск ответов на самые различные вопросы.
С точки зрения формирования ребенка как личности весь дошкольный возраст можно разделить на три части. Первая из них относится к возрасту три - четыре года и преимущественно связана с укреплением эмоциональной регуляции. Вторая основывает возраст от четырех до пяти лет и касается нравственной саморегуляции, а третья относится к возрасту около шести лет и включает формирование деловых личностных качеств ребенка.
В работах В. С. Мухиной, Л. А. Венгера, раскрыты особенности детей старшего дошкольного возраста :
1. «у ребенка возникают первичные этические инстанции, формируется моральное сознание и моральные оценки, складывается моральная регуляция поведения, интенсивно развиваются социальные и нравственные чувства;
2. самосознание ребенка сочетается с самопознанием собственной индивидуальности. Помогая сверстникам, дети не воспринимают чужие победы как свое поражение, так как у них преобладает объектное отношение к себе и другим;
3. в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение норм и правил. Соблюдение норм, правил становится важнейшим критерием оценки всех людей, формируется «внутренняя позиция», желание помочь по примеру литературного героя и взаимопомощь, как содействие другому;
4. ребенок отличается открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью;
5. постоянное самоутверждение и демонстрация своих достоинств может вызвать и проблемные формы межличностных отношений (конфликтность, неуверенность в себе, агрессивность)» [4, с. 189].
В старшем дошкольном возрасте более выраженными становятся все психологические особенности ребенка. Наблюдается высокий уровень произвольности и свободы поведения. Появляется устойчивая мотивация на достижения и адекватная оценка личной успешности в деятельности.
Однако все базисные характеристики старшего дошкольника находятся в стадии развития. Задача педагогов - готовить детей к значимой оцениваемой деятельности - учебной. В связи с этим остро стоит проблема формирования готовности старшего дошкольника к школе.
Л. С. Выготский говорил о необходимости включать детей с особыми образовательными потребностями в среду обычных детей, в своих трудах он рассматривал категорию детей с особыми возможностями здоровья, как «одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и детей «группы риска»» [1, с. 267].
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие отклонения различного генеза, психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие вести детям полноценную жизнь. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Чтобы процесс воспитания и образования был эффективным, нужно знать их специфику, положительные и отрицательные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) «дети с нарушениями слуха (слабослышащие, глухие);
2) дети с нарушениями речи;
3) дети с нарушениями зрения (слабовидящие, слепые);
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений)» [3, с. 145].
Мы рассмотрим категорию детей старших дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР).
Внимание у этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно сконцентрировать и удержать внимание детей, на протяжении какой-либо деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются.
В процессе зрительного, слухового, тактильного восприятия установлено, что многие из детей испытывают трудности. А также снижена скорость выполнения перцептивных операций.
Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны быстрая потеря информации и неточность воспроизведения.
Мыслительная деятельность отличается значительным своеобразием, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений.
У детей дошкольного возраста с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность прогрессирует с возрастом.
Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, склонны к избегающему способу взаимодействия или к конфликтному в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. Наблюдается преобладание ситуативно-деловой формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.
У дошкольников с задержкой психического развития проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности в планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе вследствие недостаточно сформированными учебными умениями.
Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья значительно отличаются, их психофизические процессы недостаточно зрелы, память ограничена в объеме, наглядно-действенное мышление преобладает над наглядно-образным. Познавательная активность снижена, наблюдаются нарушения речи, низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.
Детские страхи считается обычным явлением для детского развития и, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. В некоторых случаях, страх, как переживание, может выполнять положительную роль, если в последствии он забывается.
Особенности страха в старшем дошкольном возрасте характеризуется динамичностью, а также преобладание определенного страха над другими. Страхи взаимосвязаны с различными негативными событиями в жизни ребенка
Понятие страха разрабатывалось многими исследователями и имеет разные трактовки.
В. Даль в «Толковом словаре живого великого русского языка» определяет страх как «страсть, боязнь, робость, сильное опасенье, тревожное состояние души от испуга от грозящего или воображаемого бедствия» [2, с. 305].
Выделим факторы, участвующие в возникновении страхов :
1. «наличие страхов у родителей, главным образом у матери;
тревожность в отношении с ребенком, избыточное предохранение его от опасности и изоляция от общения его со сверстниками;
2. большое количество запретов со стороны родителя того же пола или полное предоставление свободы ребенку родителем другого пола, а также многочисленные нереализуемые угрозы всех взрослых в семье;
3. излишне ранняя рационализация чувств ребенка, обусловленная чрезмерной принципиальностью родителей или их эмоциональным неприятием детей;
4. отсутствие возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола, преимущественно у мальчиков, создающее проблемы в общении со сверстниками и неуверенность в себе;
5. конфликтные отношения между родителями в семье;
6. психические травмы типа испуга, обостряющие возрастную чувствительность детей к тем или иным страхам; - психическое заражение страхами в процессе общения со сверстниками и взрослыми» [4, c. 148].
Дети боятся темноты, неизвестности, насекомых, змей, крайне болезненно переносят операции, боятся потерять родителей и множество других страхов. В различном возрасте проявляются разные страхи, что зависит от процессов созревания и развития детей. В старшем дошкольном возрасте к страхам могут приводить неоправданная строгость и жестокость родителей, физические наказания, игнорирование чувства собственного достоинства.
Существует ряд психодиагностических методик, в частности методика выявления детских страхов А. И. Захарова и М. А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективная методика А. И. Захарова «Мои страхи», а также проективная методика изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса и др.
Данные методики помогают выявить детские страхи на начальных этапах их формирования. Если игнорировать детские страхи, не оказать помощь в преодолении и борьбе с ними, то эти страхи могут перерасти в невротические состояния.
Прежде чем приступать к коррекции детских страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Так как детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка.
Изучив психолого-педагогический опыт работы практиков РФ и РС (Я) мы определили методы и приемы, применяемые в программах по профилактике детских страхов. Исходя из анализа можно сделать вывод, что наряду с игровыми методами, использование арт-терапии, в том числе и сказкотерапии доказали свою эффективность. Это обусловлено тем, что сказкотерапия не только обладает большой привлекательностью и ценностью, но также является универсальным и очень доступным в практической работе психокоррекционным методом.
Отправная точка любого психотерапевтического воздействия - это принятие чувств и желаний детей и их самих такими, какие они есть, что позволяет индивидуализировать воздействия на ребенка и сделать его более результативным.
Понимание чувств и желаний детей, их внутреннего мира, а также положительный пример родителей создают необходимые предпосылки для успешного устранения страхов.
Относится к детским страхам нужно, как к неизбежному явлению взросления ребенка, без лишнего осуждения, беспокойства и тем более, высмеивания. Если ребенок чувствует любовь и заботу взрослых, уверен, что его поддержат и защитят в любой ситуации, тогда он сможет самостоятельно одержать победу в борьбе со своими страхами.
На основе обобщения опыта нами были выделены следующие методы и приемы, применяемые в работе по профилактике и коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста :
1) словесный (С. В. Алексеева; Л. В. Мамедова);
2) сказкотерапия (А. Д. Шавардак, Т. П. Буданова; Н. П. Новикова);
3) куклотерапия (О. В. Шаповалова);
4) игровой (С. В. Алексеева; К. О. Воронина; С. А. Кудринская; Л. В. Мамедова; М. И. Щипицина);
5) изотерапия (Т. П. Буданова; Н. А. Зайцева);
6) песочная терапия (Н. А. Орлова; И. В. Павлова; И. И. Быкова);
7) музыкотерапия (М. М. Чабыкина);
8) релаксационный (Л. В. Мамедова; О. В. Смирнова).
Таким образом, данный комплекс профилактических методик способствует снижению уровня страхов, тревожности и опасения у детей дошкольного возраста.
Анализ методов и приемов по профилактики страхов у детей дошкольного возраста из опыта работы практиков РФ и РС (Я) позволяет сделать предварительный выводы о том, что работа с детьми может проводиться как в индивидуальной форме, так и в групповой. Основные методы, используемые в практике педагогов-психологов, являются: метод арт-терапии, который включает в себя песочную терапию, музыкотерапию, сказкотерапию, изотерапию, театрализованный этюд и куклотерапию; игровой метод; упражнения; беседы.
Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов.