Мишнёва Тамара
Психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности обучающихся с ТМНР
▼ Скачать + Заказать документы
С 1 сентября 2016 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и множественными тяжелыми нарушениями развития. Умственная отсталость – это стойкое, необратимое, слабокомпенсируемое состояние психического недоразвития, прежде всего интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности центральной нервной системы. Особая трудность образования школьников о которых мы сегодня говорим состоит в том, что при формально одинаковой степени умственной отсталости они различаются индивидуальными возможностями обучения, требуют разных педагогических подходов. ПМПК будет рекомендовать таким детям обучение по так называемому 2 варианту, но лишь в качестве общего ориентира. Для каждого ребенка в зависимости от его возможностей должна создаваться специальная индивидуальная программа развития СИПР, о которой будет сказано позже.
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика и особые образовательные потребности обучающихся с Тмнр» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- ТМНР. Тяжелые и множественные нарушения развития
- Темочки
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, что препятствует освоению предметных учебных знаний.
Нарушены базовые психические функции : послушать, посмотреть, запомнить, быть внимательным, подумать данные учащиеся не обладают этими умениями. На ряду с этим, отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи (такие дети к концу школьного обучения могут так и не научится, не читать, не писать).
Для них характерно ограниченное восприятие обращенной к ним речи и ее ситуативное понимание. Из-за плохого понимания обращенной к ним речи с трудом формируется соотнесение слова и предмета, слова и действия. По уровню сформированности речи можно выделить: детей с отсутствием речи, со звукокомплексами, с высказыванием на уровне отдельных слов, с наличием фраз. При этом речь невнятная, косноязычная с пропуском, искажением или заменой другим звуков. Ввиду этого при обучении большей части данной категории детей используют разнообразные средства невербальной коммуникации.
Внимание обучающихся с ТМНР крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости, что препятствует формированию устойчивых учебных действий. Процесс запоминания является механическим, зрительно-моторная координация грубо нарушена. Детям трудно понять ситуацию, вычленить в ней главное и установить причинно-следственные связи, перенести знакомое сформированное действие в новые условия.
Специфика эмоциональной сферы определяется не только ее недоразвитием, но и специфическими проявлениями «нарушение сенсорной интеграции». Когда дети не правильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию в том числе тактильную, вкусовую, зрительную, слуховую, это когда одно из нескольких чувство слабо развито гипосензитивность, или наоборот – чрезмерно чувствительны гиперсензитивность (может быть и неприязнь к контакту, неадекватные страхи).
В связи с неразвитостью волевых процессов, дети не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в ходе любой организованной деятельности, что не редко проявляется в негативных поведенческих реакциях. Интерес к какой-либо деятельности носит кратковременный, неустойчивый характер так не сформирована потребность и нет мотивации.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий, навыков несложных трудовых действий. У части детей отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений, наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела. У других наоборот – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеле-направленной деятельностью.
Наиболее типичными для данной категории обучающихся являются трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захват карандаша, ручки, кисти, шнурование ботинок, застегивание пуговиц, завязывание ленточек (здесь мы будем использовать все упражнения на развитие мелкой моторики).
Степень сформированности навыков самообслуживания может быть различна, некоторые обучающиеся полностью зависят от помощи окружающих при одевании, раздевании, при приеме пищи, совершении гигиенических процедур.
Уровень психофизического развития детей с ТМНР невозможно соотнести с какими-либо возрастными параметрами. Значительная часть детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР). Органическое поражение центральной нервной системы чаще всего является причиной сочетанных нарушений и выраженного недоразвития интеллекта, а также сенсорных функций, движения, поведения, коммуникации. Различные нарушения влияют на развитие ребенка не по отдельности, а в совокупности, образуя сложные сочетания.
Все эти проявления совокупно препятствуют развитию самостоятельной жизнедеятельности ребенка, как в семье, так и в обществе.
В связи с выраженными нарушениями и искажениями процессов познавательной деятельности, возникают непреодолимые препятствия в усвоении «академического» компонента различных программ дошкольного, а тем более школьного образования. Запас знаний и представлений о внешнем мире мал и часто ограничен лишь знанием предметов окружающего быта.
В каких особых образовательных потребностях будет нуждаться данная категория детей:
Особые потребности это необходимость создания адекватных условий, способствующих развитию личности обучающихся для решения их насущных жизненных задач.
Максимально раннее время начала образования. Основному общему образованию должен предшествовать период ранней помощи и дошкольного образования. Выделяется подготовительный период в образовании, обеспечивающий преемственность между дошкольным и школьным этапами (спонтанное усвоение общественного опыта у них практически не происходит).
Содержание образования : потребность в введении специальных учебных предметов и коррекционных курсов: «Речь и альтернативная коммуникация», «Человек»; сенсорное развитие, формирование предметных действий и др.
Создание специальных методов и средств обучения, построение «обходных путей», дифференцированное, «пошаговое» обучение, использование печатных изображений, предметных и графических алгоритмов, электронных средств коммуникации, внешних стимулов и т. п.
Особая организация обучения, это - качественная индивидуализация обучения, в особой пространственной и временной и смысловой организации образовательной среды. (если мы берем ребенка с расстройствами аутистического спектра изначально нуждается в индивидуальной подготовке до реализации групповых форм образования).
Определение границ образовательного пространства в максимальном расширение за пределами образовательного учреждения, в естественных условиях: в магазине, кафе, поликлинике, общественном транспорте и др.
Продолжительность образования в течение 13 лет. Процесс образования может происходить как в классах с 1 доп. по 12 (по одному году обучения в каждом, так и в близко возрастных классах (группах) по возрастающим ступеням обучения. Основанием для перевода, обучающегося из класса в класс является его возраст.
А также пролонгированное обучение, выходящим за рамки школьного возраста. Обучение самостоятельному проживанию в условиях квартиры, где продолжается формирование бытовых навыков, навыков социально-коммуникативной деятельности и организации свободного времени; обучение доступной трудовой деятельности, ремеслу в условиях сопровождаемого трудоустройства или специальных мастерских. С учетом трудностей переноса сформированных действий в новые условия данные аспекты особенно актуальны для обучающихся с ТМНР, особенно для поддержания самостоятельности и активности в расширении спектра жизненных компетенций.
Определение круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействие : необходимо учитывать потребность в согласованных требованиях, предъявляемых к ребенку со стороны всех окружающих его людей; потребность в совместной работе специалистов разных профессий: специальных психологов и педагогов, социальных работников, специалистов здравоохранения, а также родителей ребенка в процессе его образования. Кроме того, при организации образования необходимо учитывать круг контактов особого ребенка, который может включать обслуживающий персонал организации, волонтеров, родственников, друзей семьи.
Для реализации особых образовательных потребностей с ТМНР обязательной является специальная организация всей его жизни, обеспечивающая развитие его жизненной компетенции в условиях образовательной организации и в семье.