Татьяна Яблокова
Психолого-педагогическая характеристика агрессивного ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Для детей дошкольного возраста их агрессивное поведение является способом достижения какой-либо значимой цели, защитой собственного достоинства, а иногда и средством самоутверждения. Разумеется, об агрессии нельзя судить только по ее внешним проявлениям. Каждое проявление агрессивного поведения у детей имеет определенный повод в конкретной ситуации. Поэтому всегда следует рассматривать отдельно взятую ситуацию. И тогда можно понять направленность агрессивного поведения и его цели.
По мнению М. В. Шакуровой, «агрессивные действия выступают в качестве:
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика агрессивного ребенка» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Работа психолога в ДОУ
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
1) средства достижения какой-либо значимой цели;
2) способа психологической разрядки;
3) способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении»
В психологии выделяют вербальную и физическую агрессию, каждая из которых может иметь прямые и косвенные формы. Дети-дошкольники наиболее часто проявляют прямую и косвенную вербальную агрессию. Обычно это жалобы и оскорбления. У некоторых детей проявляется физическая агрессия в прямой и косвенной формах.
В дошкольном детском коллективе характерны разнообразные формы агрессивного поведения. Позже у многих детей агрессивное поведение уступает место общепринятым правилам, установленным в коллективе и обществе в целом. А у отдельной категории детей агрессия становится устойчивой формой поведения. Агрессивный ребенок доставляет множество проблем не только окружающим, но и самому себе. Порой агрессивные дети видят в сверстниках противника или конкурента, а не самоценного и интересного партнера по общению и совместной деятельности. Задача взрослых научить детей правильно проявлять и направлять свои чувства,
распознавать эмоции других, научить их управлять своими негативными эмоциями, расширить поведенческий диапазон ребенка.
О. Е. Смирнова утверждает, что «агрессивные дети наиболее остро переживают, когда их недооценивают, не признают их достоинств. Как правило, эти переживания напрасны. Обычно в группе сверстников агрессивные дети мало чем отличаются от других детей». Их тяжелые переживания вызваны не действительным положением в группе, а по причине того, как ребенок относится сам к себе. Ему кажется, что он никому не нужен, что его не ценят и не видят его достоинств. Агрессивные дети имеют мнение, что поступками других руководит враждебность по отношению к ним. Они приписывают враждебность другим и их пренебрежение к себе.
Чаще всего у детей, проявляющих агрессивное поведение, низкий уровень воспитания, заниженная или завышенная самооценка. На развитие деструктивного поведения детей влияет и отклоняющееся поведение их собственных родителей. У детей развивается агрессивное поведение при плохом обращении с ними со стороны взрослых. В старшем возрасте - в ряду поколений - жестокость порождает жестокость, и в результате развивается агрессивное поведение. Такое поведение укрепляется, если получает поддержку со стороны агрессивных действий других людей.
Взрослые, чаще всего, наказывают ребенка, если он ведет себя агрессивно. И если такой ребенок не исправляется, они, теряя над собой контроль, ещё более усугубляют ситуацию. Безучастие либо жестокость со стороны взрослых приводит к нарушению межличных детскородительских отношений, и у ребенка появляется уверенность, что его не любят и что он никому не нужен.
По сути же главной причиной агрессивного поведения детей является то, что взрослые и родители не желают разбираться в причинах детского поведения и проявляют равнодушие к их эмоциональному миру. Принято считать, что агрессивные дети не умеют играть, что у них отсутствует игровой
навык. Действительно, среди агрессивных детей, больше не умеющих играть, чем тех, кто достиг высокого уровня развития в играх. Но и агрессивные дети умеют организовать интересную игру, хотя они, чаще всего, навязывают свои правила в игровой деятельности другим или сами их вообще не соблюдают.
Зачастую агрессивные дети ведут себя настороженно. Они бывают подозрительны, склонны перекладывать свою вину за ссору или драку на других детей. Они обычно не понимают, что причиняют окружающим беспокойство и вселяют страх. Им, напротив, кажется, что весь мир настроен против них. В свою очередь окружающие боятся таких детей, и многие родители обиженных детей жалуются педагогам. А агрессивный ребенок порой не имеет представления, как другим способом можно бороться за своё выживание в этом странном и жестоком мире, как ему защитить себя.
Агрессивный ребенок, как и другие дети, нуждается в любви, ласке и участии со стороны взрослых. Ему хочется быть любимым и нужным, но для него это всё - порой неразрешимая проблема, и его проявления агрессии, к сожалению, становятся средством достижения данной цели. Агрессивное поведение ребёнка - это, прежде всего, отражение его внутреннего диском-форта, а также неумение адекватно реагировать на определенные события, происходящие вокруг него.
Таким образом, агрессивное поведение детей старшего дошкольного возраста - это комплексная и личностная проблема. Причинами такого поведения могут являться нарушения в эмоциональной, волевой, мотивационной или нравственной сферах личности ребёнка, а также нарушения эмоциональных связей детско-родительских отношений, стиля воспитания или плохое физическое развитие ребёнка. Следует учитывать и тип темперамента ребенка.