Екатерина Ванглер
Психолого-педагогическая диагностика застенчивости
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическая диагностика застенчивость.
Застенчивость у детей дошкольного возраста – это такая внутренняя позиция ребенка, если он чересчур обращает внимание на мнения других людей. Ребенок становится излишне чувствительным к осуждению его людьми вокруг. Отсюда – желание оградить себя от людей и ситуаций, которые потенциально угрожают критикой по поводу его внешности или поведения. Как следствие, ребенок старается держаться в тени, избегать отношений, которые могут привлечь излишнее внимание к его личности.
Публикация «Психолого-педагогическая диагностика застенчивости» размещена в разделах
- Диагностика
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» ноябрь 2024
Портрет застенчивого ребенка :
не желание вступать в беседу;
играет один, сидит в углу пока играют другие, не участвует в коллективных играх;
затруднителен или даже невозможен контакт глазами;
застенчивые дети очень робки и стараются быть «незаметными»;
не проявляет инициативы в играх и образовательной деятельности, не отвечает на прямой вопрос взрослого при других детях;
как правило, колеблются в принятии решений;
в группе застенчивые дети часто избегают контакта с другими детьми;
не редко у застенчивых детей занижен уровень самооценки
Дошкольный возраст - это период интенсивного психического развития. Поэтому помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький.
Чем старше становится застенчивый ребёнок, тем прочнее у него складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём «недостатке». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше сковывает, мешает ему преодолеть свои переживания и трудности
Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом двойственном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Он считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.
Иногда застенчивого ребёнка могут называть замкнутым, считая эти понятия одинаковыми, но между ними есть разница.
Замкнутый ребёнок не имеет мотива к общению, у него нет желания (мотива) общаться с людьми, нет навыков общения.
Застенчивый ребёнок чаще всего имеет мотив, желание общаться, но либо не имеет средств и навыков общения, либо не может по каким-то причинам (низкая самооценка, боязнь наказания).
Таким образом, необходимо отличать замкнутость от застенчивости и различать данные черты в поведении ребенка при общении и взаимодействии с ним взрослого.
Основная трудность работы с застенчивыми детьми заключается в том, что их особенность долго остается незамеченной. Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания воспитателя, и это им, как правило, удаётся. Дети - невидимки не дерутся (опасаются, и умело избегают конфликтов, не носятся сломя голову на прогулке, не отбирают у других игрушек (они и друзей-то имеют мало, да и играть предпочитают в одиночку). Они умеют не встречаться глазами с взрослым на занятии, избегают отвечать на вопрос, даже если прекрасно знают ответ. Их не заставишь выступать на утреннике.
Методики «Три пробы на застенчивость» Л. М. Галигузовой.
Цель методики — исследование проявлений застенчивости дошкольников.
Задачи:
Выявление детей с признаками застенчивости.
Отслеживание ситуаций, в которых застенчивость больше всего проявляется.
Описание «проб на застенчивость» :
1 Проба «Подзывание». Проводится в ситуации, в которой незнакомый ребёнку взрослый просит подойти к нему. 1 В ходе наблюдения отмечается реакция детей на появление в группе незнакомого человека, определяется, насколько легко ребёнок идёт на контакт, внешние проявления застенчивых детей (покраснение лица, взгляд в сторону и другие). Проба проводится во время свободной игры детей в группе детского сада.
2 Проба «Рисунок губной помадой». 12 Направлена на выявление отношения детей к необычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, с оценкой, заведомо известной ребёнку. Для этого экспериментатор просит его сделать рисунок на листе губной помадой.
3 Проба-игра-драматизация «Море и корабль». Ситуация выявляет способность к самовыражению, умению открыто и ярко проявлять свои эмоции в общении. В ходе этой пробы организовывается игра – драматизация, которая заключалась в следующем: дети встают в круг, держась за руки. Они движениями и голосом изображают бушующее море. Один из детей встаёт в середину круга и выступает в роли капитана корабля, который должен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма. В соответствии с ролью ему нужно было громко и смело прокричать: «Я не боюсь тебя, море! Улетай, ветер! Затихни, буря!».
Поскольку застенчивость наиболее ярко проявляется при общении с незнакомыми людьми и при публичных выступлениях, то первые две пробы были направлены на выявление особенностей общения застенчивых детей с незнакомым взрослым, а третья – на выявление особенностей проявления застенчивости в ходе публичного выступления.
Результаты исследования застенчивости по методике «Три пробы на застенчивость» Л. Н. Галигузовой выявляются путем наблюдения за детьми в трех экспериментальных ситуациях.
Во всех ситуациях в бланке наблюдения фиксируются выделенные особенности поведения детей. Все эксперименты должны проводится в тот период, когда дети прошли адаптацию к дошкольному учреждению.
Проведя диагностику, мы увидим, что застенчивые дети отличаются тем, что они неохотно вступают в контакт с другими людьми, особенно с незнакомыми, боятся публичных выступлений, менее инициативны в общении, испытывают робость и смущение от внимания взрослого и от деятельности, заведомо неодобряемой взрослыми.
В то время как незастенчивые дети легко шли на контакт, с удовольствием общались с экспериментатором, вели себя раскованно, уверенно, громко выкрикивают слова, смеялись, изъявляли желание повторно сыграть капитана.
В начале коррекционной работы для застенчивого ребенка следует создавать ситуации «вынужденного» общения. Этого можно достичь, давая ребенку различные задания и поручения, например, можно попросить его передать что-либо помощнику воспитателя или позвать другого ребенка.
Основой коррекционной работы по преодолению застенчивости у дошкольников является игротерапия. Игра — самый привычный, любимый вид деятельности дошкольника и хорошая опора для специалиста.
Начинать коррекционную работу хорошо с таких игр, в которых ребенку не придется сразу вступать в активное общение, игр без слов. Хорошо использовать игры, где ребенок является одним из многих, он выполняет то, что просит ведущий, но это же делают и все остальные – это снимает страх перед вступлением в общение. Цель этих игр заключается в том, чтобы создать застенчивому ребенку возможность для самовыражения, преодолеть барьеры в общении. При помощи подобных игр и упражнений дошкольник учится регулировать свое поведение в коллективе; происходит снятие психического напряжения.
Также рекомендуются и подвижные игры. Подвижные игры соревновательного характера побуждают активность, организуют и сплачивают играющих. Игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий.
Застенчивые дети не всегда уверены в своих силах, зачастую считают, что у них просто не получится общаться так, как это делает, например, мама или папа. Поэтому в коррекционную программу надо обязательно включать игры и упражнения, способствующие повышению уверенности в себе, в своих силах.
Для работы с застенчивыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры. Однако есть особенность проведения этих игр — в них обязательно должно играть одновременно несколько детей.
Рекомендации родителям застенчивого ребенка :?
1. Работайте над расширением круга общения ребёнка. Водите его туда, где гуляют и играют детки. Вначале малыш может быть лишь пассивным наблюдателем или играющим одиночкой. Ничего, запаситесь терпением, наблюдение за общением тоже очень важно.
2. Будьте для застенчивого ребенка примером положительного, позитивного и плодотворного общения. Показывайте, что общаться — это радостно и интересно. Для этого рассказывайте, как вам было интересно, какую пользу вы получили от общения, что нового узнали, решили свою проблему и т. д.
3. Старайтесь посещать с ребёнком новые места, где вы сможете вместе с ним взаимодействовать и познакомиться с новыми людьми. Но не заставляйте его, пусть все продвигается постепенно.
4. Для такого ребенка важно ощущение безопасности, поэтому при разговоре с людьми не оставляйте малыша одного, будьте рядом, придерживайте за руку.
5. Старайтесь не выказывать свои тревогу или опасения.
6. Помогайте ребенку выражать эмоции, поддерживайте инициативу, особенно, если она проявилась в общении. Стимулируйте к самостоятельным действиям, «заражайте» ребенка эмоциональностью.
7. Будьте доброжелательны к другим людям.
8. Вовлекайте кроху в совместную деятельность, которая невозможна без разговора и обмена информацией.
9. Играйте почаще в игры, которые требуют диалога. В играх с игрушками оттачивайте навыки эффективных коммуникаций. Читайте книги, сказки, в которых есть диалоги и примеры продуктивного диалога.
10. Такому малышу жизненно необходимы доброжелательность, спокойствие и терпение окружающих.
Если в процессе психолого-педагогического сопровождения с застенчивым ребенком использовать коммуникативные игры, направленные на развитие уверенности в себе, снижение эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки, то это будет способствовать снижению проявлений застенчивости в поведении ребенка дошкольного возраста.