Папки-передвижки

Психолого-педагогическая диагностика застенчивости

Екатерина Ванглер
Психолого-педагогическая диагностика застенчивости
▼ Скачать + Заказать документы

Психолого-педагогическая диагностика застенчивость.

Застенчивость у детей дошкольного возраста – это такая внутренняя позиция ребенка, если он чересчур обращает внимание на мнения других людей. Ребенок становится излишне чувствительным к осуждению его людьми вокруг. Отсюда – желание оградить себя от людей и ситуаций, которые потенциально угрожают критикой по поводу его внешности или поведения. Как следствие, ребенок старается держаться в тени, избегать отношений, которые могут привлечь излишнее внимание к его личности.

Публикация «Психолого-педагогическая диагностика застенчивости» размещена в разделах

Портрет застенчивого ребенка :

не желание вступать в беседу;

играет один, сидит в углу пока играют другие, не участвует в коллективных играх;

затруднителен или даже невозможен контакт глазами;

застенчивые дети очень робки и стараются быть «незаметными»;

не проявляет инициативы в играх и образовательной деятельности, не отвечает на прямой вопрос взрослого при других детях;

как правило, колеблются в принятии решений;

в группе застенчивые дети часто избегают контакта с другими детьми;

не редко у застенчивых детей занижен уровень самооценки

Дошкольный возраст - это период интенсивного психического развития. Поэтому помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребёнок ещё маленький.

Чем старше становится застенчивый ребёнок, тем прочнее у него складывается определённый стиль поведения, он начинает отдавать себе отчёт в этом своём «недостатке». Осознание своей застенчивости не только не помогает, а мешает её преодолеть. Ребёнок не в силах победить свою застенчивость, поскольку он уже не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание на особенностях своего характера и поведения, ещё больше сковывает, мешает ему преодолеть свои переживания и трудности

Застенчивый ребенок - это ребенок, который, с одной стороны, доброжелательно относится к другим людям, стремится к общению с ними, а с другой – не решается проявлять свои коммуникативные потребности, что приводит к нарушению согласованности во взаимодействии. Причина таких нарушений кроется в особом двойственном характере отношения застенчивого ребенка к самому себе. Он считает себя самым лучшим и в то же самое время сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. Поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.

Иногда застенчивого ребёнка могут называть замкнутым, считая эти понятия одинаковыми, но между ними есть разница.

Замкнутый ребёнок не имеет мотива к общению, у него нет желания (мотива) общаться с людьми, нет навыков общения.

Застенчивый ребёнок чаще всего имеет мотив, желание общаться, но либо не имеет средств и навыков общения, либо не может по каким-то причинам (низкая самооценка, боязнь наказания).

Таким образом, необходимо отличать замкнутость от застенчивости и различать данные черты в поведении ребенка при общении и взаимодействии с ним взрослого.

Основная трудность работы с застенчивыми детьми заключается в том, что их особенность долго остается незамеченной. Тихие, застенчивые, они стараются не привлекать к себе внимания воспитателя, и это им, как правило, удаётся. Дети - невидимки не дерутся (опасаются, и умело избегают конфликтов, не носятся сломя голову на прогулке, не отбирают у других игрушек (они и друзей-то имеют мало, да и играть предпочитают в одиночку). Они умеют не встречаться глазами с взрослым на занятии, избегают отвечать на вопрос, даже если прекрасно знают ответ. Их не заставишь выступать на утреннике.

Методики «Три пробы на застенчивость» Л. М. Галигузовой.

Цель методики — исследование проявлений застенчивости дошкольников.

Задачи:

Выявление детей с признаками застенчивости.

Отслеживание ситуаций, в которых застенчивость больше всего проявляется.

Описание «проб на застенчивость» :

1 Проба «Подзывание». Проводится в ситуации, в которой незнакомый ребёнку взрослый просит подойти к нему. 1 В ходе наблюдения отмечается реакция детей на появление в группе незнакомого человека, определяется, насколько легко ребёнок идёт на контакт, внешние проявления застенчивых детей (покраснение лица, взгляд в сторону и другие). Проба проводится во время свободной игры детей в группе детского сада.

2 Проба «Рисунок губной помадой». 12 Направлена на выявление отношения детей к необычному для них виду деятельности, связанному с запретом взрослого, с оценкой, заведомо известной ребёнку. Для этого экспериментатор просит его сделать рисунок на листе губной помадой.

3 Проба-игра-драматизация «Море и корабль». Ситуация выявляет способность к самовыражению, умению открыто и ярко проявлять свои эмоции в общении. В ходе этой пробы организовывается игра – драматизация, которая заключалась в следующем: дети встают в круг, держась за руки. Они движениями и голосом изображают бушующее море. Один из детей встаёт в середину круга и выступает в роли капитана корабля, который должен был, перекрикивая шум волн, успокоить бушующее море и спасти пассажиров во время шторма. В соответствии с ролью ему нужно было громко и смело прокричать: «Я не боюсь тебя, море! Улетай, ветер! Затихни, буря!».

Поскольку застенчивость наиболее ярко проявляется при общении с незнакомыми людьми и при публичных выступлениях, то первые две пробы были направлены на выявление особенностей общения застенчивых детей с незнакомым взрослым, а третья – на выявление особенностей проявления застенчивости в ходе публичного выступления.

Результаты исследования застенчивости по методике «Три пробы на застенчивость» Л. Н. Галигузовой выявляются путем наблюдения за детьми в трех экспериментальных ситуациях.

Во всех ситуациях в бланке наблюдения фиксируются выделенные особенности поведения детей. Все эксперименты должны проводится в тот период, когда дети прошли адаптацию к дошкольному учреждению.

Проведя диагностику, мы увидим, что застенчивые дети отличаются тем, что они неохотно вступают в контакт с другими людьми, особенно с незнакомыми, боятся публичных выступлений, менее инициативны в общении, испытывают робость и смущение от внимания взрослого и от деятельности, заведомо неодобряемой взрослыми.

В то время как незастенчивые дети легко шли на контакт, с удовольствием общались с экспериментатором, вели себя раскованно, уверенно, громко выкрикивают слова, смеялись, изъявляли желание повторно сыграть капитана.

В начале коррекционной работы для застенчивого ребенка следует создавать ситуации «вынужденного» общения. Этого можно достичь, давая ребенку различные задания и поручения, например, можно попросить его передать что-либо помощнику воспитателя или позвать другого ребенка.

Основой коррекционной работы по преодолению застенчивости у дошкольников является игротерапия. Игра — самый привычный, любимый вид деятельности дошкольника и хорошая опора для специалиста.

Начинать коррекционную работу хорошо с таких игр, в которых ребенку не придется сразу вступать в активное общение, игр без слов. Хорошо использовать игры, где ребенок является одним из многих, он выполняет то, что просит ведущий, но это же делают и все остальные – это снимает страх перед вступлением в общение. Цель этих игр заключается в том, чтобы создать застенчивому ребенку возможность для самовыражения, преодолеть барьеры в общении. При помощи подобных игр и упражнений дошкольник учится регулировать свое поведение в коллективе; происходит снятие психического напряжения.

Также рекомендуются и подвижные игры. Подвижные игры соревновательного характера побуждают активность, организуют и сплачивают играющих. Игры вызывают здоровое эмоциональное возбуждение, отвлекают от болезненных мыслей и фантазий.

Застенчивые дети не всегда уверены в своих силах, зачастую считают, что у них просто не получится общаться так, как это делает, например, мама или папа. Поэтому в коррекционную программу надо обязательно включать игры и упражнения, способствующие повышению уверенности в себе, в своих силах.

Для работы с застенчивыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры. Однако есть особенность проведения этих игр — в них обязательно должно играть одновременно несколько детей.

Рекомендации родителям застенчивого ребенка :?

1. Работайте над расширением круга общения ребёнка. Водите его туда, где гуляют и играют детки. Вначале малыш может быть лишь пассивным наблюдателем или играющим одиночкой. Ничего, запаситесь терпением, наблюдение за общением тоже очень важно.

2. Будьте для застенчивого ребенка примером положительного, позитивного и плодотворного общения. Показывайте, что общаться — это радостно и интересно. Для этого рассказывайте, как вам было интересно, какую пользу вы получили от общения, что нового узнали, решили свою проблему и т. д.

3. Старайтесь посещать с ребёнком новые места, где вы сможете вместе с ним взаимодействовать и познакомиться с новыми людьми. Но не заставляйте его, пусть все продвигается постепенно.

4. Для такого ребенка важно ощущение безопасности, поэтому при разговоре с людьми не оставляйте малыша одного, будьте рядом, придерживайте за руку.

5. Старайтесь не выказывать свои тревогу или опасения.

6. Помогайте ребенку выражать эмоции, поддерживайте инициативу, особенно, если она проявилась в общении. Стимулируйте к самостоятельным действиям, «заражайте» ребенка эмоциональностью.

7. Будьте доброжелательны к другим людям.

8. Вовлекайте кроху в совместную деятельность, которая невозможна без разговора и обмена информацией.

9. Играйте почаще в игры, которые требуют диалога. В играх с игрушками оттачивайте навыки эффективных коммуникаций. Читайте книги, сказки, в которых есть диалоги и примеры продуктивного диалога.

10. Такому малышу жизненно необходимы доброжелательность, спокойствие и терпение окружающих.

Если в процессе психолого-педагогического сопровождения с застенчивым ребенком использовать коммуникативные игры, направленные на развитие уверенности в себе, снижение эмоционального и физического напряжения, повышение самооценки, то это будет способствовать снижению проявлений застенчивости в поведении ребенка дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Диагностика по арт песочнице детей раннего возрастаДиагностика по арт песочнице детей раннего возраста Цель: определение уровня коммуникативных навыков ребенка с помощью совместной игровой деятельности у детей раннего возраста средствами.

Диагностика школьной зрелости Диагностика школьной зрелости. 1. Как тебя зовут___ Назови свою фамилию, имя отчество. Назвал: фамилию.

Диагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 летДиагностика умений и навыков по аппликации у детей 5 лет Аппликация, как вид продуктивной деятельности, достаточно сложен для детей. Необходимо владеть главным инструментом - ножницами, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая диагностика застенчивости
Опубликовано: 18 ноября 2024 в 13:04
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая диагностика застенчивости» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Ванглер (УИ 2516464) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД