Получи документы

Психолого-педагогическая диагностика познавательных способностей детей 6–7 лет

Кузьмичева Ольга
Психолого-педагогическая диагностика познавательных способностей детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

№ 1. «Включение в ряд» (методика А. А. Венгера)

Задание направлено на установление контакта между ребёнком и взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно ориентации на величину.

Оборудование: экран, шестисоставная матрёшка.

Задание: взрослый берёт матрёшку, состоящую из шести частей, и на глазах у ребёнка разбирает и собирает матрёшек в ряд по высоте, соблюдая равные промежутки между ними. Затем ребёнку предлагают поиграть с матрёшками. Взрослый за ширмой убирает одну из матрёшек и выравнивает промежутки между оставшимися. Ребёнку дают эту матрёшку и просят поставить её на место, не обращая внимания на принцип построения ряда. Когда матрёшка будет на своём месте, взрослый, продолжая игру, предлагает ребёнку начать действовать самостоятельно. Ребёнок должен поставить две или три матрёшки в ряд (по одной за раз) и определить их место в ряду.

Темочки:

Упражнение: в тех случаях, когда ребёнок ставит матрёшку, не учитывая её главную особенность (величину, взрослый исправляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, это неправильно, эту матрёшку нужно поставить сюда». Затем он предлагает снова поиграть и достаёт из-за ширмы ещё одну матрёшку, но не объясняет принцип выстраивания в ряд.

Оценка действий ребё нка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; интерес к результату.

Результаты опроса:

1 балл — ребёнок не понимает цели; он неадекватно ведёт себя в учебной среде.

2 балла — ребёнок принимает задачу, но не понимает её условия; раскладывает кукол в ряд, не учитывая их размер; после показа правильного расположения кукол он не обращает внимания на размер самостоятельно.

3 балла — ребёнок принимает и понимает условие задачи, выполняет её самостоятельно, используя практический подбор.

4 балла — ребёнок принимает и понимает условие задачи, выполняет её самостоятельно, используя зрительную ориентировку.

№ 2. «КОРОБКА ФОРМ»

Задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентации на форму.

Оборудование: деревянный ящик с шестью прорезями («почтовый ящик») и десять объёмных геометрических фигур, основание каждой из которых соответствует форме одной из прорезей.

Ход выполнения: ящик с прорезями ставится на стол перед ребёнком, рядом с ним раскладываются фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом друг с другом). Далее взрослый помещает фигурку в соответствующую прорезь. Затем ребенка просят сделать это самостоятельно. Если ребенок не может найти нужную прорезь, пытается протолкнуть фигурку, значит, это необходимо, значит, необходимо провести обучение.

Тренировка: взрослый берет одну из фигурок, медленно прикладывает ее к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем он выполняет аналогичные действия с ребенком, используя практическую направленность – целевые тесты. Остальные фигурки ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание задачи; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

Результаты опроса:

1 балл — ребёнок не понимает задачу, не стремится её выполнить; после обучения он действует неадекватно.

2 балла — ребёнок принимает задачу, пытается выполнить её, используя хаотичные действия или действия по принуждению; после обучения он использует метод перебора вариантов.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задачу, выполняет её, перебирая варианты, но после обучения использует метод целенаправленных проб.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задачу, выполняет её с интересом либо путём практического применения, либо путём зрительной соотнесения.

№ 3. «Собери из палочек» (лесенка)

Задание направлено на выявление уровня развития конструктивных способностей, умения работать по памяти, по образцу.

Оборудование: двадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: ребёнку показывают, как построить лесенку из десяти палочек, и просят запомнить. Затем взрослый закрывает лесенку экраном и предлагает ребёнку сделать то же самое по памяти. Если у него возникают трудности, то задание предлагается выполнить по образцу. В случаях, когда ребёнок не справляется с заданием, проводится обучение.

Обучение: взрослый строит лесенку, обращая внимание ребёнка на то, как он это делает, затем ребёнок должен построить такую же лесенку самостоятельно.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание условий задания; способы выполнения — по памяти, по образцу, после обучения — по демонстрации.

Результаты обследования:

1 балл — ребёнок не понимает цели, неадекватно ведёт себя в учебной среде.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает палочки, не учитывая образец; не может построить не только по памяти, но и по образцу; выполняет задание, ориентируясь на показ, или воспроизводит только элементы лесенки.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, но не может выполнить его самостоятельно; после повторного показа он самостоятельно выполняет задание по образцу.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; способен воспроизвести рисунок по памяти.

№ 4. «Собери разрезную картинку» (из четырёх частей)

Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки (медведь на лошади, одна из которых разрезана на четыре части по диагонали.

Проведение обследования: взрослый даёт ребё нку четыре части разрезанной картинки и просит: «Сложи целую картинку».

Тренировка: в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый сначала показывает картинку целиком, а затем просит сложить разделенную на части. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разбитой картинки на целое и предлагает ребенку наложить другие части. После этого ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребё нка: принятие и понимание условий задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.

Результаты опроса:

1 балл — ребёнок не понимает цель; он неадекватно ведёт себя в учебной среде.

2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает его условий; раскладывает картинки, не учитывая целостное восприятие предметного изображения; пытается разложить картинку в процессе обучения, но после обучения не переходит к самостоятельному выполнению задания.

3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, но не может выполнить его самостоятельно; после обучения раскладывает картинку самостоятельно.

4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; справляется с заданием самостоятельно.

Публикации по теме:

Дидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра по развитию речи и познавательных способностей «Мишка на Севере» для детей дошкольного возраста Сорокина Анжела День медведя на МААМПредлагаю родителям и коллегам в условиях самоизоляции изготовить простую и увлекательную игру про.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)»Консультация для педагогов «Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)» Консультация для педагогов "Исследование развития творческих способностей дошкольников с нарушением зрения (диагностика)". Выявление уровня.

Консультация для педагогов «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей»Консультация для педагогов «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей» Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование развивающих игровых технологий как средства развития познавательных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая диагностика познавательных способностей детей 6–7 лет
Опубликовано: 25 ноября 2024 в 17:01
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическая диагностика познавательных способностей детей 6–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Кузьмичева Ольга (УИ 695150) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД