Родионова Наталья
Конспект психолого-логопедического занятия «Поможем Ежику»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия : развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов : памяти, внимания, воображения, мышления, формирование коммуникативных навыков.
Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, познание, физическая культура.
Задачи: расширять словарь признаков; упражнять в употреблении предлогов (за, под)
Публикация «Конспект психолого-логопедического занятия „Поможем Ежику“» размещена в разделах
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
- развивать интонационную выразительность, силу и высоту голоса; нормализовать темп и ритм речи; развивать речевой слух, вербальную память, образное мышление; учить определять эмоциональное состояние грусти и радости и отображать его с помощью движений, мимики и речи; формировать навыки доброжелательных взаимоотношений, психические процессы.
- воспитывать уверенность в себе и умение действовать сообща; способствовать уравновешиванию психики и снятию эмоционального напряжения.
Материалы и оборудование:
- Игрушка «Ежик»
- Письмо от злой колдуньи
- Листы белой бумаги
- Краски, кисточки
- Разрезные картинки
- Цветная бумага
- Клей
В начале занятия педагог-психолог совместно с детьми вырабатывает «ритуал приветствия» (дети встают по кругу, берутся за руки и говорят «Здравствуйте!»).
Перед выполнением заданий проводится двигательно-речевая разминка (дети повторяют движения за педагогом-психологом).
Двигательно-речевая разминка
Мы ногами топ-топ!
Мы руками хлоп-хлоп!
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два - привстали.
Руки кверху все подняли.
Раз-два, раз-два,
Заниматься нам пора.
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел ежик, давайте с ним познакомимся. Посмотрите, он, кажется расстроен. Давайте спросим, что у него случилось.
Дети: Что с тобой, ежик?
Ежик : Дело в том, что злая колдунья заколдовала меня, и я теперь совсем ничего не помню: как меня зовут, где я живу, сколько мне лет и есть ли у меня друзья. Но колдунья мне сказала, что дети из старшей группы смогут мне помочь все вспомнить, если выполнят разные задания.
Педагог-психолог : Ребята, поможем ежику? (Ответы детей). Посмотрите, а вот и письмо от злой колдуньи и первое задание – «Если вы выполните мое задание, то ежик вспомнит, как его зовут». Ну что ребята, попробуем выполнить первое задание? (Ответы детей).
1. Чтение сказки «Ёжик Витя».(Логопед.)
«В одном лесу под старой сосной жил в своей норке ёжик Витя. Он был маленьким серым ёжиком с кривыми лапками и множеством острых колючек на спинке. Вите плохо жилось в лесу. Никто из зверей не хотел с ним дружить.
- Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост, - говорила лиса, - Я не хочу с тобой дружить, серая колючка.
- Ты слишком маленький, я тебя могу раздавить одной левой, - бурчал медведь.
- Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь, - пищал заяц.
Бедному ёжику было очень обидно слышать такие слова. Витя сидел один и плакал: «Ну почему я такой маленький, серый и неуклюжий? Из-за этого никто не хочет со мной дружить».
Однажды Витя пошёл за грибами. Вдруг мимо него промчалась лиса, и чуть не сбила его с ног. Витя оглянулся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьём. Ёжику было очень страшно, ведь охотник такой большой, а он совсем маленький. Но, несмотря на страх, Витя свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги. Охотник споткнулся об острые колючки ёжика и упал. Лиса успела убежать, а Витя откатился подальше и спрятался.
Когда охотник ушёл, Витя побрёл к своей норке. А там его уже ждала лиса.
- Спасибо тебе, ёжик, - сказала лиса, - ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались. Один ты пришел мне на помощь и спас меня. Ты настоящий друг!
И с тех пор ёжик и лиса стали лучшими друзьями».
2. Беседа по сказке.
- Ребята, вам понравился ёжик Витя?
- Как ему жилось в лесу? (плохо) .
- Почему ему плохо жилось? (потому что с ним никто не хотел дружить) .
- А почему с ним никто не хотел дружить? (потому что он был маленький, серый, колючий) .
- Что же случилось потом? (он спас лису) .
- Как лиса назвала ежа? (настоящий друг) .
- Кто же такой настоящий друг?
Ежик : Ура! Ребята, я вспомнил, меня зовут ВЖИК!
«Нарисуй геометрическую фигуру» 2
Цель: развитие зрительной памяти.
Описание задания: педагог-психолог показывает карточки, на которых изображены простые геометрические фигуры. Каждому ребенку предлагается их запомнить, а потом нарисовать на бумаге те, которые запомнил.
Ежик : вспомнил, что мне столько же лет, сколько и вам – 5 лет.
Педагог-психолог : (читает письмо дальше) : «Если вы будете внимательны, и правильно выполните третье задание, то узнаете, где живет Ежик».
Задание 3
Игровое упражнение «Хлопки по счету»
Цель: Развитие слухового внимания.
Описание задания: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог-психолог договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но, не хлопая ими. Педагог-психолог 2–3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться» : при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.
Ежик : Ребята, вы хорошо справились с заданием, и это помогло мне вспомнить, что я живу в СКАЗОЧНОМ ЛЕСУ, Педагог-психолог : (читает письмо) – «Вы можете помочь Ежику вспомнить его друзей, если правильно соберете картинки с их изображением».
Задание 4.
Игровое упражнение «Собери картинку»
Цель: Развитие операций анализа и синтеза
Описание занятия : педагог-психолог предлагает каждому ребенку собрать картинку с изображением животного из нескольких разрезанных кусочков. В итоге должны получиться цельные картины.
Ежик : Ребята, смотрите, это же мои друзья – Мишка, Зайка, Лисичка, Утенок, Котенок и Волчонок.
Педагог-психолог : (читает письмо) – «Если вы определите, какое слово является лишним, то ежик вспомнит, что он любит больше всего на свете»
Задание 5.
Игровое упражнение: «Что лишнее»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Описание задания: педагог-психолог зачитает детям серию слов, и предлагает определить, какое слово является лишним и почему.
Примеры: храбрый, злой, смелый, отважный;
яблоко, слива, огурец, груша;
молоко, творог, сметана, хлеб;
ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
береза, дуб, сосна, земляника.
Ежик : Ребята, я вспомнил, я очень люблю яблоки, лесные ягодки и грибочки.
Педагог-психолог : Ребята, а давайте сделаем из бумаги грибочки и подарим ежику. Я думаю, он будет очень рад.
Задание 6.
Техника оригами
Цель: Развитие пространственного мышления, чувства формы, мелкой моторики.
Описание задания: Педагог-психолог и логопед предлагают детям сложить из бумаги съедобные грибы для ежика. Для этого каждому ребенку выдается заготовка в виде цветных квадратов (14*14см). По инструкциям педагога, дети складывают бумажные грибы. Затем дарят их ежику.
Ежик : Спасибо большое, ребята. Вы мне очень помогли, чары злой колдуньи развеялись, и я все вспомнил. А теперь мне пора возвращаться домой в Сказочный лес. До свидания, ребята!
Рефлексия проведенного занятия
Педагог-психолог : Ребята, сегодня мы познакомились с новым другом. Как его зовут? Расскажите, как нам удалось вернуть ежику память? Что он вспомнил? Какое задание вам больше всего понравилось? Какое вызвало затруднение? Кого бы вы хотели еще видеть у нас в гостях? (Ответы детей).