Екатерина Чугайнова
Картотека дидактических игр для развития ориентировки в пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для детей: ориентировка в пространстве
Примерно в 3-4 года ребенок различает понятия лево – право, формируя определенную телесную схему. Этот процесс подходит к завершению, в среднем, к 6 годам. Не до конца сформированное представление о правой и левой частях тела нередко становятся причиной расстройства чтения и письма.
Наполнение активного словаря дошкольника словами: близко – далеко, вперед – назад, влево – вправо, сверху – снизу расширяет и углубляет пространственные представления.
Плывущий корабль
В игру может играть как один ребенок, так и группа. Знакомим с движениями игры. Правый поворот – вращение кистью, словно заводим мотор. Левый поворот – то же самое, но другой рукой. Правый притоп – правая нога топает об пол. Левый притоп – соответствующая нога повторяет действие.
Ведущий пристально смотрит вдаль: «Подплывает корабль». Дети задают вопрос: «Какой корабль?». Ведущий говорит: «С правым поворотом». После чего дети вращают кистью правой руки. Ведущий опять всматривается вдаль: «Вижу корабль». Ребята отвечают: «Что за корабль?». Ведущий называет: «С левым поворотом и правым притопом». Дети выполняют соответствующие действия.
Отражение в зеркале
Даже если дети знакомы с понятием право – лево, они часто путаются в зеркальном отражении. Пусть ребенок посадит свою любимую игрушку спиной к себе. Спросите его, где правая рука (лапа) у игрушки. Когда ребенок ответит – привяжите на правую сторону игрушки и правую руку ребенка по ленте.
Попросите малыша повернуть игрушку к себе и сравнить, где находятся ленты. Пусть ребенок несколько раз повторит эти действия, чтобы разобраться в происходящем. Главное, чтобы он понял, что это не волшебство, а изменение расположения предметов в отношении друг друга.
Ищем игрушку
Одному ребенку нужно спрятать игрушку в комнате, а другому ее найти. Поиск игрушки должен сопровождаться инструкцией: «Поворачивайся спиной к окну, иди 6 шагов вперед, поверни направо и пройди еще 3 шага», «обойди кресло справа, а столик слева», «протяни руку за диван, под стул, и т. д.». Усложняйте задачу с помощью дополнительных препятствий.
Право-лево
Договоритесь с ребенком, что он назовет все предметы в комнате, расположенные слева или справа от него. Поверните малыша на 180° и повторите задание. Затем покрутите его еще немного и уточните, где в данный момент находится дверной проем, окно или шкаф.
Подними руку
Игра на развитие ориентировки в пространстве, зрительно-слухового сосредоточения, координации движений, последовательности действий. Игроки сидят или стоят, образуя круг, в зависимости от условий игры. Ведущий ходит внутри круга, останавливается напротив одного из детей, и говорит: «Поднять руку». Тот, напротив которого стоит ведущий ничего не должен делать, но его соседи слева и справа должны поднять руку, ту, которая ближе к игроку между ними. Если играющий ошибется – меняется местами с ведущим. Выигрывает тот ребенок, который ни разу не был ведущим.
Делай наоборот
Игроки образуют круг. Ведущий показывает (изображает) какое-либо действие. В задачу игроков входит делать все с точностью наоборот.
Волшебный квадрат
Ребенку предлагается квадрат из 9 клеток, примерно 9х9 см. Каждую клетку квадрата нужно закрасить одним из палитры цветов. Цвета не должны повторяться. Задания следующего содержания:
— Цветовое ориентирование
Нужно показать: 1) квадрат синего цвета; 2) такого, как дневное небо; 3) все холодные цвета.
— Счет
1) посчитать все 9 квадратов; 2) квадраты только во втором (третьем) ряду; 3) в первом (втором) столбике, 4) порядковый счет (на каком месте во втором ряду); 5) цвет (какого цвета квадрат на втором месте в первом ряду).
— Понимание понятий
1) правый/левый верхний угол; 2) правый/левый нижний угол; 3) центр; 4) диагональ; 5) левая/правая стороны; 6) верхняя/нижняя стороны.
— Ближнее окружение 1) справа от коричневого квадрата (варианты); 2) под синим, над желтым; 3) ниже оранжевого, выше белого и т. д.
— Путешествие:
«Двигайся от верхнего левого угла на одну клетку вправо, затем на две клетки вниз, и на одну вверх…» (используется все пространство квадрата).
— Дойти до игрушки
На любую клетку ставится маленькая игрушка, например, на крайнюю нижнюю справа. Ребенку предлагается «прогуляться» по квадратам до игрушки. Маршрут задается взрослым.
Спорт и физическая активность
Баскетбол, футбол или любая другая игра с мячом помогает развивать пространственное восприятие. Отрабатывание силы удара бить по футбольному мячу, чтобы он достиг сетки – это спортивный навык, требующий пространственного восприятия.
Гимнастика и танцы также помогают развить чувство тела, лучшее понимание пространства и близости к объектам вокруг. Все подвижные игры, включая катание на лыжах, езду на велосипеде, плавание или просто бег по двору, помогают улучшить пространственное восприятие.