Ольга Никулина
Психологическое здоровье детей
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье детей.
Психологическое здоровье детей, как фактор становления гармонично развитой личности.
Я начну свое выступление с психологического упражнения “Добрые мысли – добрые чувства”.
Встаньте, пожалуйста, у нас образовался круг. Пошлем, друг другу добрые мысли и добрые чувства. Нужно молча, только глазами выразить всем присутствующим здесь свои пожелания.
Всем спасибо. Добрые мысли будут помогать нам в дальнейшей работе.
Публикация «Психологическое здоровье детей» размещена в разделах
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по – разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического состояния. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ресурсов, духовному совершенствованию и успешной самоактуализации – как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта? Как помочь человеку уже с детства находить опору в себе самом? Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно взрослые способны создать условия для его полноценного развития.
Основа такого развития – психологическое здоровье. О психологическом здоровье писали в своих трудах выдающиеся ученые, гении. Так Эрик Берн – выдающийся американский психотерапевт. По теории Берна в зависимости от генного набора под влиянием воспитания впервые 5-7 лет жизни родители формируют у ребенка сценарий, по которому он живет всю жизнь. Зная сценарий, можно точно определить какие события будут происходить в жизни ребенка.
Сценарий Э. Берн определяет как психологическую силу, которая тянет человека к его судьбе. В основе сценария лежат позиции. Вначале их две: “Я и Вы”. Когда социальные контакты расширяются, появляется и третья – “Они”.
Литвак Михаил Ефимович – российский психотерапевт, ученый добавил позицию “труд”.
При правильном воспитании у ребенка при всех четырех позициях сохраняется позитивное содержание, которое является единственным условием счастливой жизни. Психологически здоровым может быть только человек, который положительно оценивает себя (я+, умеет увидеть позитивное в своих близких (Вы+, охотно идет на новые контакты (Они+, находит интересную работу или интерес в работе (Труд+).
При (Я-) человек осознает себя неудачником, неблагополучной личностью.
При (Вы-) готов к конфликтам, ироничен, придирчив.
При (Они-) человек старается избежать новых контактов, видит негативные моменты, в поступках и характере новых партнеров.
При (Труд-) у личности основным ориентиром являются материальные результаты труда.
Проявление хотя бы одного минуса приводит к тому, что появляется тенденция к возникновению минусов в других позициях. Рано или поздно появляется невроз.
Понятие “психологическое здоровье” введено в оборот лишь недавно и по определению представляет собой состояние душевного комфорта в сложной социальной среде, или коррекцию нарушений психики человека, адаптирующей его к условиям современной жизни.
Как выглядит психологически здоровый человек?
Здоровое тело каждый может себе представить. А как выглядит психологически здоровый человек, представить гораздо труднее, но все же можно. Последнее до недавнего времени было составляющей частью психологического здоровья, которое имеет отношение к отдельным психологическим процессам и механизмам, а именно: память, ощущения, восприятие, внимание, мышление и др. Психологическое здоровье относится к личности в целом.
Как же выглядит, по мнению психологов, психологически здоровый человек? Выделяют несколько качеств, позволяющих определить психологическое здоровье.
Во-первых, психологически здоровый человек ориентирован на реальность. Все понятно, что нужно обращать внимание на происходящее, трезво оценивать ситуацию и каким – то образом участвовать в этой жизни. Не то она пройдет мимо.
Во-вторых, психологически здоровый человек принимает себя и окружающих такими, какие они есть. Согласитесь, это очень трудно. Ведь всегда хочется, чтобы люди ну хотя бы иногда видели свои глупости и замечали в нас хорошее.
В-третьих, спонтанность. В словаре Ожегова читаем: “Спонтанный – возникающий вследствие внутренних причин, без непосредственного воздействия извне, самопроизвольный”. То есть, человек ведет себя спонтанно. Когда делает то, что ему захочется. Возможно, это нарушает чьи – либо представления о приличиях, правилах поведения. Но без этого важного качества все мы были бы похожи друг на друга. Ведь четкое следование правилам поведения невозможно. Каждый человек должен в первую очередь знать чего хочет он сам, чтобы его жизнь удалась, чтобы ему хотелось жить.
В-четвертых, когда возникают проблемы у психологически здорового человека, то он не начинает терзать себя любимого, не упрекает себя за попадание в неприятности, а рассматривает свою проблему под своим внутренним микроскопом мысли. И даже если возникла проблема в нем самом, то он ищет проблему в себе, а не себя в проблеме.
В-пятых, как ни странно, психологически здоровый человек нуждается в одиночестве. Постоянно находиться в обществе просто невозможно. Можно перестать быть психологически здоровым человеком. А одиночество дает нам не только отдых от шума, суеты, людей, но и помогает сосредоточиться на единственном человеке, который всегда с нами.
В- шестых, психологически здоровый человек автономен и независим. Если проще – свободен. Он не нуждается в постоянном одобрении своих поступков, в пинках и поглаживаниях при принятии решения. Он сам может это сделать для себя, если начинает сомневаться.
В-седьмых, у него отсутствует склонность воспринимать людей и окружающее стереотипно. Да, если будет только белое и черное, этот плохой, потому что так сказал Вася, а этот хороший, как считает Маня, можно и свихнуться. Где же тогда мое мнение и право каждого человека изменяться?
Восьмое, духовность. Эту категорию можно рассматривать с нескольких позиций.
Первая – психологическая. Духовность – познание, стремление к истине. Она предполагает гармоническое взаимодействие с миром и направляет человека на поиск смысла жизни, выполнение жизненной задачи, без чего невозможно ощущение душевного спокойствия и личного счастья. Вторая – религиозная. Связана она с верой в Бога. В каждом человеке совершает действие Дух Святой. Человек – это икона, и смысл его жизни – прийти к себе, осознать собственную ценность, потому что Бог негде – то на небе, а на земле, во всем, что здесь есть, что есть у нас и в нас. Значит, и ко всему к окружающему мы должны относиться как к Богу.
Девятое, идентификация с человечеством. Это понятно. Здоровый не будет считать себя другим животным, если он знает, что он человек.
Десятое, психологически здоровый человек способен к близким отношениям с людьми.
И в заключении еще три параметра, но не последние (психологи у нас народ дотошный) : наличие чувства юмора, высокая креативность и низкая комфортность. Юмор при этом не агрессивный.
Сегодня много пишут и говорят о новых детях, об их интеллектуальных уникальных и даже телепатических способностях. О том, что они “пришли в этот мир, чтобы его изменить, сделать лучше и добрее”.
“Дети индиго”, “тефлоновые дети”, “дети Белого Ягуара” – вот далеко не полный ряд терминов, которыми взрослые в XXI веке пытаются описать “неопознанный объект” – современного ребенка.
Что значит быть современным ребенком?
Взрослеть на много быстрее, чем родители, схватывать все на лету, быть активным 7 дней в неделю. Впитывать все новое до бесконечности.
В то же время быстро растет число детей с ослабленным здоровьем, замедленным развитием некоторых отделов мозга, гиперактивных, с нарушениями эмоционально – волевой сферы.
Психологи из Великобритании отмечают, что 3-летние дети успешно выполняют задания по диагностике для 4–5-летних детей.
Российские психологи отмечают 2–3-летних детей, успешно выполняющих задания для детей более старшего возраста.
Но вместе с тем – повышенная утомляемость, возбудимость, тревожность, агрессия, гиперактивность.
Изменилось сознание дошкольников, так как изменилось само общество.
Рефлекс свободы.
В современном ребенке заложена деятельная натура, но проявится ли она в дальнейшей жизни – будет зависеть от условий воспитания и обучения.
Первый вопрос, волнующий малыша зачем? – пришел на смену вопроса почему?
Если раньше у ребенка хорошо был развит подражательный рефлекс, и он старался повторять действия за взрослыми, то у современных детей преобладает рефлекс свободы – они сами выстраивают стратегию своего поведения. Если ребенок понимает и принимает смысл своего поступка или поведения, то он будет его выполнять, если нет, то откажется, выражая протест, вплоть до агрессии.
Сфера разума.
У современных детей повышенная потребность к восприятию информации. В отличие детей прошлого века у современных детей начинает функционировать смысловое восприятие, основанное на образах, которые при общении со взрослыми интуитивно-телепатическим путем возникают в правом полушарии головного мозга.
Но в последнее время у детей участились случаи заикания, когда ребенок, переводя мысль, символ в знаковую систему старается ее воспроизвести. Заикание происходит, потому что ребенок не успевает перевести мысль в знаки.
Сфера души.
Сфера души ребенка – это сосуд, который наполняется желаниями, чувствами, эмоциями. В младенческом возрасте ребенок криком, плачем, а затем и жестами сообщает взрослым о своих желаниях и потребностях. С самого рождения душа ребенка наполнена страхом и тревогой перед окружающим его огромным пространством. В раннем возрасте для ребенка важен тактильный контакт, когда его прижимают, поглаживают, передавая свое тепло, в том числе и душевное!
Чувство тревоги дополняется агрессией, которая проявляется у многих современных детей. Чаще всего она проявляется при недостатке общения, когда дети недополучают человеческого тепла и необходимой” порции информации”.
Для снятия страха и снижения детской агрессии взрослым необходимо организовать эмоционально – личностное общение и совместную деятельность с ребенком.
Как решается проблема психологического здоровья в нашем детском саду.
Хухлаева Ольга Владимировна доктор педагогических наук, профессор разработала уникальную программу сохранения и формирования психологического здоровья детей “Тропинка к своему Я”.
На занятиях дети обучаются положительному самоотношению и приятию других людей, знакомятся с чувствами полезными, такими как радость, любовь, забота, вредным чувствам, как обида, злость, страх.
Темы на занятиях следующие: “Я учусь не обижаться”, “Ты обиду не держи, поскорее расскажи”, “Я люблю маму, мама любит меня. Я люблю папу, папа любит меня, и т. д. ” Проводится рисуночный тест “Моя семья”. Дети информированы, т. е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека.
Некоторые дети затрудняются подобрать слова о маме. Рисунки, сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые. Если между обследуемым и проверяющим существует тесные личные отношения, результаты теста могут быть сильно искажены.
После проведения занятий дети начинают говорить больше добрых слов о своей семье.
Рисунки меняются после проведения сказкотерапии. Например: в октябре мальчик рисовал вместо семьи такой рисунок: паутины, индейца, повешенного. В марте рисунок соответствует теме.
Или рисунок девочки, она нарисовала семью, себя, до занятий себя не рисовала.
Мальчик рисует в тестовом задании “Моя семья” – себя и телевизор. На вопрос: “Где мама?” Мальчик отвечает: “Стирает”. “Где папа?” – “А папа на работе”.
При психологическом обследовании девочка заканчивает неоконченные предложения. “Ты пришла из детского сада, и мама говорит.
– Иди гулять.
– Ты приходишь с улицы, и мама говорит.
– Иди мой руки и ложись спать.
– А когда ужинать?
– Ты уже поела в детском саду! – отвечает девочка строгим маминым голосом.
Мораль: перенесенная на детский рисунок реальность безжалостно обнаруживает ее самые проблемные стороны, которые взрослые предпочитают не замечать или объясняют внешними обстоятельствами.
Комментарий:
Многим родителям кажется, что они все свое время проводят с детьми, поскольку так или иначе что–то делают для них. В представлении детей все это выглядит иначе: родители вообще отсутствуют в их личном пространстве.
Стирка, приготовление обеда, уборка квартиры и другие хозяйственные дела могут полностью поглотить время взрослых. Более того, они, эти дела, принципиально не заметны для окружающих. Только непосредственное общение с глазу на глаз воспринимается как общение. Именно поэтому лучше не удалять ребенка в тот момент, когда взрослый занят домашними делами, а приобщить его к ним. Да, в этом случае уборка затянется, а приготовление пищи станет более хлопотным. Но при этом ребенок будет чувствовать себя важным и значительным членом семьи, будет перенимать у взрослого навыки и будет точно знать, что его родители всегда рядом.
Детство – краткий миг в жизни человека, лучше сейчас насладиться общением, чем обижаться на ребенка потом.
Психологически здоровый человек.
Информация к размышлению.
Психологически здоровые люди лишены комплексов, их поведение естественно и расходовано. Жизнь их всегда полна смысла, имеет, цель-будь то забота о благе народа или о благе конкретных людей. Они умеют отдаваться своей цели полностью. В любой работе такие люди заметны: их мышление отличается большой самостоятельностью, независимостью от предрассудков времени, авторитетов. Психологически здоровые люди большие жизнелюбы: они умеют получать удовольствие от жизни в большом и малом – и от аромата цветка, и от красоты математической формулы. Такая личность исключительно оптимистична. Даже в самой катастрофической ситуации она не теряет надежды, и это нередко дает силы найти выход. Эта личность необычно активная – никогда не ждет, пока кто–то начнет работу, стремится взяться за дело сама, выложиться в любом деле до конца. Такие люди не боятся идти на риск – не ради самого риска, а ради дела. Не боятся неудач – умеют достойно их пережить, не сломаться.
И самое главное. такие люди отличаются очень высокой степенью самооценки. Нет, они не преувеличивают собственных достоинств и стремятся каждую минуту стать лучше, преодолеть свои недостатки, но и уважают себя. Уважают в себе личность, человеческое достоинство. Именно такие люди. глубже и полнее способны любить. Именно они вызывают ответную любовь – сила их чувств теснейшим образом связана с высоким развитием их личности. Вот таков психологически здоровый человек. Будьте и вы такими же.
“Цветок”.
Цели:
У каждого человека есть потребность чувствовать себя для кого – то ценным. В этом кратком путешествии в мир фантазии мы можем ощутить символ внутреннего покоя.
Инструкция. С какими чувствами вы начинали сегодняшний день? Что вы хотели от него? Бывают ли у вас такие дни, которые начинаются не столь хорошо? Чего вам не хватает в такие дни?
Я хочу пригласить вас в путешествие в страну фантазии, вовремя, которого я покажу вам, как можно вызывать у себя приятные ощущения.
Сядьте поудобнее, закройте глаза. Сделайте 3 глубоких вдоха пи выдоха.
А теперь представьте себе какой-нибудь цветок, куст или дерево с прекрасными бутонами. Выберите какое-нибудь растение, цветы которого вам нравятся. Внимательно рассмотрите его, его листья, цветы и еще нераспустившиеся бутоны.
Представьте, что вы один из этих нераспустившихся бутонов. Посмотрите на плотную оболочку вокруг себя, постарайтесь почувствовать, как вам хочется, чтобы эта оболочка раскрылась, и вы бы потянулись навстречу теплому солнечному свету.
А теперь вы можете представить себе, как бутон постепенно раскрывается. Постарайтесь почувствовать аромат этого цветка. Рассмотрите цвет его лепестков. Посмотрите, как ярко они сияют. Мимо проходят дети и взрослые и восхищаются таким прекрасным цветком. Они говорят: “Какой красивый цветок! Он так нравится мне!” Восхищайтесь этим цветком, повторяя про себя: “Я хочу очень хорошо запомнить его. Я хочу, чтобы моя жизнь стала такой же прекрасной и яркой”. Вы чувствуете, как приятно смотреть на этот цветок? Возьмите это приятное чувство и поместите в какую-нибудь часть своего тела.
А теперь потянитесь, расслабьтесь, откройте глаза и вернитесь в зал бодрым и отдохнувшим.
– А теперь давайте нарисуем волшебное дерево, на котором будут расти все те разнообразные и прекрасные цветы, которыми были вы.
Анализ упражнения.
– Какое растение вы себе представили?