Надежда Васильевна Емельянова
Опыт работы «Музейная деятельность в дошкольном образовательном учреждении»
▼ Скачать + Заказать документы
Музейная деятельность в дошкольном образовательном учреждении.
(из опыта работы воспитателей Емельяновой Н. В. и Москвичевой Т. В.
МБДОУ «Детский сад№ 112» г. Чебоксары Чувашской республики.)
Публикация «Опыт работы „Музейная деятельность в дошкольном образовательном учреждении“» размещена в разделах
Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной, Л. В. Пантелеевой, Н. А. Рыжовой и др
Новизна опыта заключается в реализации, поиске и разработке инновационных подходов к решению задач по формированию у детей представлений о музее, развитие творческого и логического мышления, воображения, формирование активной жизненной позиции детей, расширение кругозора дошкольников.
Значение музея в воспитании ребенка нельзя переоценить. «Диалог» с музеем развивает у детей наглядно-действенное мышление, формирует представление о мире, о предметах, созданных руками человека, помогает восприятию чувственной основы слова, словесному описанию объектов.
В нашем городе есть много музеев. Мы провели анкетирование и выяснили, что основная часть воспитанников детского сада ни разу не ходили в музей с родителями, причем по разным причинам. Многие считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения. Некоторые мамам и папам не приходит в голову идея такой экскурсии. И мы подумали, а что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? И как же привлечь внимание родителей к музеям? Прямая агитация здесь вряд ли поможет.
Поэтому мы решили создать собственный «Мини-музей». Залог хорошего мини-музея в детском саду в его интерактивности. Если детям разрешают потрогать, понюхать, поиграть, рассмотреть вблизи настоящую модель — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
Всю работу по созданию мини-музея мы разделили на три этапа: 1. Подготовительный этап 2. Этап реализации проекта 3. Обобщающий этап. На подготовительном этапе работы определили тему мини-музея : «Моя овечка». Разработали модель будущего музея. Мы решили, что наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. Решить эту задачу нам помогли стеллажи и настенные полочки, стенды, столики разной величины. К работе привлекли родителей. Мамы и папы активно участвовали в создании экспонатов музея. А мы,воспитатели, разработали проект мини музея. И который получился
из следующих разделов и экспонатов:
1. Раздел «Овечкина семья» представлен игрушками и иллюстрациями овцы, барана и ягненка. Макет дома с забором, сеном, загон.
2. Раздел «Дикие родственники овцы». В нем представлены иллюстрации с изображением диких горных баранов, книги и игрушки.
3. Раздел «Где овечка пасется?» Макет пастбища с чабанами, овчаркой, волком.
4. Раздел «Что овечка дает людям»?
5. Уголок самостоятельной деятельности
Реализация проекта мини музея «Моя овечка» позволило нам :
привлечь внимание детей к миру природы, дать представления о домашних животных на примере овечки, познакомить с их ролью в жизни человека, воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру, обогатить словарный запас наших воспитанников (пастбище, отара, чабан, посох, овчарка, папаха).
Итак, музей мы создали, теперь необходимо подвести итоги: · Что было сделано? · Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка) · Что нового узнали? · Что хотели бы еще узнать? · С кем можем поделиться полученными знаниями? И завершающим этапом стало создание коллективной,творческой работы :аппликация «Овечка» ,из шерстяных ниток и ватного диска.
Таким образом мини-музеи стали неотъемлемой частью воспитания творческой личности и мы уверены, что ребенок покидает музей с ощущением уверенности подъема «еще на одну ступеньку».
Литература:
. Пантелеева Л. В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
2. «Музейная педагогика», под редакцией А. Н. Морозовой,О. В. Мельниковой, Творческий центр, Москва, 2008г.
3. О. Л. Князева, М. Д. Маханева, «Приобщение детей к истокам русской
народной культуры», Санкт – Петербург, Изд. «Детство – Пресс», 2008г.