Абдуллаева Ирина
Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников
▼ Скачать + Заказать документы
Современные реалии «рынка профессий» таковы, что обществу требуются активные, творчески мыслящие, любознательные молодые люди с гибким мышлением, которые могут принимать нестандартные решения и брать ответственность на себя. Мир профессий претерпевает кардинальные изменения: часть их устаревает, взамен появляется огромное количество новых. Согласно этим глобальным изменениям возникают вопросы: что определяет правильный профессиональный выбор молодого человека, что в большей степени необходимо современному выпускнику: глубокие и прочные знания, или правильное воспитание, или развитие интеллектуального потенциала, или формирование способностей к саморазвитию, умений учиться, или развитие творческого потенциала.
Публикация «Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников» размещена в разделах
Все эти вопросы нашли свое отражение в новом «Законе об образовании РФ». Согласно новому стандарту общего среднего образования, у выпускника школы должны быть не только сформированы определенные знания и умения, но и качества личности, позволяющие ему делать осознанный жизненный выбор в личностном самоопределении, в которое особым образом вплетено профессиональное самоопределение. Уметь строить жизненную перспективу, планы на будущее, ставить перед собой цели и задачи, иметь внутренние резервы для реализации намеченного – это становится в современном обществе весьма актуальной характеристикой молодого человека.
Профессиональное самоопределение является важной составляющей личностного самоопределения. Этот процесс начинается довольно рано в возрастном развитии человека и продолжается практически всю жизнь. Он является сложным, динамичным и включает в себя различные аспекты: от эмоционального отношения ребенка к труду до самоутверждения человека в обществе, определение своего «неслучайного» места в жизни, самореализации.
Это не стихийный процесс, школьников необходимо готовить к осознанному выбору дальнейшего профессионального развития, обращая особое внимание на старший подростковый возраст. Период развития профессионального самосознания, частных интересов на общественные.
Умение строить жизненную перспективу, т. е. ставить перед собой цели, планировать пути их достижения является необходимым условием благоприятного развития личности, а также важным моментом в формировании основ психологического здоровья.
Сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся само по себе является важнейшей задачей современной системы образования. А в сочетании с профориентационной работой с учащимися значимость этой задачи возрастает. Поскольку только психологически здоровый молодой человек имеет верное представление о самом себе, он способен справиться с возникающими проблемами и трудностями, оптимистически настроен, способен к самореализации и может быть в целом адаптирован к успешному функционированию в социуме.
Психологическое сопровождение нужно осуществлять в различных аспектах, не только ориентируя детей в интенсивно меняющемся мире профессий, но и помогая им в развитии и формировании определенных личностных качеств. В работе со школьниками необходимо сместить акценты с акта выбора профессии на подготовку к ней, в частности, не только оказывать своевременную помощь и поддержку личности, но и научить ее самостоятельно преодолевать трудности, ответственно относиться к своему становлению, научить правильно оценивать свои природные особенности и задатки, создать в сознании школьников ориентационное поле профессионального развития личности, помочь укрепить профессиональное Я, сформировать адекватную самооценку, помочь развить социально-психологический адаптационный потенциал, сформировать навыки саморегуляции жизнедеятельности.
В средних образовательных учреждениях психологическое сопровождение профессионального самоопределения школьников должно реализовываться посредством комплекса мероприятий по улучшению психологического здоровья и повышению показателей профессионального самоопределения, включая задания и упражнения на улучшение таких показателей психологического здоровья учащихся, как социально-психологическая адаптация, тревожность, мотивация, самооценка и самоотношение. Данные показатели обнаруживают тесную связь с показателями готовности к профессиональному самоопределению. «Психологическое сопровождение» означает движение рядом, оказание молодому человеку помощи и поддержки в выборе траектории профессионального развития, не навязывая ему своего мнения, а помогая наметить ориентиры.