Аиша Алпаутова
Мастер-класс «Психологическое сопровождение процесса адаптации»
▼ Скачать + Заказать документы
Мастер - класс на тему :
«Психологическое сопровождение
процесса адаптации в ДОУ»
Подготовила
педагог-психолог :
А. А. Алпаутова
09.11.2018 г.
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть Вас. Вашему вниманию предлагаю мастер – класс на тему «Психологическое сопровождение процесса адаптации в ДОУ».
Игра - это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонек
Публикация «Мастер-класс „Психологическое сопровождение процесса адаптации“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
пытливости и любознательности.
Сухомлинский Василий Александрович
Слайд 2
Цель: повышение профессиональной компетенции педагогов.
Задачи:
– Повышение уровня профессиональных знаний и навыков;
– Развитие творческого потенциала педагогов.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, корзинка, мыльные пузыри.
План:
1. Теоретическая часть.
2. Практическая часть.
Ход проведения:
1 часть
Слайд 3
Актуальность
Адаптация ребенка к новым для него условиям среды — тяжелый и болезненный процесс. Процесс, сопровождающийся рядом негативных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни, и возможно, приводящий к стрессу. Поэтому, сгладить процесс адаптации малыша, впервые пришедшего в детский сад, поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый», «ребенок – ребенок», включающей игры и упражнения. Основная задача игр в этот период – формирование эмоционального контакта, доверия детей к взрослому, а также сплочение детского коллектива. Ребенок должен увидеть в педагоге доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Требования к играм, проводимым в адаптационный период :
• Игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием;
• Не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми по нескольку раз в день, но понемногу, но должны систематически повторяться;
• Использование музыки, танцевальных движений и рисования помогает снять эмоциональное напряжение у детей, раскрепоститься и выразить свои чувства, переключить внимание, снизить возбудимость, настроить на позитивный лад;
• Инициатором игры выступает взрослый, который проявляет большую заинтересованность, контролирует полностью ее ход и создает приятную, комфортную атмосферу;
• Не нужно оценивать детей, давая возможность проявлять спонтанные и естественные реакции;
• Не стоит настаивать на активном участии всех детей. На первых порах уместно позволить некоторым детям просто понаблюдать за происходящим. Особенно, если есть нерешительные, робкие дети.
2 часть
В своей работе на первом этапе я использую индивидуальные игры с ребенком.
Основная задача коммуникационных игр в этот период-формирование эмоционального контакта, доверия детей к себе.
Слайд 4
1. Игра «Иди ко мне». Цель: развитие навыков общения и установления контакта ребенка и взрослого.
Слайд 5
2. Игра «Рисунки на песке». Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я»
Слайд 6
3. Игра «Разговор с игрушкой». Цель: обучение способу выражения своего эмоционального состояния, переживаний, развитие навыков речевого общения.
Следующий этап - организация игр малыми группами и целой группой. Основная задача игр в этот период- заложить основы общения ребенка с взрослыми и сверстниками.
Слайд 7
1. Игра «Хоровод с куклой». Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона.
Слайд 8
2. Игра «Передай колокольчик». Цель: формировать у детей предпосылки к общению, учить обращаться друг к другу по имени, запомнить имена товарищей.
Ход мастер - класса :
Слайд 9
Ведущий: - А теперь, уважаемые коллеги, приглашаю желающих поиграть.
-Все мы, в роли детей. Игра называется «Мыльные пузыри».
Игра «Мыльные пузыри».
- Я отправляюсь в путешествие с Таней, Машей, Ирой, Ксюшей.
- Пойдемте со мной. Прямо по дорожке шагают наши ножки,
- Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (хором)
- Мы шли, шли … шли, шли, ой что это? Да это же корзинка! Посмотрите, дети в корзинку. Что там вы увидели? Маша, что ты в корзине увидела? (пузыри).
- Я сейчас буду пузырики выдувать, а вы их ловить. Вот сколько полетело пузырей! Лови, Ира, лови Таня. Вот как весело у нас. А теперь Ксюша подует. Вот как хорошо. А Маша хочет пузырики выпускать? Иди попробуй. Вот умница. (предлагаю по очереди всем желающим). Как весело мы играем. А теперь давайте возьмемся за ручки станем рядом и сделаем маленький кружок. А сейчас повторяем вместе со мной: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой. Оставайся такой, да не лопайся» (Повторяя слова, дети со взрослым расходятся маленькими шагами «раздувая» круг). Вот какой у нас пузырь большой получился! Ой, а пузырь взял, да и лопнул! (хлопок)
(Присаживаются все вместе и имитируют звук «шшшшшшшшшш»)
Замечательно поиграли. Благодарю за сотрудничество. Желаю вам творческих успехов.
Вывод: Такая игра создает положительный настрой, снимает психоэмоциональное напряжение, ребенок становится раскованным, развивается тактильная чувствительность, устанавливается контакт ребенка и взрослого.
Слайд 10
Рефлексия. Уважаемые коллеги было ли Вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания в своей работе?