МААМ-картинки

Психологический тренинг «Предупреждение и разрешение конфликтов участников образовательного процесса»

Татьяна Возмищева
Психологический тренинг «Предупреждение и разрешение конфликтов участников образовательного процесса»
▼ Скачать + Заказать документы

Психологический тренинг «Предупреждение и разрешение конфликтов участников образовательного процесса»

Цель: предоставление возможности участникам тренинга получить опыт конструктивного решения конфликтных ситуаций.

Задачи:

-обучение методам нахождения решения в конфликтных ситуациях;

Публикация «Психологический тренинг „Предупреждение и разрешение конфликтов участников образовательного процесса“» размещена в разделах

-помочь участникам научиться, непредвзято оценивать конфликтную ситуацию;

- помочь участникам скорректировать свое поведение в сторону снижения его конфликтогенности (снять конфликтность в личностно-эмоциональной сфере);

-сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия;

Оборудование и материалы: проектор, магнитная доска, магниты, листы бумаги для участников, материалы для упражнений, запись спокойной музыки, два мяча, дерево нарисованное, яблоки для рефлексии, клей

Педагог: В начале нашего тренинга, в качестве разминки и для установления контакта я предлагаю вам два упражнения.

«Знакомство»

Участники стоят в кругу, ведущий кидает мяч и тот кто поймал, называет свои имя и фамилию, а так же какие-нибудь свои черты или свойства начинающиеся на первые буквы имени и фамилии.

И второе упражнение – разминка, способствующее установлению более доверительных отношений, снимающее барьеры в общении, улучшающее атмосферу на тренинге.

«Разговор руками»

Для выполнения задания, нам необходимо создать два круга внутренний и внешний и встать лицом друг к другу. Кол-во участников должно быть одинаковым.

Задача участников — пообщаться со своим партнером, используя только руки. Я задаю тему для разговора, через некоторое время прошу сместиться на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему.

участники только что встретились и рады видеть друг друга;

участники ссорятся;

один выражает другому соболезнование по какому-либо поводу;

один участник обижен, а второй хочет с ним помириться;

один пытается поддержать, подбодрить второго.

Вопросы после выполнения упражнения:

- какие чувства возникали в процессе игры;

- на какие темы было легко общаться, на какие, наоборот, сложно;

- было ли проще самому передавать эмоцию или получать ее от партнера;

Ну вот! Познакомились, контакт установили – можно и начать.

В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека.

Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.

Конфликт — в переводе с греческого столкновение. Столкновение противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей.

Педагогический коллектив, как и любой другой, имеет свою специфику. Основная специфика коллектива детского сада заключается в том, что основной контингент — женщины. Данный факт оказывает дополнительное влияние на количество и качество конфликтов.

Участниками конфликта могут быть :

• Администрация (заведующий, заведующий по АХЧ, старший воспитатель)

• Педагоги (воспитатели, специалисты)

• Родители

Любой конфликт может оказать как положительное влияние на участников, так и отрицательное.

Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»

На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.

Предлагаю вам разделиться на две команды «Плюс» и «Минус». Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» необходимо назвать как можно больше позитивных последствий конфликта; второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта (3 минуты) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда, но зато … (2 команда)

Подвести итог Надежда Владимировна Клюева предлагает следующую характеристику конфликта.

СЛАЙД Конструктивные стороны конфликта :

- Конфликт вскрывает «слабое звено» в организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).

- Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения.

- Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.

- Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное.

- Необходимость разрешения конфликта обуславливает развитие организации.

- Конфликт способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом.

Деструктивные стороны конфликта :

- Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям.

- Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.

- Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.

- Представление о победителях или побежденных как о врагах.

- Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.

Говоря о прогнозировании конфликтов в ДОУ, следует учитывать личностные особенности воспитателей, разногласия по поводу профессиональной деятельности, наличие стрессовых факторов у воспитателя. Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Как реагировать на конфликтное поведение

1. Главное — внутреннее принципиальное отношение.

2. Мудрость. Мудрый человек, не зависимо от возраста на все смотрит сверху и широко, агрессивность среди людей - явление естественное и реагировать на каждый выпад будет себе дороже.

3. Понимание другого. Почему человек ведет себя конфликтно? Причин может быть множество. Но скорее всего он не может справиться с какой-либо ситуацией. Поймите его, помогите ему или просто пройдите мимо.

4. Внутренняя безмятежность и сохранение достоинства. Душевно здоровый человек унижен и оскорблен быть не может. “Здесь могут низко поступить, унизить нас они не могут!”. Если вы знаете себе цену, с чего вы поверите словам другого? И из лимона можно сделать лимонад: обратите внимание на то, как воспринимают вас окружающие, что особо подмечают.

5. Ваша ответная агрессия — неконструктивна. Как правило, она вызывает ответную агрессию.

6. Миролюбие — ваш союзник.

7. Будьте готовы признать свою вину. Пока вы считаете виновным другого, он будет защищаться и видеть виновным только вас.

8. Не будьте мстительны. Человек, плохой для вас, абсолютно может не являться таковым для других.

Давайте рассмотрим стили поведения в конфликтной ситуации

Выделяются следующие стили поведения:

- «Конкуренция»

- «Приспособление»

- «Компромисс»

- «Сотрудничество»

- «Избегание»

Психолог : Для выполнения следующего упражнения приглашаю несколько человек.

Упражнение «Найди правильный ответ»

Ответы:

1. Стиль «Конкуренция» : «Чтобы я победил, ты должен проиграть».

2. Стиль «Приспособление» : «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».

3. Стиль «Компромисс» : «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».

4. Стиль «Сотрудничество» : «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».

5. Стиль «Избегание» : «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».

Психолог : Из всех названных стилей какой является наиболее

- активным и эффективным (сотрудничество)

- наиболее конфликтным (конкуренция)

- занимает промежуточную позицию, совмещая в себе активную и пассивную форму поведения (компромисс)

- пассивная форма поведения (избегание и приспособление)

Упражнение «Яблоко и червячок» (диагностическое)

Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.

А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок» (участники зачитывают свои ответы) Давайте определим, к какому способу выхода из конфликтной ситуации относятся ваши ответы (обсуждение)

Примеры ответов участников :

Конкуренция: «Сейчас как упаду на тебя и раздавлю!»

Избегание: «Вон, посмотри, какая там симпатичная груша!»

Компромисс: «Ну, хорошо, откуси половинку, остальное оставь моим любимым хозяевам!

Приспособление: «Такая, видимо, у меня доля тяжкая!»

Сотрудничество: «Посмотри, на земле есть уже упавшие яблоки, ты их ешь, они тоже вкусные!»

Итак, мы выяснили, что сотрудничество – самый активный и эффективный стиль поведения в конфликтной ситуации, а также как реагировать на конфликтное поведение.

Но чтобы мы могли использовать эти знания, нам необходимо научиться управлять своими эмоциями и в первую очередь бороться со стрессом. Современный педагог обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагога, но и детей. Мы знаем, что существуют разные способы снятия стресса. Давайте обратимся к приемам саморегуляции.

Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (кто-то разозлил, заставил понервничать, у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себе: "Стоп!» - чтобы резко затормозить развитие острого стресса. Чтобы суметь выйти из состояния острого стресса, чтобы успокоиться, необходимо найти эффективный способ самопомощи. И тогда в критической ситуации, которая может возникнуть каждую минуту, мы сможем быстро сориентироваться, прибегнув к этому методу помощи при остром стрессе.

Перечислим некоторые советы, которые могут помочь выйти из состояния острого стресса.

1. Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2. Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы. Расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните,что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние. Вполне естественно, что вы не хотите, чтобы окружающие знали о вашем стрессовом состоянии. В этом случае вы можете изменить «язык лица и тела» путем расслабления мышц и глубокого дыхания.

3. Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение, в котором вы находитесь. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно переберите все предметы один за другим в определенной последовательности. Постарайтесь полностью сосредоточиться на этой «инвентаризации». Говорите мысленно самому себе: «Коричневый письменный стол, белые занавески, красная ваза для цветов» и т. д. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения.

4. Если позволяют обстоятельства, покиньте помещение, в котором у вас возник острый стресс. Перейдите в другое, где никого нет, или выйдите на улицу, где сможете остаться наедине со своими мыслями. Разберите мысленно это помещение {если вы вышли на улицу, то окружающие дома, природу) «по косточкам».

5. Встаньте, ноги на ширине плеч, наклонитесь вперед и расслабьтесь. Голова, плечи и руки свободно свешиваются вниз. Дыхание спокойное. Фиксируйте это положение 1—2 минуты, после чего очень медленно поднимайте голову (так, чтобы она не закружилась).

6. Займитесь какой-нибудь деятельностью, все равно какой: начните стирать белье, мыть посуду или делать уборку, Секрет этого способа прост: любая деятельность, и особенно физический труд, в стрессовой ситуации играет роль громоотвода — помогает отвлечься от внутреннего напряжения.

7. Включите успокаивающую музыку, ту, которую вы любите. Постарайтесь вслушаться в нее, сконцентрироваться на ней (локальная концентрация). Помните, что концентрация на чем-то одном способствует полной релаксации, вызывает положительные эмоции.

8. Возьмите калькулятор или бумагу и карандаш и постарайтесь подсчитать, сколько дней вы живете на свете (число полных лет умножьте на 365, добавляя по одному дню на каждый високосный год, прибавьте количество дней, прошедшее с последнего дня рождения). Такая рациональная деятельность позволит вам переключить свое внимание. Постарайтесь вспомнить какой-нибудь особенно примечательный день вашей жизни. Вспомните его в мельчайших деталях, ничего не упуская. Попробуйте подсчитать, каким по счету был этот день вашей жизни.

9. Побеседуйте на какую-нибудь отвлеченную тему с любым человеком, находящимся рядом: соседом, товарищем по работе. Если же рядом никого нет, позвоните по телефону своему другу или подруге. Это своего рода отвлекающая деятельность, которая осуществляется «здесь и сейчас» и призвана вытеснить из вашего сознания внутренний диалог, насыщенный стрессом.

10. Проделайте несколько противострессовых дыхательных упражнений. Например, упражнение «Семь свечей»

Дыхательное упражнение «Семь свечей»

Цель: снятие напряжения

Упражнение лучше всего выполнять под спокойную негромкую музыку, в полузатемненном помещении.

Психолог : Сядьте удобно, закройте глаза, расслабьтесь. Вам спокойно, удобно и комфортно… Вы дышите глубоко и ровно… Представьте себе, что на расстоянии примерно метра от вас стоят семь горящих свечей… Сделайте медленный, максимально глубокий вдох. А теперь вообразите, что вам нужно задуть одну из этих свечей. Как можно сильнее подуйте в ее направлении, полностью выдохнув воздух. Пламя начинает дрожать, свеча гаснет… Вы вновь делаете медленный глубокий вдох, а потом задуваете следующую свечу. И так все семь…»

Обсуждение:

• Как менялось ваше состояние по мере выполнения этого упражнения?

• Где в реальных жизненных ситуациях может быть полезно владение такой техникой?

Теперь, взяв себя в руки, вы спокойно можете продолжить прерванную деятельность.

Психолог : Позвольте представить еще одно упражнение на выражение позитивных эмоций, и на повышение эмоционального настроя участников.

Упражнение «Ладошки»

Возьмите листы бумаги, Напишите свое имя и фамилию, приложите свою ладонь и обведите. Затем, в каждом пальце напишите какое-то свое хорошее качество. И по сигналу передайте соседу справа. В течение 30 секунд пишем то, что нравится в хозяине ладошки. Так через весь круг. Пока ладошка не вернется к хозяину.

Обсуждение: что, по вашему мнению, было трудно или легко в выполнении этого задания?

Попрошу, чтобы каждый из вас прочитал, что думают о вас ваши коллеги.

На ваш взгляд, что приятнее говорить хорошее о ком-то или слышать о себе?

Притча «О храме с тысячью зеркал»

Психолог : В конце нашей встречи мне хотелось бы рассказать вам притчу «О храме с тысячью зеркал».

Много сотен лет назад одна собака посетила находящийся в Индии храм, в котором была тысяча зеркал. Она добралась до храма, совершив утомительное путешествие, длившееся много недель. Поднялась по ступенькам храма, вошла в него и оказалась в святилище, украшенном тысячью зеркал. Оглядевшись вокруг, собака увидела в зеркалах тысячу собак и, испугавшись, оскалила зубы.

Поджав хвост, она выскочила из храма, уверенная в том, что мир является скопищем злых собак. С тех пор собака больше никогда не переступала порог этого храма.

Месяц спустя к храму с тысячью зеркал пришла другая собака. Она также поднялась по ступеням храма, вошла в него и, взглянув в зеркала, увидела тысячу дружелюбных и миролюбиво настроенных собак. Она покинула храм с уверенностью, что мир полон дружелюбных собак.

Мир является только отражением нас самих, если мы смотрим на мир светло и радостно, то и он отвечает нам тем же!

Психолог : Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.

И в заключение, в качестве рефлексии и обратной связи ответьте, пожалуйста, понравился ли вам наш тренинг. Вот дерево нашей сегодняшней встречи. Если вам понравилось, приклейте зеленое яблочко, если нет – красное. Спасибо.

Публикации по теме:

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

Диагностика как форма психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса Одной из важных составляющих базового компонента деятельности педагога - психолога детского сада является проведение скрининговой диагностики,.

Классный час «Разрешение конфликтов в классе» Цель: формировать бесконфликтные отношения в классе через воспитание уважительного отношения друг к другу; научить оценивать конфликты и.

Модель взаимодействия участников коррекционно-образовательного процесса ДОО компенсирующего вида Выполнение образовательных, развивающих, воспитательных, коррекционных задач, поставленных Программой, обеспечивается благодаря комплексному.

Мониторинг образовательного процесса на учебный год Количество детей: 24 Дата проведения: сентябрь. Статус мониторинга: начало учебного года Цель мониторинга: 1) индивидуализация образования.

Психологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учрежденииПсихологическая поддержка участников образовательного процесса в дошкольном учреждении семинар-практикум «Психологическое здоровье участников образовательного процесса и успешность работы дошкольного учреждения», который состоял.

Психологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возрастаПсихологический тренинг «Мы все разные, мы все удивительные» для детей старшего дошкольного возраста Цель: развитие коммуникативной и личностной сфер, формирование навыков сотрудничества между детьми. Задачи: -позитивно настроить детей на.

Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет»Психологический тренинг для воспитателей «Возрастные особенности детей 4–5 лет» Психологический тренинг для воспитателей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ" с использованием кейс-метода и приема социодрамма Цель.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Родители — участники образовательного процесса в ДОУ В соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, условия создания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологический тренинг «Предупреждение и разрешение конфликтов участников образовательного процесса»
Опубликовано: 13 января 2020 в 17:50
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический тренинг «Предупреждение и разрешение конфликтов участников образовательного процесса»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Возмищева (УИ 137090) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД