Анна Цыбанёва
Психологический тренинг для подростков «Мы выбираем жизнь! А вы?» по профилактике наркозависимости
Цель: повысить уровень информированности подростков по проблемам, связанным с наркотиками; выработать и развить навыки, предотвращающие употребление психоактивных веществ.
Задачи:
- выяснить уровень информированности подростков по проблеме;
- дать достоверную информацию о причинах и последствиях употребления наркотиков, возможных стратегиях поведения;
- обучить способам сопротивления негативному давлению со стороны сверстников.
Публикация «Психологический тренинг для подростков „Мы выбираем жизнь! А вы?“ по профилактике наркозависимости» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- Психология подростка
- Психология школьников
- Треннинги для подростков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Форма проведения: психологический тренинг.
Оборудование: бланк регистрации, ручки, планшеты, непрозрачная коробочка, игрушка, карточки двух цветов по 15-20 шт., доска, 2 плаката в виде человеческих фигур.
Ход мероприятия:
1. Введение. Знакомство. Ожидания участников. (10 мин.)
2. Принятие правил работы. (5 мин)
3. Актуальность проблемы. (10 мин.)
Употребление психоактивных веществ (ПАВ, включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ - подростки.
Несколько лет назад появилось повальное увлечение молодежи спайсами – курительными смесями, которые, как утверждали продавцы, абсолютно безвредны для здоровья. Якобы они не являются наркотическими веществами и не дают того эффекта, который люди ждут от приема наркотиков.
Спайс – это химия, а химию можно отнести уже к тяжелым наркотикам и вред наносимый курением спайса в разы больше. Не занимайтесь самообманом. На сегодняшний день вред от курения спайса можно даже не ставить под сомнение.
4. Оценка уровня информированности. Дискуссия. (20 мин.)
Ведущий просить ответить группу на вопросы:
1. Существует и проблема наркомании в нашем обществе?
2. Сталкивались ли с этой проблемой вы или ваши близкие?
3. Насколько это явление опасно для подростков и молодёжи?
4. Если эта проблема не решится в ближайшее время, как она повлияет на наше общество в целом?
Вывод: Эта проблема важна как для самого подростка так и людей, которых он знает.
5. Упр. «Сюрприз» (10 мин.)
Цель: выяснить и обсудить мотивы начала потребления наркотиков.
Материалы: непрозрачная коробочка, морковка.
Психолог кладет в непрозрачную коробочку или мешочек игрушку. Участникам говорят, что то, что там лежит – «нельзя», «плохо», «запрещено», не объясняя причин. Коробочку кладет посередине круга. При этом психолог говорит о том, что каждый участник может проявить себя по отношению к этой коробочке, как хочет.
Обычно больше половины участников выражают своё любопытство и заглядывают внутрь. Всем напоминают, что то, что лежит в коробочке это «плохо», «нельзя», но, несмотря на это, многие не захотели принять это во внимание.
После этой игры целесообразно привести результаты исследований, которые показали бы реальные причины употребления наркотиков.
Вывод: практически во всех случаях человек сам решает, употреблять ему наркотики или нет.
6. Опыт. (10 мин.)
Сейчас, на примере одного «опыта», мы рассмотрим жизнь двух людей и то, как они повели себя в схожих сложных ситуациях.
Для «опыта» вам понадобится:
• Два пластиковых прозрачных стакана
• Зелёнка
• Йод
• Немного хлорки
• Шприц или пипетка
• Вода
• Палочка, чтобы всё перемешать
К началу урока должны быть приготовлены два стакана, наполовину наполненные обычной водой, в один из которых добавляется хлорка (желательно в таблетках – это самый сильный концентрат, и она наиболее сильно даёт нужный результат, а в другой – меньше одной капли зелёнки, для того, чтобы вода окрасилась в светло-зелёный цвет. Перед началом занятия на столе также должны лежать наполненные йодом шприц и палочка.
Психолог берёт в руки стаканчики, показывает их учащимся и говорит: представим, что это – два человека, например два парня (или две девочки, назовём их Саша и Лёша (во всех играх и предметных уроках желательно употреблять редко встречающиеся имена, которые вероятнее всего не носят учащиеся в данной группе, им по 16 лет (желательно говорить примерный возраст учащихся, чтобы они понимали, что это их ровесники, такие же ребята, как и они). Они живут в одном районе, учатся в одной школе, их семьи имеют одинаковый достаток. НО) между ними есть одно различие: этот (показываете на стаканчик с прозрачной водой) имеет свои жизненные принципы, знает свою цель и идёт к ней, а этот (показываете на другого) – не имеет твёрдых жизненных принципов, взглядов, убеждений. Он делает так, как все, плывёт по течению.
Поскольку они живут в одном районе, то встречаются с одинаковыми трудностями. Так, вот этому (показываете на стакан с зеленоватой водой, а в другую берёте шприц с йодом) «толпа» с района предлагает: «Слушай! Давай с нами курнёшь травы (ситуации можно придумывать свои, в зависимости от специфики слушающей вас аудитории). Бесплатно, Витёк всех угощает!» (прыскаете из шприца в стакан некоторое количество йода, вода становится мутной, темнеет – т. е. йод символизирует негативное давление сверстников). Он соглашается: «А почему бы и нет… Ведь все это делают и, всё равно, заняться нечем». (Размешивайте помутневшую воду палочкой). Видите? Что с ним происходит? (обычно ребята здесь дают приблизительно правильный ответ). Да, он портится. Его личность ломается, он начинает деградировать. Всё те же парни предлагают ему: «Слушай, Лёх, пойдём на дискотеку в «Плазму» (хорошо упоминать название диско-клубов, которые известны, популярны в вашем городе – для большей актуальности). Там сегодня все! Такие девчонки! Ты ещё ТАКОГО) не пробовал, и он соглашается: «Конечно, ведь в жизни надо всё попробовать, зачем терять удовольствие? (добавляете ещё йода в стакан). Что происходит? – Поскольку он не имеет своих твёрдых убеждений и правильных жизненных целей, он ещё больше портится».
Ставите на стол первый стакан и берё те стакан с хлоркой: Что происходит с этим человеком? Всё та же компания предлагает ему: «Давай ширнёмся!», он говорит: «Простите, но у меня свои планы. Тем более что мне нравятся мои мозги такими, как они есть. Я не хочу быть тормозом или умереть в 30 лет». Слушай, Сань, пошли с нами: сегодня классная тусня, и девчонки. такого ты ещё не пробовал!». – «Спасибо, но у меня спортивная секция» и т. д. При каждом поводе (для первого и второго юноши это должны быть одни и те же ситуации, чтобы показать, как по-разному можно реагировать на одни и те же предложения) добавляете в стакан с хлоркой йод, но он каждый раз уничтожается раствором. Вот! Видите? Тот парень имеет твёрдые жизненные принципы, поэтому никакой встречный ветер не может сломить его. Такие ситуации будут его гнуть, но никогда не сломят – в нём есть крепкий внутренний стержень.
Вывод: каждому из вас решать, человеком с какими жизненными принципами быть : будут ли вас подстраивать под себя обстоятельства, все «прелести» и соблазны мира, или же вы будите использовать любые трудности для своей пользы и пользы своих близких.
…И такой человек (с твёрдыми жизненными принципами – показываете на стакан с хлоркой, общаясь с таким (берёте в другую руку стакан с тёмной водой, может повлиять на него (добавляете немного хлорированной воды в воду с йодом, и она становится светлой – «человек очищается»). То есть человек без твёрдых жизненных принципов становится лучше, начинает их приобретать. В свою очередь, человек бесхребетный в этом плане, на человека с правильными убеждениями повлиять не может (выливаете грязную воду в хлорированную и становится очевидным, что грязная вода снова очищается).
7. Приобретение практических навыков. (30 мин.)
Участники делятся на 2 команды.
Задания для команд:
1 Команда. Выстроить модель поведения и характеристики человека с твёрдыми жизненными принципами, который знает и идёт к своей цели. Какие перспективы в жизни перед ним открываются.
2 Команда. Выстроить модель поведения и характеристики человека не имеющего твёрдых жизненных принципов, он делает как все, плывёт по течению. Какие перспективы в жизни перед ним открываются.
Презентация командами моделей поведения и жизненных перспектив человека с твёрдыми жизненными принципами и человека, не имеющего твёрдых жизненных принципов.
8. Завершение работы. (5 мин.)
На этом этапе подводятся итоги (выводы по выбору модели поведения человека с твёрдыми жизненными принципами). Высказывания участников в кругу.
Заключительное слово.
Я думаю, что наш сегодняшний разговор не оставил никого из вас равнодушным к рассматриваемой проблеме, что он послужит толчком для размышлений.
Список литературы:
1. Лепешова Е. М. Развитие личности школьника. Работа со словарём психологических качеств. – М. : Генезис, 2007. – 120 с.
2. Программа профилактики негативных явлений в молодёжной среде «Жизненные ориентиры». Авторы-составители: Кушнирук С. Н., Батищева Л. А., Пертятько В. В., Журавлёва О. В., Мазаев В. Э., Сочи, 2007г. -85с.
3. Сборник методических, информационных материалов для проведения информационно-пропагандистской работы антинаркотической направленности. Учебно-методичекие материалы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами для образовательных учреждений, работников образования. Часть 2.
4. Я хочу провести тренинг. Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики ВИЧ/СПИД, наркозависимости и инфекций, передающихся половым путём. Стереотипное издание ГУП «Медицина для вас», Москва 2003г.