Екатерина Галимова
Эколого-психологический тренинг
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое эколого-психологический тренинг?
Эколого-психологический тренинг помогает решить следующие задачи:
Формирование, развитие экологических установок у детей, (например, нет «вредных» и «полезных» птиц, преодоление прагматического отношения к природным объектам;
Коррекция целей взаимодействия ребенка с природой (например, дерево ценно не потому, что из него можно что-то сделать, а само по себе);
Обучение умениям и навыкам взаимодействия с природой (например, не кричи в лесу, потому что это чужой дом);
Темочки:
Развития восприятия ребенка при контакте с природой (например, обследуя ракушки, воздействуем на все сенсорные анализаторы ребенка: трогаем, смотрим, нюхаем, слушаем, взвешиваем);
Расширение индивидуального экологического пространства ребенка (например, живые не только я, мама, папа, но и подорожник, жужелица, сорока).
Особенности занятий:
В группе должно быть не более 12 человек;
Проведение занятия не требует специальных знаний у детей;
В группе могут присутствовать дети разного возраста;
Занятия можно использовать в работе с семьями;
Все упражнения взрослый выполняет вместе с детьми;
Занятия продолжительностью 25-30 минут проводятся 1-2 раза в неделю.
Кто может участвовать в тренинге?
В тренингах могут участвовать дети разного возраста, даже двухлетние малыши, особенно в разновозрастных группах. Хорошо, если в работу включаются также няня, педагоги, заведующая, родители, братья и сестры воспитанников, школьники. Занятие может быть организовано только для родителей, двух-четырех семей сразу, а также для коллектива детского сада.
Где могут проводиться тренинги?
Лучше всего – в экологической комнате, цветочной галерее или зимнем саду. Вполне подойдут и природный уголок группы, лес, парк, фруктовый сад. Взрослому нужно быть готовым к тому, что на улице много отвлекающих факторов. Поэтому одни части тренинга можно проводить на воздухе, другие – в помещении. Вот примеры тренингов.
Упражнение "Поздороваемся"
Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость. Способствовать разви тию экологической эмпатии.
Рекомендации к проведению упражнения.
Воспитатель рассказывает детям: в старину люди относились к природе с глубоким уважением. Они приветствовали наступление нового дня, просили прощения у Земли-кормилицы за то,
" Что рвала я твою грудушку
Сохою острою, разрывчатой,
Что не катом укатывала,
Не гребешком чесывала,
Рвала грудушку боронушкой тяжелою
Со железными зубьями ржавыми. "
Предложите детям придумать приветствие деревьям на участке детско го сада, солнышку, водичке, другим объектам природы. Предложите произне сти эти приветствия эмоционально, с разной интонацией. Обратите внимание на мимику во время произношения.
Упражнение "Природный оркестр"
Цель. Расширять чувственный опыт детей. Стимулировать стремление детей передавать разнообразные звуки, услышанные в природе, с помощью предметов, материалов, музыкальных инструментов. Развивать воображение.
Рекомендации к проведению упражнения.
Детям предлагается послушать звуки природы. Попробовать опреде- лить их источники. Используя разнообразные материалы, предметы, музыкаль ные инструменты, дети могут воспроизвести услышанные звуки. Оценить их сходство. Когда у детей накопится достаточный опыт, организуйте "природный оркестр". Каждый ребенок выбирает свой способ передачи звуков. Сначала "природный оркестр" составляется произвольно.
Какие разные птицы!
Для этой игры необходимо приготовить изображения птиц размером 1-2 см (впоследствии их размер можно уменьшать, усложняя, таким образом, задания): картонные круги, овалы, на одной стороне которых нарисованы разные птицы.
Воспитатель раскладывает «перевернутых» птиц по всей группе. Затем предлагает детям превратиться в разных птиц и полетать: «Вдруг птицы увидели зёрнышки, они подлетели, наклонились и начали их клевать (дети, сидя на корточках, имитируют движения, хотят перевернуть зёрнышко, но никак не могут. Как же сложно взять зернышко – неудобно! Неужели они так и будут мучиться? Я помогу им. Возьму листок бумаги или листик дерева, лежащий на земле, и переверну зернышко (воспитатель берет лист бумаги и помогает воспитанникам перевернуть зерно). Как обрадовались птицы помощи! Побежали, полетели к своим детям, к маме, к папе. Молодцы ребята превращайтесь обратно в людей! Посмотрите, перед вами лежат перевернутые птицы (картонные). Поищите их по всей комнате, помогите.
Источники:
1). http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=19&r=6&s=506
2). http://www.moi-detsad.ru/zanatia22.htm