Петрова Ольга
Тренинг для РМО психологов ДОУ «Психологический тимбилдинг «Мы — одна команда»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тимбилдинг «Мы одна команда» .
Тренинг для РМО психологов ДОУ
Цель: Формирование сплоченного коллектива, объединенного общими стремлениями. Повышение эффективности взаимодействия персонала. Увеличение степени доверия. Переход от конкуренции к сотрудничеству. Психологическая разрядка коллег. Передача опыта по данной теме.
Публикация «Тренинг для РМО психологов ДОУ „Психологический тимбилдинг „Мы — одна команда“» размещена в разделах
1. Теоретическая часть (лекция с презентацией для коллег)
Тимбилдинг – инструмент командообразования, используемый для формирования здоровых межличностных взаимоотношений в коллективе. Главными целями тимбилдинга являются :
• формирование ощущения сплоченности у персонала;
• эффективное выстраивание горизонтальных связей;
• повышение уровня сопереживания, вовлеченности и доверия друг к другу;
• лояльное отношение вышестоящего персонала к нижестоящему и наоборот;
• предупреждение профессионального выгорания;
• раскрытие личностного потенциала сотрудников;
• адаптация людей, которые являются новичками в коллективе;
• нивелирование последствий локальных конфликтов;
• психологическая разгрузка сотрудников разного звена;
• создание комфортной психологической среды, которая способствует повышению трудоспособности;
• налаживание продуктивного взаимодействия.
Что такое тимбилдинг
Тимбилдинг (англ. team – команда, building – строительство, создание) — это комплекс мероприятий, предназначенных для создания командного духа среди сотрудников организации, сплочения коллектива. Основная задача — это повышение работоспособности и эффективности персонала, улучшение взаимодействия между ними, что, в конечном итоге, отражается на повышении бизнес-показателей.
Существует мнение, что тимбилдинг произошел из спорта, где победа как группы игроков, так и отдельно взятого спортсмена достигается только благодаря команде. Если это футбол или баскетбол, то без взаимодействия между игроками победы не добиться. Если это бокс или теннис, то победителем сложно стать без опытного тренера, консультантов, врачей, массажистов и т. д.
В СССР также существовало немало мероприятий и программ, призванных сплачивать коллектив, однако в современной России большее развитие получил западный опыт тимбилдинга, однако затем зарубежные теории были адаптированы, и сейчас командообразование – одна из наиболее перспективных форм корпоративного управления.
Зачем нужен тимбилдинг
Основных целей у командообразования четыре :
1. Сплочение коллектива, создание у него ощущения общности целей.
2. Улучшение взаимодействия между членами коллектива и повышение уровня доверия. Замена конкуренции на сотрудничество. Проще говоря, чтобы никто не стеснялся спрашивать у соседа и при случае был готов откликнуться на чужую просьбу. А также не переживал по поводу того, что «этот сидит целый день, бездельничает, а я тут пашу за троих, а зарплату одинаковую получаем».
3. Повышение лояльности персонала к руководству. Участвуя в тренингах наравне с рядовыми специалистами, директор воспринимается ими как человек, а не как должность. Логика его решений становится более понятной для коллектива и вызывает меньшее отторжение.
4. Психологическая разгрузка для персонала. Особенно это актуально для подразделений, работающих в напряженном монотонном режиме.
Чем команда отличается от группы
Вопрос не праздный, поскольку тимбилдинг и нужен для того, чтобы группа сотрудников превратилась в команду.
Команда Группа
• Не конкуренция за личную выгоду, а сотрудничество для достижения общей цели.
• Глубокая вовлеченность членов команды в процесс.
• Участники команды охотно применяют свои навыки для решения общих задач.
• Предложения других сотрудников получают поддержку и принимаются в работу без сопротивления.
• Обмен мнениями и информацией широкий и беспрепятственный, никто не пытается утаить сведения для получения личной выгоды.
• Конфликты внутри коллектива воспринимаются как проблемы роста и используются для нахождения точек соприкосновения между позициями сотрудников. • На первом месте личные интересы, ради них член группы может поступиться общими целями.
• Отношение к работе формальное, сотрудники с нетерпением ожидают окончания рабочего дня.
• Общение в коллективе идет преимущественно по личным вопросам.
• Идеи реализуются с трудом, распространено лоббирование интересов.
• Одни участники группы не доверяют другим, ожидают от них негативных действий и помыслов.
• Конфликты тормозят работу, стороны не пытаются договорится, а противостоят до победного конца, даже в ущерб делу.
Каким бывает тимбилдинг
Есть четыре основных вида командообразования.
Исторический
Участники мероприятий в той или иной форме «проживают» известные исторические события с новыми вводными. К примеру, одно из агентств проводит историческую реконструкцию “Штурм Кенигсберга” : команда определяет и стратегию взятия города, и тактику, и непосредственно участвует в “боевых действиях”, стилизованных под реальные события 1945 года, причем ведущие периодически усложняют квест, дополняя его новыми препятствиями, которых во время Великой Отечественной, разумеется, не было. Здесь важна не столько историческая достоверность, сколько взаимовыручка в рамках команды. Есть и упрощенные мероприятия, когда участников погружают в стилизованную обстановку. Таков, например, исторический квест, подготовленный для одной из украинских страховых компаний:
Спортивный
Встречается чаще всего – это разного рода соревнования (чаще на улице, иногда в залах, эстафеты, игры. Несмотря на название, специальная физподготовка не нужна: задания подбираются с учетом возраста и физического состояния сотрудников. Например, гигантский баскетбол, когда задача команды – забросить мяч диаметром в 4-5 метров в огромную стоящую в паре десятков метров корзину. Без усилий каждого игрока добросить шар до корзины не получится, а расстояние до корзины подбирается с учетом возможностей участников.
Психологический
Также частый вид командообразования – использование тренингов, тестов, совместного решения задач, поисков выхода из сложных ситуаций. Их смысл в том, что сотрудники учатся лучше понимать логику принятия решений другими людьми, учатся «притираться» в коллективе, выясняют психологические роли и установки своих коллег – это в дальнейшем помогает и в решении рабочих задач. Самый простой пример такого тимбилдинга – упражнения “на доверие” :
РЕКЛТворческий
Самый интересный вид тимбилдинга, но и самый сложный в подготовке Здесь участники ставят пьесы, поют в караоке, совместно рисуют картины, устраивают танцевальные баттлы, проводят исторические костюмированные реконструкции и так далее.
Для примера – тимбилдинг на теплоходе, где участники попробовали себя в кулинарных поединках, в роли пиратов и во множестве других конкурсов:
2. Практическая часть (упражнения и задания для коллег)
1. Упражнение «Образуем круг» Ведущий: «Мы все очень разные. Интересуемся разными вещами, увлекаемся различными хобби. Но все-таки между нами есть сходства. Следующее упражнение поможет некоторым участникам открыться по-новому и, в свою очередь, узнать что-то новое неожиданное о других». В начале упражнения необходимо выбрать одного добровольца. Доброволец выходит в центр круга и говорит «Я люблю кошек», например. Фразу можно заменить, например, «Я увлекаюсь…». Тот человек, который разделяет его интересы, подходит к нему и берет его за руку. И в свою очередь говорит: «Я люблю…». И таким образом образуется цепочка. В конце последний участник берет за руку первого и круг замыкается. Время проведения: 10-15 минут.
Упражнение № 2 «Кто быстрее».
Коллектив делится на несколько групп, в каждой из которых выбирается капитан. По команде каждый капитан должен построить свою группу в квадрат (круг, треугольник) по определенному признаку – росту, цвету волос, первой букве имени и т. д. Кто быстрее справится с заданием, тот и будет победителем.
Упражнение № 3 «Построение круга»
Цель: осознание ответственности команды за свои достижения и результаты.
Оборудование: не требуется
Условия проведения: стандартная группа, 10 мин.
Инструкция:
Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.
Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.
Предполагаемые эффекты: Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции. Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.
Вопросы для рефлексии:
Что дает эта игра?
Почему идеальный круг не получался сразу?
Что понравилось вам на нашем занятии больше всего?
Что узнали нового, чему научились?
Упражнение № 4 Проективный тест «История развития вашей группы» (10 мин)
Цель: развитие чувства «мы», групповой сплоченности, закрепление навыков взаимодействия в команде.
Инструкция: «На столе перед вами находится лист ватмана и фломастеры. Каждому участнику группы нужно на нем нарисовать дом, в котором он хотел бы жить. Во исполнение этой задачи вам предоставляется 3 минуты.
Время быстро закончилось, и я предлагаю вам перейти ко второй части этого упражнения. Посмотрите внимательно на рисунок и найдите три дома, наиболее вам понравившиеся, а затем пририсуйте к ним тропинки (1 мин). Следующая задача к этому упражнению - вам нужно дорисовать в вашем городе все, что необходимо для жизни в нем (1 мин). И последнее задание - дать название городку вашей группы и представить его (5 мин).
Вопросы для обсуждения:
- Понравилось ли вам это упражнение?
- Что было самым сложным?
- Что больше всего понравилось?
Упражнение № 5 «Подарок»
Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
7. «Пожелания»(Раздаточная листовка)
Заповеди сплоченного коллектива
Проявляйте искренний интерес к другим людям. Пусть люди с которыми вы общаетесь, почувствуют что они вам интересны.
• Помните, что в любом языке для человека нет звука значительней и приятней, чем звук собственного имени.
• Будьте хорошим слушателем.
• Поощряйте других на разговор о них самих.
• Говорите о вещах интересующих вашего собеседника.
• Почаще улыбайтесь.
• Найдите источник любви и подключитесь к нему. Заряжайтесь от него, как аккумулятор от розетки.
• Полюбите себя. Как вы думаете о себе, и относитесь к себе, так и люди будут думать о вас и относиться к вам.
• Научитесь представлять себя в «шкуре» другого и смотреть на мир его глазами.
• Научитесь доверять людям.
• Не ожидайте от людей сразу многого. Будьте терпеливы. Не бросайте сеять дружелюбие.
• Делайте приятное людям. Дарите подарки, говорите комплименты. Не критикуйте, не превозноситесь, не осуждайте. Честно и искренно оценивайте достоинства людей.
• Вызывайте в людях положительные эмоции через юмор, шутки.
Старайтесь услышать и понять окружающих, способствуйте созданию дружного и сплоченного коллектива.
• Уважайте мнение и выбор коллеги. Учитесь прощать мелкие огрехи – с кем не бывает!
• Являясь неотъемлемой частью коллектива, оставайтесь яркой, неординарной, творческой личностью.
• Если коллектив не такой, каким вы его хотите видеть, начните его изменять с себя.
• Начинайте каждый свой день с вопроса: «Что я могу сегодня сделать на пользу группе?» Ответив на вопрос, начинай действовать.
• Талантливы все и вы тоже! Проявляйте свои способности. Участвуйте постановке праздников.
• Ответственно относись к выполнению поручений на пользу коллектива, но не становись его тягловой силой.
• Будьте активными в выполнении общего дела и сделайте его приятным и важным для всех.
• Запомните, что радость жизни зависит от её разнообразия. Учитесь радоваться работе, отдыху, успеху и трудностям.
УСПЕХОВ ВАМ!