Юлия Князева
Психологический климат коллектива педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический климат коллектива педагогов, прежде всего, проявляется в настроении его членов и определяет их работоспособность, психологическое и физическое самочувствие формируют эмоциональный настрой и работоспособность детей.
К числу условий, зависящих от самого педагога, относятся психологическая установка и эмоциональный настрой.
Психологическая установка создаётся тем, что педагог мысленно представляет себе группу и объект работы.
Публикация «Психологический климат коллектива педагогов» размещена в разделах
Эмоциональный настрой - это активизация чувств, обусловленных содержанием учебного процесса.
Массовое обследование показало, что эмоциональный настрой нужен всем воспитателям и педагогам. Для эмоционального настроя необходимо "окунуться" в материал НОД, войти в мир тех научных категорий или художественных образов, с которыми предстоит работать, представить их в сознании как бы наглядно. Если педагог не успеет перед занятием вызвать у себя эмоциональный настрой, соответствующий теме, то привычные хорошие и правильные слова не захватят учащихся, не вызовут ответных чувств, урок станет формальной передачей информации.
Однако на создание рабочего самочувствие влияют и условия, не зависящие от педагога. Здесь уместна аналогия между трудом педагога и актёра. Бережное отношение к самочувствию актё ра перед спектаклем стало общепринятым законом: тот момент, когда актёр "священнодействует" с гримом, костюмом, готовясь к выходу на сцену, "вход постороннему за кулисы запрещён". К педагогу же, может обратиться кто угодно и с каким угодно поручением, вопросом, распоряжением.
Роль педагога нисколько не легче, чем роль актёра. Более того, педагог - и сценарист, и режиссёр, и декоратор, и главное действующее лицо своей группы. Бережное отношение к самочувствию педагога возможно в условиях творческой атмосферы в детском саду, благоприятных взаимоотношений в педагогическом коллективе.
В конечном итоге настроение педагогов определяется всегда особенностями руководства. Возможности руководителей в управлении эмоциональной атмосферой педагогического коллектива очень велики.
Одной из главных социально-психологических функций директора является сплочение педагогического коллектива. Сплочённость коллектива способствует повышению его воспитательных возможностей, сокращению текущих кадров. Сплочённый коллектив - коллектив устойчивый, способный противостоять действию внутренних и внешних сил, направленных на ослабление или разрушение связей между его членами.
Итак, эмоциональное благополучие педагога в коллективе во многом определяется стилем руководства данным коллективом со стороны администрации.
Психологический климат коллектива также зависит от отсутствия или наличия в нём творческой атмосферы.
Творческий рост педагога может отвечать требованиям сегодняшнего дня лишь при условии, если в его основе лежит поиск наиболее эффективных методов работы, вытекающий из стремления личности к самосовершенствованию. Но руководителям становится всё труднее следить за последними новинками педагогической науки и практики. Поэтому, видимо, главная функция руководителей должна заключаться не только в научно-методическом просвещении педагогов (хотя эта функция не теряет своей актуальности, а в создании в коллективе такой атмосферы, которая побуждает каждого работника неустанно повышать свой теоретический уровень и педагогическое мастерство.
Для решения поставленных задач по исследованию психологического климата в коллективе мною использовалась следующая совокупность методов исследования:
1. Теоретические:
а) анализ и синтез социологической, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования;
б) теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования.
2. Экспериментальные: наблюдение, анкетирование, беседа, тестирование, обобщение независимых характеристик.
Экспериментальной базой исследования явился МКДОУ Яменский детский сад. В исследовании приняли участие
Научная новизна исследования состоит в том, что проведен теоретический и эмпирический анализ сущности и специфики психологического климата в педагогическом коллективе МКОУ; выделены ведущие факторы, влияющие на его состояние; выявлены личностные свойства и качества, обеспечивающие оптимальное протекание процесса установления взаимоотношений.
Психологический климат в педагогическом коллективе в рамках данного исследования трактуется как комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности его членов различными факторами жизнедеятельности.
Специфика психологического климата в педагогическом коллективе обусловлена особенностями самой профессиональной деятельности и современными тенденциями в образовании.
Динамика состояния психологического климата в исследуемом коллективе в ходе экспериментальной работы отслеживалась мной с помощью специально разработанной анкеты.
Для диагностики психологического климата в коллективе МКОУ и решения исследовательских задач я использовала методы наблюдения, опроса и методику "Оценка психологического климата в педагогическом коллективе". Она позволяет определить уровень социально-психологического климата в коллективе. Она также диагностирует уровень сформированности группы как коллектива.
Это опросник состоит из 13 вопросов, в которых предлагалось всем сотрудникам педколлектива по шкале от - 3 до +3 оценить климат в своем коллективе
Оценка психологического климата в педагогическом коллективе
Инструкция: Оцените, пожалуйста, как проявляются перечисленные свойства психологического климата в Вашем коллективе.
Прочтите сначала предложенный текст слева, затем – справа и после этого знаком «+» отметьте в верхней части листа ту оценку, которая соответствует истине, по Вашему мнению.
/3 2 1 0 –1 -2-3/
1.
Преобладает бодрый, жизнерадостный тон настроения Преобладает подавленное настроение
2.
Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии Конфликтность в отношениях и антипатии
3 В отношениях между группировками внутри коллектива существует взаимное расположение, понимание Группировки конфликтуют между собой
4. Членам коллектива нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности Проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности.
5. Успехи или неудачи товарищей вызывают сопереживание, искреннее участие всех членов коллектива Успехи или неудачи товарищей оставляют равнодушными или вызывают зависть, злорадство
6. С уважением относятся к мнению друг друга Каждый считает свое мнение главным, нетерпим к мнению товарищей.
7. Достижения и неудачи коллектива переживаются как свои собственные Достижения и неудачи коллектива не находят отклика у членов коллектива
8. В трудные минуты для коллектива происходим эмоциональное единение «один за всех и все за одного» В трудные минуты коллектив «раскисает», возникают ссоры, потерянность, взаимные обвинения
9. Чувство гордости за коллектив, если его отмечают руководители К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно
10. Коллектив активен, полон энергии Коллектив инертен и пассивен
11. Участливо и доброжелательно относятся к новым членам коллектива, помогают им освоиться в коллективе Новички чувствуют себя чужими, к ним часто проявляют враждебность
12. Совместные дела увлекают всех, велико желание работать коллективно Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает о своих интересах
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, поддерживают слабых, выступают в их защиту Коллектив заметно разделяется на «привилегированных», пренебрежительное отношение к слабым
Обработка полученных данных.
Осуществляется в несколько этапов.
Первый этап: необходимо сложить все абсолютные величины сначала (+, потом (—) оценок, данных каждым участником опроса. Затем из большей величины вычесть меньшую. Получается цифра с положительным или отрицательным знаком. Так обрабатывают ответы каждого члена коллектива.
Второй этап: все цифры, полученные после обработки ответов каждого ученика (педагога, необходимо сложить и разделить на количество отвечающих. Затем полученную цифру сравнивают с «ключом» методики:
+22 и более — это высокая степень благоприятности социально-психологического климата;
от 8 до 22 — средняя степень благоприятности социально-психологического климата;
от 0 до 8 — низкая степень (незначительная) благоприятности;
от 0 до (— 8) — начальная неблагоприятность социально-психологического климата;
от (—8) до (—10) — средняя неблагоприятность;
от (— 10) и ниже в отрицательную сторону — сильная неблагоприятность.
Такой подсчет можно сделать по каждому свойству:
а) записать, а затем сложить оценки, данные отдельному свойству каждым участником опроса;
б) полученную цифру разделить на число участников. Когда будут подсчитаны индексы по каждому свойству, выстраивают ранжированный ряд из этих цифр по степени убывания их величины. Таким образом, мы выявляем свойства, способствующие как сплочению коллектива (положительные, так и его разобщению (свойства с отрицательным знаком).
Описанная методика диагностирует уровень сформированности группы как коллектива и позволяет (при многократном исследовании) проследить динамику его развития (тех свойств, которые «заложены» в опросном листе).