Наталия Копорушкина
Психологический анализ мультфильма «Умка»
Психологический анализ мультипликационного фильма «Умка».
Мультфильм «Умка» был снят в 1969 г. на киностудии «Союзмультфильм».
Автор сценария, писатель Юрий Яковлев. Художники и режиссеры Владимир Попов и Владимир Пекарь. Композитор Евгений Крылатов. Песенку «Колыбельная медведицы» исполнила Аида Ведищева.
Мультипликационный фильм представляет собой рисованную короткометражку продолжительностью 9 мин. 50 сек.
Публикация «Психологический анализ мультфильма „Умка“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Медвежонок Умка
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
1. Описание мультфильма и психологическая интерпритация
На далеком-далеком Северном полюсе мама-медведица учит своего малыша делать берлогу: «Я научу тебя. Тебе пригодится. Нужно вырыть яму и улечься в ней поудобнее. Снег плотно засыпит тебя и когда над тобой вырастет сугроб, начинай ворочаться. Потом встань, выгни спину и у тебя будет берлога, теплая как наша». «А я не задохнусь?» - спрашивает медвежонок. «Нет от теплого дыхания появится отдушина» - отвечает мама- Медведица. «А теперь спать, Умка.» Но умка просит рассказать про рыбу. Медведица рассказывает: «В далеком теплом море, где нет льдин, живет печальная рыба Солнце. Она большая и круглая и плавает только прямо, и не может увернуться от зубов акулы, поэтому она и печальная». «А наше солнце тоже съела акула?». «Нет, солнце не рыба, оно плавает наверху». «А, в верхнем море, да?» - догадался Умка. Мама укладывает мишку спать и поет ему колыбельную:
«Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь.
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш.
Спят твои соседи
Белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш».
Когда малыш просыпается, то видит солнце и людей. Он спрашивает у мамы: «А кто такие люди?». «Люди, это такие медведи, которые ходят на задних лапах и могут снять себя шкуру». Умка тоже так хочет. Медведица говорит, что от них пахнет дымом и к ним нельзя подходить. Зовет его ловить рыбу, чего Умка пока не умеет.
Медведица учит Умку ловить рыбу, говорит, что бы он прикрыл лапой нос, он ведь черный и выдает его на фоне белого снега.
«А медведи, которые ходят на задних лапах и могут снять себя шкуру, тоже закрывают лапой носы?» - интересуется Умка.
Вскоре он познакомился с маленьким мальчиком, которого поначалу очень испугался. Но потом он подбежал к нему и стал его нюхать. «Ты чего это? Ты зачем меня нюхаешь?» - спрашивает мальчик. «Мама говорила, что ты пахнешь дымом, а ты пахнешь молоком. И хвоста у тебя нет, может, вырастет!» Мальчик называет медвежонка глупым.
Мальчик побежал и кинул свою шапку. «Странно у него две головы.» - удивился Умка.
Умка пытается прыгать так же, как олени, но у него ничего не получается. Он снова встречает мальчика. «Ой, это ты? Здорово!» - говорит мальчик Умке. «А у тебя две головы, а у меня, о! Одна.» - говорит Умка. «Это не голова, это шапка!» - объясняет мальчик. «А почему у тебя на носу не растут волосы?» - продолжает Умка. «А вот этого я не знаю».
Умка предлагает своему другу пойти к морю, и он радостно соглашается. Умка зовет его поплавать. «Да ты что? Вода холодная!» - говорит мальчик. «Жарко!» - отвечает Умка. Медвежонок нырнул и мальчик испугался, что он утонул. Но белые медведи не тонут.
Умку зовет мама. Он переживает, как бы ему не попало. «А что делать то?» - спрашивает мальчик. «Ложись в снег и закрой лапой нос» - учит Умка.
Пришла мама и почуяла, что пахнет дымом. Умка отвлекает её, говорит: «О, вон рыба!» - «Где рыба?» - «Вон Она» - «Да где же?» - «Дальше, дальше, вон в той полынье!»
Умка прибегает обратно, но мальчика уже нет, только шапка осталась. Он надевает шапку и бежит искать друга.
Вскоре люди решают двигаться дальше, увозя мальчика прочь от того места, где живет медвежонок. Он опечален. – «А двуногие медведи плавают на льдинах?» - спрашивает Умка у мамы. «Плавают, только самые смелые.» Умка уговаривает маму путешествовать на льдине.
«А акула меня не съест?» - переживает Умка.
«Ты же не печальная рыба Солнце, ты белый медведь! Вперед, Умка!» И они отправляются в далекое странствование.
Медведица поет колыбельную:
«Мы плывем на льдине,
Как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи,
Звездные медведи,
Светят дальним кораблям».
В это время мальчик смотрит на звёздное небо. И видит на нем созвездие большой медведицы и Умку…
2. В вышеприведенном сюжете мультфильма «Умка» авторы отобразили личностные особенности ребенка младшего дошкольного возраста и свойственные этому возрасту особенности поведения. Умка имеет пытливый ум и постоянно задает своей маме забавные вопросы, на которые она терпеливо отвечает. Это свидетельствует о возрасте почемучек, характерной для этого периода. Маленькие дети всегда испытывают интерес к окружающему миру. В три года, когда ребенок уже умеет разговаривать, он начинает проявлять интерес к окружающим предметам, задавая интересные вопросы. У ребенка наступает новый этап в развитии. Возраст почемучек – это примерно с трех лет до пяти. Ребенок трех лет только познает окружающий мир, слишком многое для него пока загадочно и непонятно.
Еще одним индикатором определения возраста медвежонка в сюжете мультфильма выступает самостоятельность. Прежняя совместная с родителями позиция «Мы», превращается в собственную позицию «Я», то есть малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, а это значительно меняет его отношение к окружающему миру. Ребенок без помощи взрослого еще полностью не может справиться со многими вещами, но в нем уже наблюдается стремление к самостоятельности.
Три года — это возраст, который можно рассматривать как определенный рубеж развития ребенка с момента его рождения. Период «слияния» с матерью, малыш все больше начинает осознавать собственную «отдельность».
Изменяется направленность интересов ребенка. Это изменение очень заметно, ведь если раньше малыш интересовался миром предметов, то в этом возрасте все его сознание направлено на познание мира людей. На протяжении младшего дошкольного возраста развивается интерес к общению со сверстниками, открываются новые возможности для воспитания у детей доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, без которых невозможно правильное социальное развитие.
Малыш начинает знакомиться и изучать сверстников (новый друг Умки, примерно такого же возраста, как он).
Ребенок начинает наблюдать за людьми, воспринимать и подражать им. То есть, развитие детей младшего дошкольного возраста характеризуется познанием социальной действительности.
Социальная ситуация развития в этот период общение ребенка со взрослыми и сверстниками.
Развитие детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) имеет характерные особенности. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание изучать и учиться.
Вот и у Умки самая яркая черта – неуёмное любопытство. Всё ему хочется знать. Ответ немедленно вызывает в голове движение мысли и рождает новый вопрос, нередко даже не связанный с предыдущим.
По характеру Умка – спокойный и рассудительный, все свои новые знания стремится выстроить в логическую цепочку. Дети 3-4 лет – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития. Малыш не может еще довольно продолжительно удерживать внимание на одном предмете или деятельности. Наблюдается быстрая смена деятельности, ребенок быстро переключается с одного предмета на другой.
Новое впечатление немедленно вызывает у Умки прилив активности и радости. Увидев скачущих оленей – тут же сам пытается скакать, как они. Увидев маленького мальчика – не пугается, а подходит к нему и замечает:
– Мама говорит, что люди пахнут дымом… а ты пахнешь молоком!
Слабая черта Умки – сенсорика. Сколько ни пытается ему Мама-медведица привить практические навыки – Умка воспринимает их слишком буквально, без связи с конкретной обстановкой. Например, Мама советует Умке закрывать лапой нос при ловле рыбы, потому что чёрный нос выдаёт белого медведя. Умка же понимает это по-своему, и когда хочет помочь своему новому другу спрятаться от Мамы, советует ему:
– Ложись в снег и закрой лапой нос!
При знакомстве с новым другом Умка довольно прямолинеен. Он не здоровается и не прощается, зато тут же засыпает вопросами или удивляется:
– У тебя две головы! А у меня – о! – одна…
В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность.
Когда Умку зовет мама. Он переживает «Как бы мне не попало».
Эмоциональная сфера младшего дошкольного возраста характерна в целом спокойной эмоциональностью, отсутствием сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет динамика представлений ребенка.
Сфера познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познаёт то, что видит перед собой в сию минуту.
Психологические особенности детей дошкольного возраста включают в себя переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению. Малыш все еще сравнивает и анализирует при помощи действий с предметами, однако уже начинает решать кое-какие задачи, опираясь на зрительное восприятие сложившегося положения.
Отношения между Умкой и Мамой – очень хорошие, хотя Умке с ней и немного скучновато, а Маму немного утомляет его неуёмное любопытство. Мама - Медведица спокойна, рассудительна и практична. Она относится к логическим типам – эмоции она особенно не проявляет, зато очень усердно учит Умку тому, что может пригодиться в жизни. По характеру – строгая, но добрая и заботливая. Так и выглядят отношения полудополнения – по программной функции оба дополняют друг друга, а по творческой – наоборот, гасят.
Литература
1. Ительсон Л. Б. Лекции по общей психологии : Учеб. пособие. Мн. ; М., 2000.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб., 2001.
3. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб., 2002.
5. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб. : Питер, 2008.
6. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – М. : Союз, 2006.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. : Академия, 2004.
8. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб. : Питер, 2009.
9. Чернышев А. С., Гребеньков Н. Н., Сарычев С. В., Корнев А. В., Дымов Е. И. Технологии в изучении психологии. – М. : Педагогическое общество, 2003.
10. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М. : Академия, 2007.
11. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика. СПб., 2000.