Петелина Наталья
Психологические защиты у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Условия, при которых у ребенка дошкольного возраста включается психологическая защита:
1. Напряженность отношений с родителями, особенно когда имеет место скрытое эмоциональное отвержение ребенка. Недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка.
2. Невозможность защитить себя, недостаток положительного отношения к себе и ощущения себя как хорошего, достойного.
3. неадекватное отношение значимых людей к внешности ребенка (подчеркивание недостатков).
Публикация «Психологические защиты у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Необходимо помнить, психологическая защита-это не детская вредность и возникает она помимо воли ребенка в ситуациях, когда он не может взять себя в руки. Огорчающее родителей и педагогов поведение ребенка является свидетельством нерационального стеснения его желаний, принуждения его или просто плохого самочувствия. Сталкиваясь с выражениями психологической защиты у детей, необходимо не огорчаться и раздражаться, а проявлять терпение и понимание. У детей дошкольного возраста выделяют следующие психологические защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и формирование реакции.
Поведенческие особенности детей дошкольного возраста, которые характерны для той или иной психологической защиты.
1. Отрицание. Это стремление быть в центре внимания, манера перебивать взрослых при разговоре, легкость в восприятии критики и замечаний, излишне уверенная манера держаться.
2. Вытеснение. Избегание проблемных ситуаций и связанных с ними стимулов, невозмутимость при виде несчастий, отрицание страхов, избирательность памяти (запоминаются только удобные для себя слова и обстоятельства). Эта психологическая защита проявляется в забывании (например, когда ребенку плохо в детском саду. он может не помнить, как провел день, что ему запомнилось на занятиях). вытесняя ситуацию, где ребенок испытывал дискомфорт, дошкольник вместе с тем вытесняет и всю информацию, полученную в это время. Поэтому так необходимо для ребенка дошкольного возраста создание психологически комфортной обстановки в ситуациях. когда хотим ребенка чему-то научить.
3. Регрессия. В силу личностной незрелости дети дошкольного возраста возвращаются к более ранним "детским манерам" в поведении. Такое поведение часто является характерным для детей при сибс-конфликте. дети до трех лет могут утрачивать навыки ходьбы, речи, регуляцию мочеиспускания и т. д. Характерна плаксивость, несамостоятельность, чрезмерная зависимость от взрослых.
4. Компенсация. Слабость и неуспехи в одной области (например, во взаимоотношениях со сверстниками ребенок стремиться восполнить в другой (лучше всех занимается на занятиях). Ориентация на преодоление трудностей, особое усердие в том случае, если значимый взрослый высказывает сомнение в способностях дошкольника. Стремление производить надлежащее впечатление.
5.Проекция. Обидчивость, подозрительность, враждебность, ревнивость (особенно к сверстникам, которые в чем-то превосходят ребенка). Приписывание другим детям собственных, непризнаваемых отрицательных качеств.
6. Замещение. Совершение ребенком разрушительных действий в состоянии гнева, срывание злости на слабом, увлечение военизированными играми, фильмами, боевыми видами спорта.
Интеллектуализация. Не свойственные дошкольному возрасту взрослые рассуждения, эмоциональная сдержанность. Дети превращаются в "маленьких взрослых". рассуждая словами взрослых о взрослых проблемах.
Памятка для педагогов и родителей при столкновении с психологическими защитами у детей
1. Запаситесь терпением.
2. Ищите и отмечайте у ребенка положительные моменты в поведении.
3. не задавайте ребенку вопросы, ответы на которые вы знаете сами.
4. Не отвечайте на вопросы, которые ребенок задавал не вам.
5. Предлагайте ребенку такую ответственность, которая соизмерима с его возможностями.
6. Проявляйте чувствительность к тому, что беспокоит и волнует ребенка.
7. Признавайте собственную слабость, тем самым предоставляя ребенку возможность быть не только слабым, но и сильным