МААМ-картинки

Психологические пятиминутки для детей дошкольного возраста

алефтина кныш
Психологические пятиминутки для детей дошкольного возраста

Содержание деятельности педагога – психолога по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников : содействие развитию личности, сохранение и укрепление психологического здоровья, развитие навыков общения, формирование основ социального и эмоционального интеллекта, повышение психоэмоциональной устойчивости.

Публикация «Психологические пятиминутки для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Методы и приемы: игры на эмоциональное развитие, элементы психогимнастики, игры драматизации, упражнения на обучение простейшим способам саморегуляции, релаксация, минутки психологической разгрузки.

В коррекционной работе с детьми наиболее перспективным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации («здесь и теперь», что поможет овладеть саморегуляцией, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Такие навыки дети приобретают путем освоения упражнений по следующим направлениям:

- освобождение от мышечных зажимов;

- общение и взаимодействие с использованием невербальных средств коммуникации;

- развитие внимания, чувственного восприятия.

Данные игры направленные на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьёзным комбинированным играм, можно выполнять в начале занятий.

Игры для сплочения группы, создания положительного эмоционального настроя («Утреннее приветствие», «Давайте поздороваемся», «Я такой», «Хлопок по спине», «Доброе животное», «Гусеница»)

«Утреннее приветствие»

Все дети встают в круг и поднимают руки вверх (пальцы соединены вместе). Психолог говорит : «С добрым утром солнце! Мы тебе рады. Мы проснулись, за руки взялись». Участники медленно опускают руки, затем берутся за руки. Педагог, поочередно глядя на каждого ребенка, продолжает:

«И (Таня) здесь. И (Саша) здесь». Дети вслед за ним повторяют: «И (Таня) здесь». Затем психолог говорит : «Все здесь!». Участники встают на носочки, не разъединяя рук, поднимают их вверх и хором говорят: «Все здесь».

«Давайте поздороваемся» Дети стоят по кругу в парах. Психолог : «Давайте поздороваемся друг с другом без слов (киваем головой, возьмемся под руки, поздороваемся лбами, плечиками, ладошками, спинками). Как было приятнее общаться, приветствовать друг друга? С кем понравилось общаться?».

Подвижные игры, которые пробуждают активность детей, организуют и сплачивают детей («Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Сова»).

«Дракон кусает свой хвост»

Дети становятся в линию, держась за плечи друг друга. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона при этом не должно разорваться.

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Очень эффективны в работе с гиперактивными детьми.

«Воздушный шарик»

Дети встают в круг. Психолог говорит : «Представьте себе, что сейчас мы будем надувать шарики. Вдохните воздух, надуйте щеки. Поднесите воображаемый шарик к губам и медленно через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как на нем увеличиваются, растут узоры. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите свой шарик друг другу.

Коррекционные движения тела и пальцев обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие мышечных зажимов.

Выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека, так как нет такой эмоции, которые бы не выражались в телесном движении.

Мы охотимся на льва, не боимся мы его. (Маршируют)

У нас длинное ружье (кладут воображаемое ружье на плечо)

И подзорная труба (смотрят в трубу).

Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).

А это – поле: топ, топ, топ (маршируют, повторяя фразу).

Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).

А это – болото: чав, чав, чав (медленно переступают,

вытаскивают «увязшие в болоте» ноги, повторяя фразу).

Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).

А это – море: буль, буль, буль (плывут, повторяя фразу).

Ой! А что это? (смотрят в подзорную трубу).

А это – тропинка: шур – шур – шур (крадутся на носочках, повторяя фразу).

Кто это здесь лежит? (смотрят в подзорную трубу).

Давайте его потрогаем! (дети трогают воображаемого льва).

Да это же лев! Ой, мамочки! (испугались, побежали, в быстром темпе)

По тропинке: шур – шур – шур (крадутся).

По морю: буль, буль, буль (плывут)

По болоту: чав, чав, чав (вытаскивают «увязшие в болоте» ноги).

По полю: топ, топ, топ (маршируют).

Прибежали домой. Дверь закрыли (обхватили себя руками).

Ух! Устали. Молодцы! (На выдохе).

«Мышки в лесу»

Один, два, три, четыре, пять (сгибают и разгибают пальцы рук).

Вышли мышки погулять (указательным и большим пальцами изображают перешагивание).

Эта мышка в лес пошла (сгибают и разгибают мизинцы обеих рук).

Эта мышка гриб нашла (сгибают, разгибают безымянные пальцы обеих рук).

Эта мышка чистить стала (сгибают и разгибают средние пальцы обеих рук).

Эта мышка жарить стала (сгибают и разгибают указательные пальцы рук).

Ну а эта, только ела, от того и потолстела (сгибают и разгибают большие пальцы обеих рук)

Многие упражнения связаны с приемами телесной психокоррекции и направлены на развитие тактильных и эмоциональных контактов у дошкольников. Известно, что более 80% информации в процессе общения передается невербальным способом. У ребенка «живой язык» спонтанных движений и жестов гораздо в большей степени отражает характер его коммуникации. Он учится доверять своему телу, собственным впечатлениям, различать эмоции, усваивает приемы самоконтроля. У человека есть врожденная потребность в гармонии, балансе, поэтому его нервная система зависит от состояния тела в целом. Если тело находится в напряжении, нервная система работает с перегрузками. Большое значение имеют техники непосредственного телесного контакта, потребность в котором у детей очень велика. Техники регрессии помогают создать у ребенка ощущение защищенности, безопасности. Проживая это состояние, ребенок учится строить свои отношения с миром.

«Слепой и поводырь»

Один из детей играет роль «слепого», закрывая глаза и доверяя своему партнеру – поводырю, который должен провести «незрячего» по комнате как можно безопаснее.

По окончании игры идет обсуждение: что помогало или мешало «слепому» довериться партнеру? Обсуждается и роль поводыря: насколько он был внимателен и обеспечивал безопасность для партнера?

Релаксация может проводиться как в начале занятия с целью настройки, так и в конце с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта.

Цель релаксации снятие мышечных зажимов, снижение психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие воображения, чувственного восприятия.

упражнения на развитие пластики тела («Росток», «Потянулись – сломались»);

игры, этюды на расслабление («Штанга», «Шалтай – болтай», «Качели», «Конкурс лентяев»).

«Водопад»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку.

Дети стоят. Психолог : «Закройте глаза и представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло голубое. Воздух свеж. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает свой бег дальше. Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уноситься прочь».

«Путешествие в волшебный лес»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку.

Дети удобно устраиваются на ковре, закрывают глаза.

Психолог : «Лягте в удобное положение и закройте глаза. Представьте себе, что вы в лесу, где много деревьев, кустарников и всевозможных цветов. В самой чаще стоит белая каменная скамейка, присядем на нее. Прислушайтесь к звукам. Вы слышите пение птиц, шорохи трав. Почувствуйте запахи: пахнет влажная земля, ветер доносит запах сосен. Запомните свои ощущения, чувства, захватите их с собой, возвращаясь из путешествия. Пусть они будут с вами весь день. А теперь открываем глаза. Мы снова в детском саду, мы хорошо отдохнули, у нас бодрое настроение, и приятные ощущения не покинут нас в течение всего дня».

Публикации по теме:

Лета середина — собирай малину! Рецепт варенья — пятиминутки из малиныЛета середина — собирай малину! Рецепт варенья — пятиминутки из малины Лета середина - собирай малину! Вот и настала середина лета. Созрела ароматная, яркая, сладкая и полезная ягода - малина. Ягода манит,.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группыПсихологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка "Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы" РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста»Методическая разработка «Психологические особенности детей старшего возраста» Методическая разработка "Психологические особенности детей старшего возраста" К пяти годам дети умеют сдерживать свои чувства и произвольно.

Психологические особенности среднего дошкольного возрастаПсихологические особенности среднего дошкольного возраста Методическая разработка "Психологические особенности среднего дошкольного возраста" В четыре года у ребенка любимый вопрос: «Почему?» Дети.

Методическая разработка «Психологические сказки-тесты» Уважаемые коллеги! Иногда нам приходится долго подбирать методы и приемы, с помощью которых нужно выяснить причину того или иного поведения.

Проект «Журналисты» для детей старшего дошкольного возраста на тему «Здоровье и безопасность детей дошкольного возраста» Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Задачи: Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ Психологические требования к цветовому оформлению интерьера ДОУ. Дорогие мои коллеги, добрый вечер! Предлагаю вам интересную информацию.

Психологические закономерности становления произвольности в дошкольном возрасте Работая психологом в детском саду, при мониторинге готовности детей к школьному обучению, часто встречаюсь с проблемой недостаточного развития.

Психологические тренинги для учеников школы Занятие первое Разминка: Что каждый ждет от тренинга? (Каждый участник группы должен объяснить цель своего прихода в группу.) Упражнение.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Психологические пятиминутки для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 октября 2020 в 11:17
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД